Проповедь в субботу 4-й седмицы по Пасхе протоиерея Александра Глебова
Май 20th 2011 -
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Только что услышанный нами евангельский текст чрезвычайно важен для нас, для нашей полноценной религиозной жизни. Ибо ту беседу, которую мы с вами слышали, Господь имел с уверовавшими в Него иудеями, то есть с людьми, верующими во Христа. А значит, все выше сказанное напрямую относится и к нам с вами, как к людям, так же верующим во Христа.
Господь в этой беседе утверждает, что единственный критерий, по которому можно определить, является ли человек Его последователем или нет – это конкретные дела и жизнь человека. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики».
Это значит, что истинный последователь Христа должен пребывать в Его слове, то есть исполнять то, что Господь говорит, исполнять Его заповеди. И вот через это пребывание в Его слове, через исполнение заповедей человек обретает истину, которая делает его свободным: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», — говорит Христос. И это, пожалуй, ключевая фраза сегодняшнего Евангелия.
О какой же истине говорит Господь? И что за путь ее познания? И от чего это познание освобождает человека? Все эти вопросы нуждаются в объяснении, уже хотя бы потому, что реакция уверовавших во Христа иудеев на Его слова была крайне раздраженной. «Мы – семя Авраамово, и не были рабами никому никогда. Как же Ты говоришь, сделаетесь свободными?» — говорили они. И в этих их словах, конечно, гораздо больше непонимания и амбиций, чем, нежели здравого смысла.
Ну, во-первых, они поняли заявление Христа, как относящееся к внешней политической свободе. Но даже при таком понимании их позиция представляется достаточно странной. Ведь потомки Авраама, или, как они сами себя называли, «семя Авраамово», не раз на протяжении своей истории были рабами, и в Египте, и в Вавилоне, да и сейчас, пафосно декларируя Христу свою свободу, они, в общем-то, были в полурабском состоянии под игом Римской Империи.
Христос, конечно, говорил им не о политической свободе и не о физическом рабстве. Он говорил о духовном рабстве, о рабстве греху. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам, всякий, делающий грех есть раб греха». А что это значит, быть рабом греха? Ведь рабство это не свобода, это потеря свободы.
А потеря свободы это потеря образа Божия. Потому что одна из характеристик образа Божия в человеке это именно свобода, свобода выбора, свобода воли. Но если человек несвободен, значит, образ Божий в нем помрачается. И тогда мы называем поведение такого человека безобразным, то есть без-образным.
Это значит, что образ Божий затенен в нем настолько, что уже ничего человеческого и не осталось. Он полностью порабощен греху. Конечно, грех не сразу порабощает всего человека. Обычно эта внутренняя экспансия происходит постепенно, и происходит не против нашей воли, а при ее активном содействии. Ибо, к сожалению, очень часто свободная воля человека направлена ко злу, направлена ко греху. И направляя раз за разом свою свободную волю ко злу, человек постепенно покоряет ее тому, кому она служит, покоряет ее греху.
Сердце человека, то есть то поле битвы, где, по словам Достоевского, диавол с Богом борется, остается за темной силой. Диавол как бы оккупирует сердце человека, лишает его свободы, делает то, что человек (не?) хочет. Ибо теперь, находясь во власти греха, он будет делать уже то, что велит ему грех.
Вот именно об этой внутренней несвободе и внутреннем противоречии и пишет апостол Павел в 7 главе Послания к Римлянам: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Эти слова апостол Павел относит в первую очередь к себе, но в то же время в них выражена и общечеловеческая правда, относящаяся и ко всем людям, хотя, конечно, в очень разной степени. Ведь каждый из нас совершает грехи, а, совершая тот или иной грех, человек становится подвластным греху.
Как же освободиться от этого рабства и вновь обрести свободу? «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», — говорит Господь. А что такое истина? Сегодня этот известный вопрос Пилата для многих и многих остается открытым.
Ну, во-первых, у каждого своя истина, и каждый ее себе по своему представляет. Да и ищут ее подчас весьма экзотическим путем. Но ведь не может же быть много истин. Истина может быть только одна. И об это истине Господь и свидетельствует, говоря: Я есть путь, истина и жизнь. Значит, абсолютная истина заключена в Боге. А для того, чтобы стать свободным, человек должен познать ее, то есть познать Бога.
Что это значит? На языке Библии слово «познание» — это не сумма знаний о чем-либо или о ком-либо, это не интеллект, не сбор информации, а это соединение. Это когда человек реализует через свою жизнь то, частью чего он стал. Это осуществление чего-либо.
Познание Бога или Богопознание это не богословие. Богопознание означает приятие человеком закона Божия, и жизнь, согласно его заповедям и через осуществление этого закона в жизни своей, через приятие Бога в сердце свое человек вытесняет оттуда другую темную силу. Он получает свободу от рабства греху, от греховной зависимости. В нем проясняется образ Божий.
Значит, через познание истины, то есть через Богопознание, через приятие установленного Богом порядка жизни и отношений между людьми и между людьми и Богом, человек становится свободным.
И закончить сегодняшнюю проповедь я хочу словами апостола Павла из 5 главы Послания к Галатам, где апостол дает следующее определение свободы:
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Аминь.