Ореховый Спас
Август 28th 2019 -
Этот Спас третий по счету после Медового и Яблочного и приходится она на 29 августа.
29 августа православные отмечают Тре́тий Спа́с (Хлебный Спас, Ореховый Спас) — день в народном календаре славян, посвящённый воспоминанием перенесения Нерукотворного образа Спасителя. Третий Спас обычно считался полупраздником
В этот день почитают врача мученика Диомида, которому молятся при разных недугах и болезнях, а также Феодоровскую икону Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.
Согласно древнему преданию (документ, найденный в IV веке Евсевием Кесарийским в Эдессинском архиве), правитель месопотамского города Эдесса Авгарь страдал проказой. Желая избавиться от поразившей его болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к нему живописца Ананию с письмо, в котором просил придти и исцелить его. Иисус обещал послать к правителю одного из своих учеников.
Анания передает Святой Убрус царю Авгару.
Все попытки Анании написать образ Иисуса Христа оставались безуспешными. Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На полотенце отпечатался его лик. По воскресении Христа, апостолом Фомой был послан один из 70 учеников Христа Фаддей, который с помощью Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и распространил там христианство.
Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого. Этот холст с чудодейственным ликом привезли царю, и тот излечился от проказы. Спас Нерукотворный неоднократно исцелял людей, но, к сожалению, после четвертого Крестового похода был утерян.
Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия «Спас на полотне»; «Спас Нерукотворный». Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.
В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая. Также было принято торговать холстами, полотнами
Третий Спас помимо Орехового носит название
- Третий Спас помимо Орехового носит название «Спас на холстах», «Спас на полотне»,«Холщовый спас» — с этого дня продают домотканые холсты;
- «Орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревают лесные орехи (лещина) и разрешается их собирать в лесах;
- «Хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба;
- «Осенний Спас», «Холодный Спас» (прикам.) — встреча осени;
- «Посевы», «Досевки» — сеятся озимые хлеба;
- «Малый Спас».
День почитания мученика Диомида врача, которому молятся при разных недугах и болезнях; Феодоровской иконы Божией матери, перед которой женщины молятся о благополучном разрешении от бремени, кормлении молоком, о помощи в семейных и других житейских нуждах.
В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый спас». В этот день было принято торговать холстами, полотнами.
Святят новые колодцы. Чистят к осени целебные источники, пьют подземную водицу, обходят колодцы кругами, как бы замыкая тёплое время года. На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба: «Третий Спас хлеба припас». С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.
Полотняный Спас — последний народный праздник, завершающий лето. По традиции 29 августа благодарят природу за щедрый урожай и начинают готовиться к зиме, потому и советуют: «Пришёл Спас — готовь рукавицы про запас».
В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья.
В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней после Обжинок. Сроки корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда отсевались раньше — к Яблочному Спасу.
На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. У В. Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, приведён оригинальный взгляд: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.»
Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».
Праздник, завершающий лето, старались отметить щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас».
Считалось, что к третьему Спасу в лесу поспевают орехи и можно собирать урожай. Также в этот день хозяйки начинали стряпать хлеб из муки нового урожая. И орехи, и хлеб приносили для освящения в церковь. На Ореховый Спас накрывались богатые столы, где главным украшением был свежеиспеченный хлеб, блюда с добавлением орехов, пироги с различными начинками. Так как пост завершен, то на столе присутствуют мясные и рыбные блюда. По приметам, человек, попробовавший каждое блюдо на праздничном столе, может ожидать исполнения всех желаний. В этот день открывались ярмарки по продаже холстов и полотен, и считалось отличным предзнаменованием купить там что-то.
Что обещают народные приметы
Изобилие орехов обещает на следующий год богатый урожай зерновых.
При обилие орехов в следующем году будет урожай на хлеб
Примечали: если к этому дню журавли отлетят — Покров (14 октября) будет морозным.
Увидеть улетающий клин журавлей в конце августа — примета к ранним холодам
Ясная и тёплая погода на третий Спас — к короткой зиме.
Нашедший в праздник орех-двойчатку или тройчатку вскоре станет богатым.
С праздничной ярмарки нельзя уйти без покупки, иначе проведёшь год в нужде.
Поверья:
На Ореховый Спас 29 августа молодые девушки могли узнать свою судьбу. Нужно было съесть первый собранный орех: если он оказался сладким и спелым, то девушку ждет большая любовь. Если недоспел – то нужно ждать важное известие. Если орех горький, то будущий муж окажется гуленой.
Издревле люди верили, что банный веник, собранный из веток орешника, избавляет от многих болезней.
На Полотняный Спас обязательно покупали ткани для зимнего рукоделия, а приобретённые в этот день одежды изо льна, считалось, будут носкими.
На стол выставляли самые разные кушанья — Успенский пост уже закончился. По народному поверью, если попробовать каждое блюдо, любое желание обязательно исполнится, а деньги потекут рекой.
Чем богаче праздничный стол — тем прибыльнее будет год
Загадывали в этот день о сроках посева яровых. Зёрна из 3 колосков закапывали в трёх разных местах и примечали: если быстрее прорастут зёрнышки из первого колоса — значит, посев должен быть ранним, второго — средним, третьего — поздним.
Полотняный Спас не имеет особых запретов. Единственное — нельзя ссориться с близкими и проклинать своих недругов. Считается, что неприятности и проклятия непременно вернутся.
Не советуют также в этот день одному ходить в лес. Согласно древним поверьям, одиноких путников там могут поджидать леший и всякая нечисть.
В это день колдуны и знахари запасали кору, ветви и листья орешника, так как верили в их магическую силу.
Тропарь, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.
Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.
Молитва
Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.