Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых митрополита Сурожского Антония
Июнь 18th 2011 -
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Матерь Божья и все святые, память которых мы сегодня празднуем. Те, которые известны нам, потому что Бог открыл их нам и потому что они были поняты и узнаны или своими современниками или иногда годы или столетия спустя — все святые являются ответом земли на любовь Божию. И это не только их личный ответ за самих себя, но от лица всей твари и от нашего лица также. Потому что каждый из нас имеет поистине честь называться одним из их имен, нашим христианским именем, именем одного из этих святых.
И эти святые, чьи имена переданы нам, стоят перед Богом и молятся, чтобы не обесчестилось их имя в очах Божиих.
Святые Божии в своей любви, в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном присутствии как бы держат и охватывают все творение.
Как дивно, что мы все принадлежим к этой неисчислимой семье мужчин, женщин, детей, которые поняли, что замыслил Господь, когда Он пришел, жил и учил и умер за нас. Они откликнулись всем своим сердцем, они открылись всем своим умом, они поняли Его замысел и приняли Его весть со всей решимостью преодолеть в самих себе все, что было причиной распятия.
Потому что если бы и один человек на земле отбился, отпал от Бога, Христос пришел бы спасти его ценой собственной жизни. Это Его собственное свидетельство. Один подвижник ранних веков молился, чтобы Бог покарал грешников, и Христос явился ему и сказал: Никогда так не молись. Если бы и один человек на земле согрешил, Я пришел бы умереть за него.
Святые это люди, которые ответили любовью на любовь, люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них, то единственный ответ благодарности это стать такими, чтобы смерть его не была бы напрасной. Взять на себя крест означает именно это. Отвергнуться от всего, что убивает и распинает Христа, от всего, что окружало и окружает Христа ненавистью и непониманием.
И нам это сделать легче, чем тем, которые жили в Его время. Потому что в те дни они могли в Нем ошибиться. Но в наши дни, две тысячи лет спустя, когда мы читаем Евангелие и встает в этом рассказе вся мера роста Христова, Его личность, когда у нас есть миллионы свидетелей, которые говорят нам, что он подлинно отдал Свою жизнь за нас и что единственное, чем мы можем отозваться, это отдать жизнь друг за друга ради Него, как можно нам не отозваться?
Поэтому в этот сегодняшний день примем новое решение: внимать, как они, всем сердцем, всем умом, всей волей, всем существом, чтобы видеть, что случается, чтобы слышать, что Он говорит и ответить благодарностью и решимостью.
И тогда, если мы принесем Богу эту малую нашу благодарность, нашу добрую волю, сила, чтобы нам тоже вырасти в меру роста, которую задумал, возмечтал для нас Бог, сила будет от Бога; как Он сказал: сила Моя в немощи совершается. Моей благодати тебе достаточно. И Павел, который знал это, прибавляет в другом месте: все возможно нам силой Божией, укрепляющей нас.
Сомневаться не в чем – все возможно. Если только мы дадим Богу спасти нас, понести нас от земли на небо.
Давайте же начнем заново. Так, чтобы святые, чьи имена мы носим, радовались о нас, чтобы Матерь Божия, Которая отдала Своего Сына на смерть, дабы мы могли отозваться, могли понять, могли спастись, радовалась о нас. И чтобы Христос видел, что не напрасно Он жил, учил и умирал. Будем Его славой, будем Его светом. Это может быть малый огонек, малая свеча, это может быть свет, блистающий подобно великим святым, но будем светом, просвещающим мир и делающим его менее темным. Будем в радости, чтобы и другие могли научиться радоваться о Господе. Аминь.