Почитание Святых, в Земле Русской просиявших
Январь 9th 2021 -
Архиепископ Никон (Рклицкий)
В настоящий воскресный день мы прославляем святых угодников Божиих, в Земле Русской просиявших.
Этот праздник, когда-то существовавший в Русской Церкви в Московской Руси, был возстановлен Великим Московским Собором 1917—1918 годов в начале того страстотерпческаго пути, по которому идет Русская Церковь от начала революции и до сегодняшняго дня. Установлен этот праздник для того, чтобы напомнить Русскому народу о сонме его соотечественников-подвижников — проповедников веры Христовой и укрепить его на подражание и продолжение их подвига.
В Христовой Церкви в почитании безчисленнаго сонма святых существуют различные образы их почитания.
Иное почитание святых апостолов и иное святителей Божиих, и иное святых мучеников, и иное преподобных; иное святых жен и иное святых мужей.
И каждый святой почитается по образу его жизни и подвига его веры, но не существует разделения святых по национальностям — свв. Апостолы иудеи по национальности и св. мученики греки, и римляне, и сирийцы, и вообще святые всякаго народа одинаково дороги верующему православному сердцу. Русскому человеку трудно представить себе, что Святитель Николай М?рликийский был грек и не говорил по-русски и что Божия Матерь была иудейская девушка.
Поэтому и праздник всех святых, в Земле Русской просиявших, в духовном отношении является повторением праздника Всех Святых, установленнаго с древняго времени после праздника Святой Троицы.
И оба эти воскресения, посвященныя первое всем святым и второе русским святым, имеют величайшее значение для верующаго сердца и для нашего спасения и составляют драгоценное богатство Св. Православной Церкви, чего лишены другия исповедания, особенно протестанты, не почитающие святых.
Почитание святых является венцом почитания нами Воскресения Христова из мертвых и дарования нам вечной жизни.
В весь длинный период времени от праздника Св. Пасхи и кончая праздником Святой Троицы, Св. Церковь в своих евангельских чтениях почти исключительно в чтениях Евангелия св. Апостола иоанна Богослова — благовестника иисусова Божества, в чтениях из Деяний святых Апостолов и в богослужебных чтениях возвещает нам о том, что воскресший Христос есть истинный Бог, Творец неба и земли, дарующий нам воскресение и вечную жизнь.
После этого проповедь для того, чтобы как бы ввести её в нашу душу, сделать её действенной для каждаго из нас, потому что приятие или неприятие этой истины зависит от нашей свободной воли и определяет нашу судьбу в вечности, Св. Церковь и приводит к нашему духовному взору сонм всех святых, просиявших как плод Воскресения Христова.
Они, все святые, принадлежали ко всем эпохам после воскресения, ко всем нациям и народам, ко всем классам и положениям в человеческом обществе, а по своим человеческим качествам были лучшими из людей.
Перед их сонмом отпадает какое бы то ни было наше самооправдание в греховности и маловерии.
Если мой лукавый помысл скажет: я был плохим христианином, потому что я был бедным или богатым, малообразованным или ложно образованным, увлеченным мирской жизнью или тупоумным и т. д. и т. д., то меня обличат святые угодники, которые во всех подобных обстоятельствах и положениях победили грех и угодили Богу своей жизнью, и перед их светлым сонмом мне остается только одно — признать в своей душе, что во всех своих грехах виноват только я один, а не те обстоятельства, при которых прошла моя жизнь.
Господь ставил меня в различныя положения в жизни для того, чтобы дать мне возможность выйти победителем греха и наследовать ту вечную жизнь, которую Он уготовал любящим Его.
Признав себя самого виновным в своей духовной скудости, мне остается прибегнуть к сонму святых, которые преисполнены любви ко всем нам, у которых мы можем заим ствовать из их духовнаго богатства недостающее нам для угождения Богу.
Вот почему этот праздник превращает нашу печаль о духовной скудости в величайшую радость.
В благодатной Церкви Божией мы можем приобщиться к сонму святых, стать их согражданами, воспользоваться их подвигами через наше покаяние и через нашу любовь к ним и их почитание и воскреснуть с ними к новой жизни во Христе.
Газета 'Колокол' № 133 июль 2013 г.