Поученіе. Въ понедѣльникъ Страстной седмицы, на литургіи. Еп. Іустинъ (Полянскій)

Апрель 26th 2017 -

Великий Понедельник. Проклятие смоковницы

Грядый Господь къ вольной страсти, Апостоломъ глаголаша на пути:
се восходимъ во Іерусалимъ, и предастся Сынъ Человѣческій,
якоже есть писано о Немъ: пріидите убо и мы,
очищенными смыслы сшествуемъ Ему, и распнемся
и умертвимся Его ради житейскихъ сластемъ,
да и оживемъ съ Нимъ
(на Вечер. стихира 1-я).

[Сочинения Иустина, епископа Рязанского и Зарайского. Том X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поучения). М., 1895] Господь грядетъ на вольныя страданія; и св. Церковь приглашаетъ насъ, и самое сердце наше побуждаетъ насъ, и самый долгъ нашъ велитъ намъ сшествовать Ему, сраспяться съ Нимъ, умереть для житейскихъ сластей Его ради, чтобы и ожить съ Нимъ...


Но какъ и какими путями мы можемъ сшествовать Господу?

Первый путь къ шествованію за Христомъ во дни страданій Его есть постоянное присутствованіе въ эти дни при Богослуженіяхъ церковныхъ. Богомудрые отцы Церкви такъ составили и расположили Богослуженія настоящей седьмицы, что въ нихъ живо отражается весь образъ и вся постепенность страданій Христовыхъ. Храмъ поперемѣнно представляетъ собою то Сіонскую горницу и Геѳсиманію, то Голгоѳу и вертоградъ Іосифовъ. Посему, кто постоянно въ храмѣ въ эти дни, тотъ видимо сшествуетъ Господу, грядущему на страданія.

Второй путь къ шествованію за Христомъ, въ настоящіе дни, есть благоговѣйное чтеніе въ Евангеліи послѣднихъ бесѣдъ и страданій Его. Средство сіе есть всегда одно изъ дѣйствитедьнѣйшихъ къ тому, чтобы приблизиться въ духѣ къ Господу; но тѣмъ болѣе оно не должно быть оставлено безъ употребленія въ продолженіе настоящей седьмицы. Чтеніе сіе представляетъ всю удобность слѣдовать за Господомъ всѣми мыслями и чувствами. Читая Евангеліе, невольно переносишься въ умѣ на мѣсто событій, принимаешь живое участіе въ происходящемъ, идешь за Спасителемъ и страдаешь съ Нимъ.

Третій путь къ шествованію за Господомъ, въ настоящіе дни, есть благоговѣйное размышленіе о Его страданіяхъ. Такое размышленіе, въ случаѣ необходимости, одно можетъ замѣнить всѣ другія средства. Ибо чрезъ размышленіе мы вообще сближаемся съ лицами и вещами самыми отдаленными, усвояемъ ихъ себѣ и какъ бы вводимъ ихъ въ свою душу. Представь страданія Христовы, какъ можно живѣе, въ умѣ своемъ; спроси себя: за что и для чего страдалъ ни въ чемъ неповинный? Св. вѣра скажетъ тебѣ: за міръ, за грѣшниковъ, за тебя; потомъ спроси еще: что требуется отъ грѣшника для того, чтобы страданіе и смерть Спасителя не остались для него безплодными? Та же вѣра скажетъ тебѣ, что для сего требуется усвоеніе умомъ и сердцемъ заслугъ Христовыхъ, покаяніе и подражаніе Христу въ благой жизни; а совѣсть подскажетъ тебѣ: усвоилъ ли ты спасеніе Христово, ожидъ ли ты Его смертію?.. Такія размышленія удивительно какъ скоро приближаютъ грѣшника къ его Спасителю, тѣсно и навсегда союзомъ любви связуютъ съ Крестомъ Его, сильно и живо вводятъ въ участіе къ тому, что происходитъ на Голгоѳѣ.

Четвертый путь къ шествованію за Христомъ, въ настоящіе дни, есть путь поста и молитвы, исповѣди и причащенія, иначе — особенно благоговѣйнаго говѣнія. Постъ, облегчая наше тѣло, а чрезъ то и душу, дѣлаетъ насъ способнѣе къ слѣдованію за Христомъ, по тернистому пути Его. Молитва возноситъ насъ выше обыденщины нашей и дѣлаетъ способными какъ бы летѣть по пути сему, не чувствуя его неудобствъ. Исповѣдь, очищая и облегчая совѣсть, производитъ еще большую легкость духовную и заставляетъ не выпускать изъ виду Спасителя, страждущаго за тѣ грѣхи, въ коихъ мы каемся. А причащеніе не только приближаетъ насъ ко Господу, но и соединяетъ съ Нимъ самымъ неразрывнымъ образомъ. И когда же намъ, возлюбленные, необходимѣе и спасительнѣе соблюсти все это, какъ не во дни, въ которые «Царь царствующихъ и Господь господствующихъ приходитъ заклатися и датися въ снѣдь вѣрнымъ?»

Наконецъ послѣдній — очевидный путь къ шествованію за Христомъ, въ настоящіе дни, есть шествованіе за Нимъ въ меньшей Его братіи, — оказаніе во имя Его помощи бѣдствующему человѣчеству. Путь сей можетъ казаться отдаленнымъ и не прямымъ; но въ самомъ дѣлѣ онъ чрезвычайно близокъ, удобенъ и прямъ. Ибо Спаситель нашъ столько любвеобиленъ, что все дѣлаемое нами во имя Его, для страждущаго человѣчества, усвояетъ лично Себѣ Самому. На самомъ страшномъ судѣ Своемъ Онъ потребуетъ у насъ особенно дѣлъ милосердія къ ближнимъ и на нихъ утвердитъ наше оправданіе или осужденіе.

Таковы, мои возлюбленные, главные и открытые для всѣхъ пути, коими христіанинъ, въ настоящіе дни, можетъ сшествовать грядущему на страданія Господу. Избирайте какой вамъ угодно изъ этихъ путей и какой для васъ удобнѣе. — Ты, по бѣдности своей, не можешь напитать и одѣть Господа въ меньшей братіи Его: прими самъ отъ Него пищу въ Евхаристіи, одежду оправданія — въ исповѣди, облегченіе — въ постѣ и молитвѣ. Не можешь быть въ Церкви, — читай Евангеліе, особенно о страданіяхъ Господа. Не можешь и этого, — размышляй съ молитвою о томъ, за кого и для чего пострадалъ Спаситель твой. Послѣднее, явно, возможно для всякаго и вездѣ: на пути и дома, на самомъ одрѣ болѣзни и въ темницѣ. Но идя и симъ однимъ путемъ молитвеннаго размышленія, можно вполнѣ достигнуть цѣли, то-есть — раздѣлить съ Господомъ Его страданія и смерть. А лучше идти всѣми указанными путями; потому что всѣ они удобно сливаются въ одинъ путь и ведутъ насъ къ небесному Чертогу вѣчной славы и блаженства, съ Господомъ Искупителемъ и Спасителемъ нашимъ, Крестомъ вошедшимъ въ славу Свою и намъ отверзшимъ райскія двери въ Царство небесное. Аминь.

Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 166-169.

Метки:

Комментарии закрыты.