Память чуда, совершенного Архистратигом Михаилом в Хонех ( Видео)
Сентябрь 18th 2010 -
С наступлением утра, убийцы те подошли к монастырю, а золото они спрятали в другом месте. Увидав их, игумен вместе с прочими братиями, вышел к ним навстречу и спросил:
– Посему вчера вы пошли четверо, а теперь возвращаетесь трое? – где же четвертый?
Они на это с гневом отвечали:
– Отче, отрок обманул и тебя и нас, сказав, что нашел золото; ничего он не мог показать нам, ибо и сам ничего не знает и со стыда куда-то скрылся; мы долго искали его, но не могли найти и одни возвратились к тебе.
Игумен, сказав на это: «Да будет воля Божия», – пошел с ними в монастырь. Приведя их в церковь, где лежал юноша, с одежды которого еще текла вода, он показал им его и спросил:
– А сей кто такой?
Увидав юношу, они пришли в ужас, и стояли, как окаменелые: долго они не могли ничего ответить, но наконец, хотя и против воли, признались в своем злодеянии и рассказали, где они скрыли найденное золото. Тогда игумен послал более верных братий, и они принесли найденное золото в монастырь. Слух о чудесном сем событии прошел по всей святой горе: иноки изо всех монастырей сошлись, чтобы видеть сие преславное чудо. Составив собор, они переименовали ту церковь во имя святого архистратига Михаила, а во имя святителя Николая Чудотворца выстроили другую церковь. Тех двух лукавых убийц прокляли и выгнали из обители, третьего же инока, который не соглашался на потопление отрока и отказался от злодеяния, признали невиновным. Избавленный от потопления отрок облекся в иноческий образ и стал добрым подвижником и строгим иноком. После сего игумен на принесенное ему золото благолепно украсил церковь и выстроил вновь весьма красивый притвор; камень же, с которым было известно всем явленное чудо. Когда игумен преставился, то вместо него был поставлен игуменом избавившийся от потопления инок. Прожив богоугодно, и он перешел ко Господу, носимый руками св. архистратига Михаила, как прежде перенесен был им же из моря в церковь.
За всё сие прославим Отца, Сына и Святого Духа, и возвеличим во веки св. архистратига Михаила.
Архангел Михаил изображен в сложном пространственном движении, восходящем к открытиям древнегреческой пластики. Утонченное благородство типа, удлиненные пропорции фигуры, изысканный рисунок одежд, сгармонизированный колорит, основанный на высветленных тонах, — все говорит за то, что перед глазами иконописца были самые лучшие образцы константинопольского искусства второй половины XII века. По контрасту св. Архипп показан в совершенно застывшей позе усиленного моления и созерцания чуда. Строгие цвета его монашеских одежд также противоположны колориту архангельских одеяний. Столпообразность фигуры отшельника подчеркнута формой храма, который представлен в виде башни с неестественно огромным входом, служащим своего рода рамой для образа св. Архиппа.
Икона написана на сюжет одного из самых известных чудес архангела Михаила, память которого отдельно праздновалась византийской Церковью 6 сентября. Согласно ранневизантийскому «Сказанию о чуде», отредактированному в X веке Симеоном Метафрастом, в Колоссах, или Хонах, в малоазийской области Фригия находился храм архангела Михаила, при котором с детства жил отшельник Архипп, посвятивший себя заботе о храме. Язычники решили уничтожить почитаемое христианское святилище. Для этого они соединили две реки в одно русло и направили на церковь. Однако усилиям тысяч язычников противостояла пламенная молитва св. Архиппа, не прекращавшаяся в течение всех десяти дней, пока велись работы. В последний момент, когда «сокрушающий скалы» поток уже пошел на храм, с небес явился архистратиг Михаил, который ударом жезла открыл расселину, поглотившую всю воду. На месте расселины возник чудотворный источник, святая вода которого исцеляла многочисленных больных. Главная идея сказания, как и написанной на его сюжет иконы, состоит в прославлении предводителя небесных сил. Образ св. Архиппа олицетворял действенную силу отшельнической молитвы, способной противостоять превосходящим силам неверных. В эпоху создания иконографического типа широкой известностью пользовались целебный источник и чудотворная расселина в Хонах. Поэтому в центре оригинальной композиции иконы показан водяной столп, вызывавший воспоминание не об усилиях язычников, но о почитании священной воды и месте христианского паломничества. Таким образом в композиции присутствует как бы три иконы: архангела Михаила, преп. Архиппа и чудотворного источника, каждая из которых подтверждена специальной греческой надписью («Чудо в Хонах», «Архангел Михаил Хониат» и «Архипп»). Храм , на ступенях которого стоит св. Архипп, равно как необычный пластинчатый купол, решетчатые окна и часть украшенной стены, имеют также и символический смысл. Они позволяют предполагать, что на иконе изображен не конкретный храм в Хонах, но идеальный образ Церкви как воплощенного Небесного Иерусалима, в котором обретет спасение святой отшельник. Небольшие размеры и характер изображения на иконе позволяют относить ее к так называемым поклонным образам , которые в день празднования выкладывались на особом аналое-проскинетарионе в центральном нефе Синайской базилики. С таким использованием иконы могла быть связана некогда пространная, а сейчас практически нечитаемая надпись на верхнем поле иконы, вероятнее всего, воспроизводящая фрагмент текста службы этого праздника.
Тропарь архистратигу, глас 4:
Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил.
Кодак, глас 2:
Архистратиже Божий, служителю божественныя славы, ангелов начальниче, и человеков наставниче, полезное нам проси, и велию милость, яко безплотных Архистратиг.
Елена сказал:
Сентябрь 19th, 2012 at 22:47
Очень понравилось! Большое спасибо за душеполезное чтение!