Грех и болезнь. Спасение и исцеление
Март 14th 2015 -
Архимандрит Никанор Караяннис.
“Чадо, отпущаются тебе грехи твои”. Эти слова Христа, обращенные к расслабленному из Капернаума, связывают болезнь с грехом, а прощение – с исцелением.
Поэтому Христос, прежде всего, исцеляет корень болезни – грех – и вслед за этим дарует телесное исцеление. Это является доказательством того, что “Сын человеческий власть имеет на земле прощать грехи”. Если бы не существовало никакой связи и зависимости между прощением и исцелением, тогда слова Христа оставались бы непонятыми и висящими в воздухе. Христос проповедует как победитель греха, который снимает с человека его тяжесть, исцеляет симптомы греха, одним из которых является болезнь.
Христианское учение и наука
Однако все это кажется парадоксальным и бросает вызов логике современного человека, противоречит его научной картине мира. Ни в одной из медицинских книг мы не найдем ни связи греха и болезни, ни, конечно, исцеления через спасение. Тем не менее, ни один врач не может отрицать, что грех как попрание законов жизни и границ естественного является инородным телом в человеческом организме. Это груз, давящий на душу, ослабляющий ее выносливость, приводящий к душевной и телесной немощи и, в конце концов, к биологической смерти. Таким образом, мы можем сделать вывод, что любое физическое зло происходит из зла нравственного. Именно оно являет собой корень всей боли и всех скорбей этого мира.
Священное Писание не исследует внешних причин, способных вызвать ту или иную болезнь, не уделяет внимания биологическим ее аспектам и медицинским способам ее излечивания, которые призвана изучать наука и улучшать, таким образом, физическую сторону человеческой жизни. Вера не заменяет науку, но и наука, в свою очередь, не упраздняет веру. В действительности, они не конфликтуют друг с другом. Если обе действуют верно, они могут помочь человеку оправиться от падения. Наука – способность человеческого разума, дар Божий, имеющий, однако, определенные границы, за которыми простирается бесконечное пространство веры. Божественное откровение устремляется в корень боли, болезни и смерти, которые являются ничем иным, как нарушением отношений человека с Богом. В этом кроется и ответ на вопрос о том, откуда происходит все мировое зло и как найти к нему онтологический подход.
Человек перед болезнью и исцелением
Христос не говорит о сущности греха. В его проповеди грех предстает суровой реальностью, препятствующей воцарению Царства Божия. Пока существует современный мир, человечество будет находиться под воздействием последствий греха, одной из которых является болезнь. Грех становится причиной печальных последствий для всех без исключения. Все мы знаем, как часто в нашей жизни возникают стресс, волнение, страх, чувство незащищенности, внутренний раскол и разногласия – состояние духовной и телесной болезни и тления. Только так мы можем осознать внутреннюю связь греха и болезни, как этому учил Христос и апостол Павел.
Христос встречает человека, переживающего весь ужас и трагедию, которыми зло наполнило его существование. С помощью учения и чудес Христа человек освобождается от греха и исцеляется от болезни. Господь дает ему возможность победить зло, коренящееся внутри него и отражающееся во всем, что его окружает. Исцеление болезней и проповедование Евангелия сосуществуют в деяниях и миссии Господа. Спасительная сила веры и исцеляющая сила Христа распространяются на человеческую жизнь и преображают ее.
Возлюбленные мои братья, болезнь – состояние человека после грехопадения. Поэтому ее излечивание является либо плодом чудотворной Божественной благодати, либо результатом научных достижений. В обоих случаях это победа человека над тленностью, продление чуда жизни в ущерб смерти до окончательного ее сокрушения после всеобщего воскресения в вечной жизни. Аминь.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптсия”.