Христос воскрес! А я?
Май 31st 2016 -
Архимандрит Андрей (Конанос)
После Пасхи я зашел к детям в класс. Они знают, что, поскольку ты клирик и богослов, то непременно должен сказать им: «Христос воскресе!»
И вот я вошел, но решил ничего им не говорить — естественно, с определенной целью. Просто поздоровался с ними, спросил:
— Ну как вы? Что делаете?
И один из учеников повернулся и сказал мне:
— Надо говорить «Христос воскресе», отче!
— А-а, воистину воскресе! Многая лета!
— Но вы не сказали этого!
— Да, не сказал.
Другие дети удивились, что ученик указал мне, что надо говорить, и поправил меня. В это время в дверь постучали, и вошел мальчик из другого класса, который хотел взять у них баскетбольный мяч:
— Извините, вы можете дать мне ваш баскетбольный мяч? А то нам нечем играть.
Все закричали:
— Иди отсюда! Никакого мяча мы тебе не дадим! В прошлый раз мы его вам дали, а вы его потеряли. Мы больше не даем мячей! Уходи!
Бедный ребенок пристыженно закрыл дверь и ушел. Я повернулся к классу и сказал им:
— Дети, за всеми этими криками вы забыли сказать ему то, что сказали мне.
— Что?
— Христос воскресе! Надо было сказать ему: «Иди отсюда! Христос воскресе!»
Они были ошарашены и внимательно посмотрели на меня:
— А что вы имеете в виду?
«Христос воскресе» — такое сильное выражение, что мало сказать это
— Я имею в виду то же самое, что и вы имели в виду только что. Вы сделали мне замечание, когда я вошел в класс (и правильно сказали!), что мне надо было поздороваться словами «Христос воскресе». Но «Христос воскресе» — такое сильное выражение, такая мощная реальность, что мало сказать это: надо воплотить его в своей повседневной жизни, в своих переживаниях, в своей возрожденной мысли, в своем преображенном сердце, во всех житейских обстоятельствах. Вы с легкостью говорите: «Христос воскресе», но — «Мяч мы тебе не дадим!», «Христос воскресе», но — «Закрой дверь и оставь нас в покое!»
Христос воскресе означает, что я воскресаю вместе с Ним. В противном случае это напоминает мне нечто, сказанное одним молодым человеком, когда я еще учился в лицее. Тогда я был маленьким, и, конечно, он сказал мне это с иронией:
— Христос воскресе! Ну а мне-то это о чем говорит?
Он воскрес, а я? А ты? А мы? Что это значит для нашей жизни здесь и теперь? Влияет ли это вообще на реальность, в которой я живу?
Вот двоюродные братья, они так гостеприимны дома, встречаются, открывают дверь и:
— Здрасте! Христос воскресе! Садись, давай выпьем кофейку, поговорим!
Садятся они и обсуждают, что скажут на суде по такому-то делу, договариваются, как обвинить другого своего родственника по вопросу, связанному с каким-то имуществом. Обсуждают, что они скажут, как поладят между собой. Время проходит, наконец они приходят к договоренности и:
— Ну давай, пока. Увидимся на суде! Не забывай о той детали, о которой я тебе сказал, это очень важно! Давай, пока! Христос воскресе!
Христос воскресе, но ты упраздняешь эти слова в своей жизни. Ты нажимаешь на кнопки «Cancel», «Delete» на клавиатуре. На словах говоришь «Христос воскресе», а в жизни у тебя еще ничего не воскресло. Во мне еще живут и смердят гробы эгоизма, моих страстей, моих пороков, слабостей.
Вот желанная цель: как, о Христе мой, воскреснет моя жизнь? О том я молю Бога и сейчас выступаю не как твой учитель, а просто говорю, чтобы ты был внимателен к тому, что говоришь.
Помнишь, что говорится в Ветхом Завете? «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Втор. 5: 11). И ты вкладываешь в свои уста эти священные слова, а на деле упраздняешь их.
Однажды я позвонил одному христианину, о котором знаю, что у него имеются финансовые возможности:
— Христос воскресе!
— Воистину воскресе! — ответил он.
Замечательно: ты знаешь это, говоришь это, ты правильно поступаешь.
— Знаешь, есть одна бедная семья, которая нуждается в средствах.
