Размышления о Великом посте

Март 1st 2015 -

Молитва

Иоил Франгакос, митрополит Эдессы, Пеллы и Алмопии

Известно, период Великого поста мы можем фактически разделить на две части: семь недель строгого поста и предшествующую им сыропустную неделю. Для многих людей это приятное и желанное время, в то время как для других – тяжелое и томительное. Мы попытаемся поделиться с вами некоторыми мыслями о периоде Великого поста и о том, как его характеризовали святые отцы нашей Церкви.

Прежде всего, мы вспомним святого Иоанна Дамаскина, который оставил некий общий обзор о святой Четыредесятнице. В частности, он учит нас: “Четыредесятницей не пренебрегайте, ибо она являет собой подражание жизни Христа”. Это очень важное замечание. Христос не пренебрегает силой Великой Четыредесятницы, не презирает ее. Он не говорит, что этот период является чем-то неправильным, не насмехается над церковным постом, не негодует о его наступлении, не желает скорого его окончания, не прерывает пост без причины и не утверждает, что времена изменились и, соответственно, должны измениться и мы.

Итак, Великий пост – это подражание жизни Христа. После Крещения Он удалился в пустыню, где “постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал” (Мф. 4:2). Христос был совершенным человеком и не имел никаких греховных стремлений. Своей жизнью Он дал нам пример для подражания. И этот аскетический пример мы всегда должны держать в памяти, чтобы достигнуть главной своей цели – единения с Богом. Христос в этот период претерпевал и искушения дьявола, и во время этих искушений “Ангелы служили Ему” (Мк. 1:13). Период искушений Господа также может многому научить нас.

Христос определенным образом подготовился к искушениям при помощи поста, после чего дьявол обрушился на него, словно яростная буря. Из всех искушений Христос вышел победителем.

То же самое происходит и с верующими. Наша жизнь полна искушений, и мы нуждаемся в подготовке. Период поста являет собой духовную школу, где христианин учится бороться. Господь, первым претерпевший искушения, указал нам путь борьбы с ними.

В течение своего поста Христос подвергался испытаниям и преодолел их. Искушения выпадают и на долю верующих. Почему Бог допускает это? Чтобы показать нам, что мы сильнее их. Чтобы мы смирились. Чтобы бесы поняли, что мы оставляем их. Чтобы мы пожили в аскезе и получили истинный опыт Божественной благодати. Ангелы Господни поддерживают всех, кто борется.

В период поста дьявол искушал Христа, используя как орудие окружающую Его пустынную местность. Одиночество и изоляция часто помогают дьяволу. Как пример можно привести Еву, которая уступила соблазну, находясь вдали от Адама. Кроме того, одиночество может стать причиной скуки, апатии, голода и тревоги. В этом случае дьявол набирается смелости и восстает на нас. Когда же он видит нас окруженными людьми и непоколебимыми, он не решается, как пишет святой Иоанн Златоуст, нанести нам большой вред. Поэтому в период поста нам следует чаще посещать церковные службы, чтобы поддерживать друг друга и воодушевляться мыслью, что в этой борьбе мы не одиноки, ибо вместе с нами борется вся Церковь. Христа ободряли Ангелы Божьи.

Таким образом, мы понимаем, какую огромную пользу несет нам святая Четыредесятница.

Кроме того, великий святой нашей Церкви Иоанн Златоуст пишет, что в течение Великого поста человек стяжает великое богатство добродетелей. Святой подчеркивает, что пост телесный не является великим подвигом, но гораздо большее значение имеет исправление своих недостатков и очищение от греха.

Часто в период Великого поста мы задаем друг другу вопрос: “Сколько недель ты постишься?” В ответ мы можем услышать, что кто-то постится две недели, кто-то три, а кто-то в течение всего поста. Но какую пользу мы получим, если мы проведем это время, не совершая никаких подвигов добродетели?

Если кто-то говорит, что постился в течение всей Четыредесятницы, ответь ему, что имел врага и примирился с ним, осуждал – и прекратил осуждать, имел обыкновение клясться и поборол в себе эту пагубную привычку. Пост не принесет нам никакой пользы, если мы проведем его, как придется. Если в течение поста мы лишь воздерживаемся исключительно в пище, по истечении сорока дней закончится и наш пост. Если же мы в этот период отходим от своих грехов, по окончании поста полученная нами польза останется с нами, продолжится и, в конце концов, дарует нам не кратковременную земную награду, но Царство Небесное.

Таким образом, мы видим, что Великий пост – это не только ограничение в пище, но и упражнение в добродетели. Если же нам удается и то и другое, значит в главный день (Пасху) мы сможем достойно принять участие в духовной трапезе – Святой Евхаристии и причаститься. Участие в таинстве жизни является достаточной целью, способной вдохновить нас на духовную аскезу.

Святой Григорий Богослов подчеркивает, что пост есть очищение человека. Перед великим праздником Пасхи нас ждет “предпразднование” – очищение. Христианин проходит через “соумирание” вместе с Христом. Как Господь умертвил свою плоть ради спасения мира, так и христиане умерщвляют свои страсти ради своего личного спасения. Как Господь постился перед началом искушений, так и мы постимся перед Пасхой.

Держа в памяти все вышесказанное, вступим же в Великую Четыредесятницу и получим великую пользу.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Метки:

Комментарии закрыты.