Рѣчь въ недѣлю о разслабленномъ, сказанная въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 13-го апрѣля 1858 года, митр. Макарій (Булгаковъ)
Май 5th 2012 -
Востани, возми одръ твой и ходи (Іоан. 5, 8).
Одно изъ величайшихъ золъ, какимъ подвергся человѣкъ вслѣдствіе своего паденія, есть безчисленное множество болѣзней, преслѣдующихъ насъ отъ колыбели до гроба. Бываютъ болѣзни легкія и непродолжительныя; но бываютъ тяжкія и весьма продолжительныя, какова и была болѣзнь разслабленнаго, объ исцѣленіи котораго воспоминаетъ нынѣ св. Церковь. Прискорбно терпѣть болѣзни перваго и втораго рода, но несравненно прискорбнѣе — болѣзни послѣдняго рода: онѣ иногда подавляютъ человѣка своею тяжестію. Что жъ дѣлать намъ, христіанамъ, въ этихъ случаяхъ?
Прежде всего, какъ бы ни была продолжительна ваша болѣзнь, не предавайтесь отчаянію. Разслабленный тридцать восемь лѣтъ страдалъ въ своемъ недугѣ, страдалъ и надѣялся, надѣялся и наконецъ получилъ уврачеваніе. Какъ бы ни была сильна и велика ваша болѣзнь, не предавайтесь отчаянію. Разслабленный весь былъ разслабленъ, не могъ двигаться самъ, лежалъ только на одрѣ, — и однакожъ сталъ потомъ ходить и сдѣлался совершенно здоровымъ. Пусть вы испытали уже всѣ пособія человѣческія, пусть врачи не подаютъ вамъ никакой надежды на выздоровленіе: помните твердо, что для васъ есть еще помощь свыше, помощь отъ Господа сотворшаго небо и землю (Псал. 120, 2). И разслабленный говорилъ: человѣка не имамъ, да, егда возмутится вода, ввержетъ мя въ купѣль для исцѣленія (Іоан. 5, 7). Но вмѣсто человѣка пришелъ къ нему самъ Господь и уврачевалъ его. На такого ли врача намъ не надѣяться? Смотрите, какъ велико Его милосердіе и состраданіе къ бѣдствующимъ: Онъ самъ, безъ приглашенія, приходитъ на овчую купель, гдѣ находилось пять притворовъ, наполненныхъ всякаго рода недужными; самъ обращается къ разслабленному и, разумѣвъ, яко многа лѣта уже имяше въ недузѣ (Іоан. 5, 6), милостиво воздвигаетъ его съ одра болѣзни. А могущество нашего небеснаго Врача? Оно не знаетъ никакихъ предѣловъ. Едва сказалъ Онъ разслабленному: востани, возми одръ твой и ходи, — и абіе здравъ бысть человѣкъ (Іоан. 5, 9).
Но, братіе, возлагая всю свою надежду на Господа Бога особенно въ тяжкихъ болѣзняхъ, мы должны пользоваться и тѣми средствами, особенными и сверхъестественными, какія даровалъ Онъ для врачеванія насъ отъ этихъ болѣзней. Въ Іерусалимѣ была чудесная купель — овчая, въ которую каждое лѣто сходилъ ангелъ Господень и возмущалъ воду, такъ что, кто первый потомъ влазилъ въ купель по возмущеніи воды, здравъ бываше (Іоан. 5, 4). Въ Церкви новозавѣтной нѣтъ такой купели, но есть особое таинство, которое не однажды только въ году, а постоянно и во всякое время можетъ врачевать насъ отъ болѣзней тѣлесныхъ, врачуя и отъ духовныхъ, именно таинство елеосвященія. Пользоваться имъ ясно повелѣваетъ намъ св. апостолъ, когда говоритъ: болитъ ли кто въ васъ? да призоветъ пресвитеры церковныя, и да молитву сотворятъ надъ нимъ, помазавше его елеемъ во имя Господне. И молитва вѣры спасетъ болящаго и воздвигнетъ его Господь, и аще грѣхи сотворилъ есть, отпустямся ему (Іак. 5, 14-15). Къ сожалѣнію, мы весьма рѣдко, по укоренившемуся предразсудку, обращаемся къ этому спасительному врачевству, обыкновенно предъ самою уже смертію, когда душа совсѣмъ готова разстаться съ тѣломъ. Между тѣмъ какъ, по заповѣди апостола, таинство елеосвященія предназначено для всѣхъ тяжко больныхъ, для всѣхъ изнемогающихъ отъ недуговъ, а не для однихъ приблизившихся уже къ могилѣ. И можетъ быть многіе изъ нашихъ скончавшихся собратій были бы еще живы, если бы своевременно воспользовались этою благодатною помощію. Другими какъ бы источниками, источающими для насъ, по волѣ Божіей, сверхъестественныя врачеванія отъ нашихъ недуговъ, служатъ св. чудотворныя иконы и мощи угодниковъ Божіихъ. Сколько бывало случаевъ и въ прежнія времена и въ наши дни, случаевъ совершенно достовѣрныхъ, что люди, одержимые самыми тяжкими, закоренѣлыми, неизлечимыми болѣзнями, отправлялись для поклоненія чудотворнымъ иконамъ и св. мощамъ, и возвращались отъ нихъ внезапно исцѣленными! Почему же не притекать къ этимъ спасительнымъ источникамъ и каждому изъ насъ? Нужно только, чтобы сердца наши пламенѣли живою вѣрою въ Бога и въ предстательство угодниковъ Его, къ мощамъ или изображеніямъ которыхъ мы будемъ притекать.
Однимъ словомъ: и въ обыкновенныхъ болѣзняхъ, легкихъ и удобоизлечимыхъ, мы должны, братіе, пользуясь врачевствами человѣческими, главную надежду возлагать на Бога и просить его милости; потому что Онъ даетъ мудрость врачамъ и силу врачевствамъ. А тѣмъ болѣе въ недугахъ тяжкихъ и опасныхъ, когда мало остается или вовсе не остается надежды на пособіе человѣческое, мы должны обращаться всею вѣрующею душею къ небесному Врачу и пользоваться тѣми сверхъестественными средствами, какія, по безконечной благости своей, Онъ даровалъ въ новозавѣтной Церкви для нашего уврачеванія. Аминь.
Слова и рѣчи Макарія, Митрополита Московскаго, произнесенныя въ 1841—1868 г. въ Кіевѣ и Петербургѣ, въ Тамбовской и Харьковской Епархіяхъ. — Изданіе второе (съ портретомъ автора). — СПб.: Типо-Литогр. Р. Голике, 1891. — С. 395-397.
Источникъ: «Русскiй Порталъ