То, что для всех – Масленица, для Церкви – неделя о Страшном суде, неделя подготовки к Великому посту
Февраль 19th 2017 -
То, что для всех – Масленица, для Церкви – неделя о Страшном суде, неделя подготовки к Великому посту. Церковь никогда не одобряла буйного веселья, пьянства и обжорства накануне поста и по мере сил старалась с ним бороться. Сейчас же для многих народные и церковные традиции сливаются в общем понятии «возрождаемой старины.
Православные священники высказали своё отношение к масленице
Первоначально Масленица была связана с языческим почитанием солнца и окружающей природы. Но в христианской традиции языческие элементы были переплавлены и позже уже не воспринимались как собственно языческие. И сегодня, конечно, возрождать языческие традиции было бы нелепо и смешно», – заявил директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.
«Воскресное чтение Евангелия напомнило нам о неизбежности Страшного Суда для каждого человека. И на этой неделе Церковь вводит нас в новый круг жизни, поэтому в эти дни так по-особому чувствуется ценность простых житейских и семейных радостей. Но для большинства людей невоцерковленных видна только внешняя сторона: блины, народное гуляние и т.д., что не имеет никакого отношения к настоящей духовной жизни», – сказал отец Андрей.
«Празднование Масленицы – очень старый обычай» – согласился сотрудник ОВЦ МП священник Сергий Звонарев. «Но надо сказать, что Церковь никогда не допускала смешения понятия Недели о Страшном Суде (Сырной седмице) с какими-то языческими элементами, которые имеют место при праздновании Масленицы. Церковь в первую очередь напоминает, что эта неделя имеет характер подготовки к наступающему Великому Посту. Если веселие и допустимо, то весьма умеренное и уж, по крайней мере, без каких-либо языческих элементов», – подчеркнул он.
«Сегодня для многих людей Масленица – это блины, народные гуляния, а иногда даже сжигание чучел, в чем присутствует еще и языческий элемент», – напомнил заведующий сектором Отдела Московской патриархии по религиозному образованию и катехизации священник Игорь Киреев. «В церковной же традиции Сырная седмица это подготовительная неделя перед Великим постом. И богослужение уже настраивает нас на покаянный лад. Конечно, разудалое веселье входит здесь в противоречие с церковной традицией. И отношение к этому зависит уже от степени воцерковленности. Поэтому и Церковь пытается ввести эти празднества в какие-то рамки благопристойности», – заключил он.
Седмица и Неделя сыропустные. Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
«К современной практике празднования Масленицы я отношусь сугубо отрицательно», – в свою очередь заявил настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов. «Это совершенно ложная попытка найти основы национального единства. Но они же – не в Масленице, не в этом веселье, не в веселости вообще. Ведь очевидно, что все эти мероприятия по преимуществу – всего лишь сезонная часть огромной развлекательной программы, в которую втянуты миллионы людей. И что самое прискорбное, это не имеет никакого отношения к христианству. Но именно это эксплуатируется современной властью», – сказал отец Борис.
Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту: Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю мясо уже исключалось из пищи, — а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед семью строгими во всех отношениях неделями поста — таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.
Неотъемлемой частью праздника где бы он не происходил, были катания на лошадях. Катанье на лошадях, как и все гулянье молодежи в селе, проходило только днем и заканчивалось внезапно, как бы по сигналу. Сигналом служил первый удар колокола к вечерне. После него, все буквально бросаются из села и гонят обыкновенно как на пожар, так что в какие-нибудь 5-10 минут в селе не остается ни души, и наступает такая тишина, как в Великий пост». Поспешность разъезда была вызвана тем, что вечером Прощеного воскресенья катанья, как и хоровод, считались уже неуместными: наступало время просить друг у друга прощенья, начиналось заговенье на Великий пост.
В разных краях сложились свои особенности, свой склад этого обычая, но суть всюду была одна — духовно-нравственное очищение через покаяние, через взаимное прощение прегрешений. После бурного веселья последней перед Великим постом недели обычай просить прощенье помогал ощутить переход к серьезным духовным задачам, к строгим семи неделям продолжающимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к самому себе.
(Энциклопедический словарь русской цивилизации)
Метки: Великий Пост, масленица, Страшный суд
иерей Максим сказал:
Февраль 4th, 2010 at 23:49
Спаси Господь! Великолепное дополнение к материалу «Ма́сленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен.»