О подготовке к Причастию
Декабрь 5th 2014 -
Протоиерей Андрей Канев,
руководитель отдела религиозного образования и катехизации
Екатеринбургской митрополии
Жизнь христианина в Церкви строится на его общении с Богом. И каждый раз, произнося слова молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй» , мы исповедуем, что наш мир может существовать только когда в нем присутствует благодать Божия. И потому главная цель церковной жизни состоит в том, чтобы дать Богу действовать в жизни человека, и прежде всего через таинства.
Эта таинственная жизнь Церкви имеет не только определенную направленность, но и вполне объяснимую логику, согласно которой сначала человек готовится и приступает к первым и потому очень важным таинствам Крещения и Миропомазания; после рождения в духовную жизнь и получения даров Святого Духа участие теперь уже христианина в жизни Церкви не заканчивается, а напротив, лишь начинается и приобретает свой смысл, порядок и ритм. И если не все новоначальные христиане могут сразу приступить к таинствам Брака, Священства или Соборования, то к таинствам Покаяния и Евхаристии, согласно логике церковной жизни, ее учению и многовековому опыту, прибегать должны все взрослые члены Церкви. О таинствах Крещения, Миропомазания и Покаяния мы уже говорили, а в ближайших номерах мы рассмотрим таинство Евхаристии или, как его еще называют, – таинство святого Причащения и правильную подготовку к нему.
Я полагаю, что не только у верующих, но и даже у людей, незнакомых с Православием и с христианской Церковью, есть какие-то свои представления о таинстве Причащения. Суть его в том, что Господь дает нам, недостойным людям, не имеющим в себе источника жизни, возможность прикоснуться к ее Источнику. Прикоснуться не просто руками, как в современных музеях, где висят надписи «можно трогать руками» – тоже ведь признак сопричастности: пришел, пощупал, потрогал. В таинстве Причастия происходит соединение внутреннее, когда человек, принимая под видом вина и хлеба Тело и Кровь Христовы, принимает не просто Тело и Кровь, а принимает Самого Христа, принимает Его цельно, с Его Душой. И Его Тело становится, как некоторые отцы говорят, нашим телом. И это надо прочувствовать, не только понять этот образ своим умом.
Мы буквально соединяемся со Христом. То есть это не просто символ, не просто воспоминания – это соединение. Господь установил это таинство на Тайной Вечере. За тем столом апостолы действительно принимали Пасхальную пищу, которая дает жизнь человеку. И мы Святые Дары принимаем вовнутрь, а не просто прикасаемся благоговейно (как к иконе) и не просто помазываемся (как святым маслом), – это принятие внутрь, производящее наитеснейшее соединение человека с Богом.
Преподобный Исихий учит: «Когда мы, недостойные, сподобимся причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания. Ибо, входя в нас, огнь сей Божественный тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. И если после сего мы будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде». Так видели действие этого таинства на человека святые отцы, и мы должны относиться к нему с глубоким осознанием, которое должно основываться на учении Святой Церкви.
Участвуя в таинствах, человек должен понимать, что он делает. В физической жизни можно не понимать до конца, как то или иное вещество действует в организме – оно все равно будет действовать. К примеру, врач выписал лекарство и человек его принял. В нем что-то растворилось, что-то у него перестало болеть, но нравственная сторона его жизни при этом никак не изменилась. Но таинство Причастия действует совсем иным образом – здесь происходит буквальное соединение со Христом. Не просто духовное действие благодати через Святого Духа, а именно практическое, действительное духовно-телесное соединение. И если ты понимаешь глубину таинства, то становится даже страшно от понимания, что Господь действительно ради нас Сына Своего Единородного отдал на распятие. Оказывается, настолько велика Его любовь к нам, что Он на каждой православной Литургии вино и хлеб претворяет в Тело и Кровь Своего Сына.
И как нужно к этому готовиться? Порой приходит незнакомый человек и говорит: «А я хочу причаститься». Он где-то что-то услышал, и у него появилось это благочестивое желание. Начинаешь спрашивать, знает ли он, что это такое – Причастие, и в ответ слышишь различные импровизации... Человеку необходимо подготовиться, чтобы знал, что за Дар он получит и как им распорядиться.
