Великое событие Благовещения и свобода Богоматери

Апрель 7th 2014 -

Никос Коиос.

Блаженной памяти старец Софроний Сахаров в книге “Подвиг богопознания” пишет: Богородица в своей беседе с Архангелом показала, что она не была наивной (см. Лк. 1:34)1.

В рассказе евангелиста Луки о Благовещении наше внимание часто больше сосредоточивается на величии Божественного схождения и чистоте Девы Марии, которая удостоилась сделаться сосудом Воплощенного Бога Слова, вместилищем Невместимого. Лишь немногие размышляют о той ситуации, в которой оказалась Мария, о Ее чувствах и недоумении, которые Она испытала в тот момент, когда Ангел обратил к Ней свое радостное приветствие.

Но то, что проходит незамеченным многими людьми, не остается без внимания Церкви. Целый канон, поющийся на утрени праздника Благовещения, посвящен разговору Богородицы и Ангела. Гимнограф с великим талантом и искусностью не просто воспевает это событие, но представляет нам некий срез чувств и размышлений Непорочной Девы. Ее мучают и терзают вопросы о биологической невозможности предрекаемого: “Говори самым ясным образом: как зачну Я, Дева непорочная?” (тропарь 1 песни канона утрени). И более ярко: «Таков закон от Бога смертным, чтобы рождение от взаимной любви происходило; но Я совершенно не знаю услаждения с супругом, как же ты говоришь, что должно Мне родить?» (тропарь 8 песни). Чистота и безгрешность Богородицы отнюдь не что-то механическое и закономерное, могущее быть таковым из-за неведения и презрения к человеческим физиологическим функциям. Ей известен путь к деторождению, который был дан людям Богом, – любовный союз мужчины и женщины. Ее недоумение и сам Архангел принимает как нечто справедливое в своей приветственной речи, не унижая ее за это: “Как Ты хорошо сказала словами уст Твоих, дело то непостижимо” (тропарь 8 песни).

Сомнение, которое высказывает Богоматерь, не только касается знания Ею биологических законов, но и демонстрирует уровень Ее духовной жизни. Помня пример праматери и родоначальницы рода человеческого Евы, Богородица боится, что переживаемое Ею является искушением, из-за которого человек лишился Рая. Эти мысли и сопротивление Ангел Божий счел справедливым: “Ты помышляешь, что слова мои коварны, как мне кажется” (тропарь 1 песни).

Трудность, с которой человеческий разум вникает в таинство Божественного воплощения, создает необходимость приблизиться к этому Таинству посредством веры. Вера, тем не менее, не означает как само собой разумеющееся согласие и наивность разума. Вводное замечание старца Софрония показывает, что в Церкви вера предполагает свободу выбора. Свобода эта выражается в исканиях, недоумении и постановке различных вопросов. Она не является данностью духовной жизни, но предполагает постоянную борьбу. “Превечное желание” Бога спасти человека не лишает последнего его важнейшего свойства, которое и делает его личностью и сущностью, – свободы, на которую Бог никогда не посягает2. Духовной радости и ликованию, которых исполнилась Богородица с приходом Святого Духа в день Благовещения, предшествовала духовная борьба. Ее слова: “Се Раба Господня. Да будет Мне по слову твоему” (Лк. 1:38) – являются следствием не принуждения, а свободного согласия и послушания с полным осознанием происходящего, как рассказывают нам Священное Писание и Предание.

Согласно старцу Софронию, величие Девы Марии как Матери Иисуса Христа превосходит человеческие критерии. Никто из людей не жил безгрешно, кроме Пресвятой Богородицы, неотделимой от Христа-Бога, Который в свою очередь навсегда останется единосущным человеческому роду3. Однако помимо места и роли Богородицы, в христологическом догмате Церкви подчеркнуто свободное послушание Божественной Воле, что делает Богородицу образцом христианской нравственности. Христианин призван духовно родить внутри себя Христа, “единожды рожденного по плоти”4. Исследуя творения святого Симеона Нового Богослова, профессор Георгий Мандзаридис замечает: “Все то, что единожды было осуществлено плотским рождением Бога Слова Пресвятой Богородицей, духовно повторяется в каждом верующем. По этой причине чистота Богородицы является примером жизни для христиан”5.

Богородица становится не только вратами нашего спасения, но и началом и подтверждением истинной человеческой свободы.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Примечания:

1. Архим. Софроний Сахаров, “Подвиг богопознания”, изд-во монастыря Иоанна Предтечи, Эссекс, Англия, стр. 315.
2 Архим. Эмилиан Симонопетрский, “Νηπτική Ζωή και Ασκητικοί Κανόνες”, Афины, 2011, стр. 142.
3. Οψόμεθα, 240,244-245
4. Св. Максим Исповедник, Слова, PG 90, 1181AB.
5. Св. Симеон Новый Богослов, изд-во J. Darrouzès, «Sources Chrétiennes» том 122, стр. 252 & 254.
6. Георгиос Мантзаридис, Христианская этика ΙΙ, Фессалоники, 2009, стр. 283.

Метки:

Комментарии закрыты.