Проповедь о десяти прокаженных
Декабрь 28th 2019 -
Иеромонах Вадим (Чинилкин)
Евангелие об исцелении десяти прокаженных Лк, 85 зач., 17, 12-19
Завещание Мадам Ожье, одной из самых богатых женщин Франции, весьма опечалило ее родных и близких, которые остались ни с чем.
Ведь все свое состояние Жанна Ожье завещала благотворительному фонду, который будет заботиться о нескольких приютах для домашних животных. Свой странный поступок она объясняет людской неблагодарностью: «Если вы приласкаете животное, оно вас не забудет, оно будет вам благодарно. Если вы сделаете добро человеку, то порой и „спасибо“ не дождетесь.» Если неблагодарность человеку лишает наследства, то что мы теряем забывая благодарить Бога?
Святой евангелист Лука повествует: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас»( Лк. 17, 12).
Проказа — ужасная болезнь, пораженный ею человек начинает гнить заживо. И если проказа охватит и глаза, и нос, и рот, можно представить: какая пища, которую едят вместе с гноем? Какой воздух которым дышат через гной? И как выглядит мир, когда на него взирают сквозь гной?
Вдвойне прискорбно, что прокаженный болезнью лишен надежды на милосердие общества — на то, что друзья утешат его в скорбях, что заботливые руки близких перевяжут его язвы. Чтобы кто-нибудь случайно не подошел к прокаженному, тот обязан был издалека кричать:"Нечист, нечист!" «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! Нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он: он должен жить отдельно, вне стана жилище его»(Лев. 13, 45-46). Их выгоняли из села или города, и прокаженные жили хуже скота, — презираемые и отверженные. Мимо таких смердящих и оборванных людей проходил Господь Иисус Христос, Неисчерпаемый Источник жизни, красоты и здоровья.
«Увидив их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились»(Лк. 17,14).
Почему они посланы к священникам? Святитель Николай Сербский так говорит об этом:" Потому что на священниках лежала обязанность провозглашать прокаженных нечистыми и изгонять их из общества, а исцеленных признавать чистыми и здоровыми и возвращать их в человеческое общество"( см. Лев. 13, 34, 44). Воплотившийся Бог не хочет нарушать закона, Им данного, тем более что закон не мешал, а, напротив, помогал делу спасения, и священники получали возможность удостовериться в явном чуде. Отправившись, по слову Господню, изъеденные недугом несчастные люди, внезапно стали здоровыми и чистыми. И смрад, и гной — все исчезло, не оставив и следа от гибельной проказы. Властитель природы с легкостью, одним лишь словом, исцелил.
«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин»( Лк. 17, 15, 16).
Из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. Единственный благодарный человек был самарянин, и то что он был чуждого рода (ассириец) не помешало ему вернуться к Благодателю. Только что самарянин был извергнутым отбросом жизни, и вот теперь — он достойная часть человеческого общества. Тело исполнилось здоровья, сердце-- радости, очи — слез! И как не прославить звонким голосом Всеблагого Творца, спасшего от неописуемого несчастья, вернуться к Христу, пасть к Его ногам и поблагодарить.
«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: Встань иди; вера твоя спасла тебя»( Лк. 17, 17- 19).
Задавая вопрос, Господь упрекает неблагодарных людей, получивших исцеление, но потерявших Исцелителя. Иудеи хвалились своей богоизбранностью и тем, что превосходили все прочие народы богопознанием. Но вот — ассириец явился обладателем более просветленного ума и благородного сердца, чем самодовольные иудеи. Но, к сожалению, эта история повторяется с избранными и неизбранными до наших дней. И сегодня некоторые из язычников и мусульман обладают более открытым к Богу умом и благодарным Ему сердцем, чем многие называющие себя христианами.
«Вера твоя спасла тебя»( Лк. 17, 19).
Велик Господь в смирении, Для Христа радостно называть людей соработниками в Своих великих и благих делах. Человеческая гордость и тщеславие чужды Ему, Он разделяет Свои заслуги с другими, Свое богатство — с бедными, Свою славу — с жалкими и несчастными. Мы можем научиться у Благого Христа не приписывать, в гордой слепоте, все умения, все успехи, все блага исключительно себе, не забывать и не замалчивать во всем этом львиную долю Божию . Увидим, как Бог не скрывает и одной капли человеческой заслуги в целом океане Своих заслуг, но напротив, Свои заслуги скрывает, а подчеркивает заслуги людей! При виде такого смирения Господа имеющий совесть устыдится и покается в своем глупом и грубом самохвальстве, и станет благодарным по отношению к Богу и людям.
«Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная,»-- сказал святитель Иоанн Златоуст. Хотя человеческая благодарность не сделает Бога ни более могущественным, ни более живым; но она обогатит и сделает более могущественными и живыми самих людей. Благодарность Богу воздвигает нас из тления смертного, освобождает от привязанности к тому, с чем мы однажды, вне зависимости от нашего желания, должны будем расстаться. Благодарность прилепляет нас к Бессмертному Богу, близ Которого мы никогда не будем в жизни вечной, если не прилепимся к Нему в жизни временной. Будем убегать неблагодарности, чтобы сподобиться будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.