Одна наша прихожанка, стремящаяся научиться приступать к таинству, побывала в отпуске в одном из городов Украины. Там и гонений было меньше, чем в России, и церкви не разрушались, и вроде бы культура христианская сохраняется, если не в первозданном, то в дореволюционном виде. Ее родственница предложила ей поехать в монастырь. Накануне у них был вечер встречи с возлияниями и вкушением непостных блюд, утром – плотный завтрак. Наша прихожанка подумала, что они едут просто помолиться, посмотреть и приложиться к святыням, но, подъезжая к храму, родственница предложила всем причаститься. А наша-то уже знает, что хотя бы натощак надо причащаться, попоститься, помолиться, поисповедоваться перед этим. А родственница отвечает: «Да ничего страшного, меня батюшки знают...» Наша подумала: «Что я буду соваться в тайны чужого духовного окормления, сама еще ничего толком не знаю». Она, естественно, не пошла к Причастию, а родственница причастилась. Моя знакомая засомневалась в знаниях и христианском опыте родственницы и спросила ее: «А что ты приняла в таинстве?» На что радостная причастница без сомнения ответила: «малинку». Вечером «малиновое причастие» закончилось продолжением возлияний и семейным скандалом – причастившаяся христианка устроила дома такой скандал, что мужу пришлось применять физическую силу, чтобы ее успокоить. Так это Причастие во благо пошло или во вред? Разве оно было во оставление грехов?
Преподобный авва Исаия восклицал: «Горе мне! Горе мне! Не прекращая увлекаться в общение с врагами Божиими, как я могу иметь общение с Богом? Из этого следует, что я причащаюсь в суд и в обличение себе. Перед преподанием Даров возглашаются слова: «Святая святым!» и это значит, что приглашаются к Святым Таинам святые люди. Но если я свят, то кто же приводит во мне грех в действие?» Вопрошает святой себя, но этот вопрос обращен к каждому из нас. В наши дни он, пожалуй, актуален как никогда, ибо после 70 лет гонений на Церковь и оскудения веры людей непросвещенных и недостойно принимающих Святые Дары – немало.
Поэтому подробнее остановимся на том, что есть недостойное Причащение. Ведь и недостоинство, оказывается, может быть совершенно разным! Одно дело – недостоинство мытаря, который понимает свою греховность, а другое дело – недостоинство причастника, не подготовившегося к таинству. Духовное состояние у них разное.
Первое условие подготовки к Причастию – понимание святости того, что мы принимаем в себя и для чего это делаем. Я не буду касаться общеизвестных условий подготовки, поста и молитвы. Духовный отец, наставник со своим чадом должен определить меру молитвы и поста перед святым Причастием. И пост должен быть согласован со священником, а не взят как попало, с потолка, и мера супружеского воздержания должна быть оговорена с пастырем. Тема эта непростая, у нас не во всех семьях оба супруга – христиане, у каждого своя степень воцерковления, именно поэтому мера воздержания должна быть согласована со священником: есть определенные церковные правила, миряне могут их не знать, но священники знают.
Знает пастырь и о том, какое молитвенное правило должно быть у его пасомого. Порой люди взваливают на себя ношу неподъемную, самочинно берутся вычитывать такое число канонов и акафистов, что духовной пользы ждать не приходится. Все это должно решаться и, я полагаю, решается на пастырском уровне.
Но самое основное – подготовка к Покаянию. Так традиционно повелось, что у нас в Русской Церкви Причастие следует за Исповедью. Безусловно, они не связаны между собой, то есть исповедоваться человек может в любое время, когда он захотел и согласовал со своим пастырем. И мы знаем примеры исповедей монастырских, когда каждый день человек может исповедоваться, но по каким-то причинам не каждый день причащается. Но Причастие все-таки следует за Исповедью, так что священник имеет возможность увидеть духовное состояние человека. Поэтому наиважнейшее условие для Причастия – это покаяние. Искреннее, настоящее покаяние.
Святитель Тихон Задонский на вопрос, «как христиане должны приступать к Причащению Тела и Крови Христовых», отвечал так: «Многие читают много молитв, псалмов и акафистов, но этого приготовления недостаточно. Ибо молитву от неисправного и неочищенного сердца не приемлет Бог». Страшно приступать не очистившемуся истинным покаянием; страшно и приступившему, причастившемуся снова оскверняться мирскими похотями: и то, и другое страшно. Но покаяние – это не разовое событие в жизни человека, это дело всей его жизни – если он идет по ней, как христианин, чтобы достигнуть «живота вечного и получить благоприятный ответ на Страшном Судище». И потому не раз в год он должен вспоминать свои прегрешения, и не единожды каяться в них за все прошедшие 365 дней, когда каждый из них вряд ли прошел без преткновения.
Таинство Исповеди, таинство покаяния – целый процесс, длинный, серьезный, охватывающий всю жизнь человека. И если человек находится в нем, то не просто раз в год перечисляет грехи, выписанные из книжки, – он покаяние использует как способ борьбы с грехами. Такой человек при том, что он формально не подготовлен к Причастию, все же может причаститься. Ему не возбраняется прикоснуться к Источнику жизни. Но если человек не кается, если за ним остаются нераскаянные смертные грехи, то этот человек никогда не будет достоин Причастия.
Мы очень часто слово «достоин» принимаем в смысле мирском: я достоин этого высокого положения, я достоин некоей награды. А нам вдруг говорят, что мы все недостойны. Если человек подвержен смертным грехам или находится на епитимье, то он по опыту Церкви отодвигается от Причастия. И это делается не для того, чтобы показать, «мы достойны какой-то славы, а он недостоин»: его нужно уберечь от больших ошибок – помните, когда Господа обвиняли в том, что он в субботу исцелил человека, а Он утверждал, что важнее душу спасти? Весь канонический опыт Церкви говорит, что человек должен быть подготовлен к таинству святого Причащения. Есть условия допуска до этого таинства.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в проповеди на Великий Четверг называет пять таких условий: человек должен быть крещеным, не быть еретиком, не должен быть на епитимии, не должен иметь нераскаянных смертных грехов. И что самое важное: он должен каяться в тех грехах, которые у него сейчас есть.
Если эти пять условий соблюдаются, то человек может причащаться часто.
Читая благодарственные молитвы по святом Причащении, мы вслед за святителем Василием Великим повторяем: «Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Частые прикосновения ко Христу оживляют человека. На сегодняшний день в Церкви Православной появилось много псевдоусловий участия в этом таинстве – например, что причащаться можно раз в сорок дней. Хотелось бы узнать, откуда взялся такой опыт? Почему не раз в двадцать? Что, Причастие выветривается? Мы можем потерять его даже через полчаса после службы, осудив кого-либо. Я не хотел бы, чтобы мои слова поняли так: «айда все, кто мимо проходит, причащайтесь и всем будет благо». Этого нельзя делать, это преступление. С другой стороны, не проверять пасомых, как они готовятся к этому таинству, будет нарушением.
Каноны Церкви говорят: если священник причастил недостойного, то несет равную ответственность с грешником. Значит, я не просто как медбрат – только подаю инструменты хирургу, а на равных с больным могу погибнуть при операции. Оказывается, для священника важно: кому он подал святыню. С него спросится: а ты проверил, кто это? Человек, находящийся под епитимией, в смертных грехах, не должен причащаться, потому что ему это будет во вред. Нельзя маленькому ребенку дать тяжелую гирю и сказать: возьми и тащи, она мышцы укрепляет. Что с ребенком будет? Надорвется. Опыт епитимийный предполагает отход от таинства Причастия на время исправления: священник заботится о душе человека, чтобы не было у него отрицательных последствий после Причастия.
Итак, Причастие есть благодатное приобщение души человека к Творцу и вечной жизни с Ним. Низводя эту величайшую тайну до обыденных образов, мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она постоянно должна получать после своего рождения в таинстве Крещения. Как плотию своей человек рождается в мир единожды, а питается до конца жизни, так и Крещение есть событие разовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно! И такое питание души и тела человека Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, такое соединение со Христом – событие таинственное, потрясающее и преображающее всего человека; необходимо только подойти к нему максимально готовыми: иметь искреннюю веру во Христа и понимать смысл Евхаристии, иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознавать свое недостоинство для принятия сего великого Дара.
Но такому духовному деланию всем нам еще надлежит обучаться, подобно тому, как подвижники веры восходили к жизни добродетельной постепенно, ступая на каждую ступень духовной лествицы. И хотя святые отцы всегда подчеркивали, что никто не может быть достоин Причащения, однако постоянно напоминали, что всякий приступающий к таинству должен быть готов к встрече со Христом.
Источник: «Православная газета»