— Эх, отче, ну что же поделаешь? Знаешь, сейчас ведь кризис, кругом одни проблемы. Я молюсь, чтобы у них нашлось какое-нибудь решение. Что делать? Я не могу им помочь. В другой раз поговорим. Христос воскресе, отче!
— Воистину воскресе! До свидания!
«Христос воскресе» — но ты еще сребролюбив, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес
«Христос воскресе», но ты еще сребролюбив, еще скуп, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес. Сребролюбие и эгоизм еще живы, они и не умирали.
То же самое я сказал другому человеку, который не ходит в церковь, он не сильно верит в Бога, не имеет особой внешней связи с Церковью, как все мы, остальные. Но я не знаю, что происходит в его сердце. А по сути происходит то, о чем говорит Христос, — что мытари и грешники первыми войдут в рай. Он не сказал мне: «Христос воскресе», но как только услышал о бедной семье, тут же протянул мне 500 евро со словами:
— Возьми их, отче, и сделай что хочешь, отдай их куда надо.
Я сказал ему:
— Христос воскресе!
А он мне ответил:
— Господь истинен! Не знаю, правильно ли я говорю это.
Кто-нибудь скажет: ну разве это правильно? Нет, неправильно, правильнее будет говорить: «Христос воскресе», любить Господа, жить Господом и на деле исполнять Евангелие в своей жизни.
Я не говорю, что мне больше нравится, когда кто-нибудь, будучи атеистом, живет по-христиански. Потому что есть атеисты, которые говорят, что они атеисты, но они не таковы. Есть у них духовное благородство в душе, действенная любовь, человеколюбивые чувства, они слышат боль другого и плачут, у них чувствительное сердце, они трогаются сердцем.
Помнишь того человека, который рассказал старцу Паисию о своей сестре, которая ночами шлялась по питейным заведениям, а днем работала в больнице? Он говорил старцу:
— Потеряю я сестру! Она попадет в ад! Потому что шляется по всяким заведениям, продает себя и совершает грехи!
Старец сказал ему:
— Она в больнице работает?
— Да.
— Когда она с больными, она смиренна, добра, помогает им?
— Очень, отче! Она любит больных, убирает за стариками постель, ничем не гнушается, всё им дает, как будто это ее родители.
— Не беспокойся, дитя мое, Бог ей поможет! Он ухватится за это.
— Но она ведь не ходит особо в церковь, у нее нет связи с тем, что мы, остальные, делаем…
Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож
«Мы, остальные, делаем…» А что мы такое делаем? Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож, на котором начертано: «Христос воскресе!»
— Жах! На тебе! Христос воскресе!
И дальше следуют осуждение, неприязнь, ненависть, пороки. Никакой перемены, никакого преображения.
Христос воскресе! Воистину воскресе! Однако воскрес ли Он в моей жизни? Или Он воскрес просто как некое историческое событие, о котором ты таким образом сообщаешь?
Я вспомнил о том человеке и его словах, сказанных, когда я был маленьким: что это значит, что Христос воскрес? Что изменилось оттого, что Он воскрес? Для Себя одного ли Он воскрес?
На иконах Христос изображен протягивающим руку и отрывающим Адама и Еву от гроба. А как Ему тебя оторвать, как тебя совоскресить этому Христову Воскресению?
Господь воскресе воистину. Господь преображает людей, изменяет их. Когда Его любовь войдет в душу, Он преображает душу и тело, всё изменяется, человек преображается, меняются его душа, качество сердца, умиротворяется ум, человек утихает, спит спокойно, просыпается, и у него есть желание жить. Есть желание трудиться, идти вперед — всё это дает тебе Христос.
Кто заставил одного юношу пожертвовать всем Христа ради, и когда я посетил Святую Гору Афон, он сказал мне: «Хочу поговорить с тобой»?
— Ты меня знаешь? — спросил я его.
— Нет, но однажды ты поздоровался со мной и пожелал мне духовного укрепления, поэтому я хотел тебе кое-что сказать.
Он зашел ко мне в келью. Я спросил его:
— Ты, конечно, с малых лет ходил в церковь, тогда и привязался к Церкви и сейчас стал монахом?
— Ничего подобного.
— А каким ты был?
— Я был бродягой. Шлялся, проводил ночную жизнь, грешил, гонял на мотоциклах, имел подружек, пил, всё подряд разрушал, развлекался, прожигал свою жизнь, я и моя компания.
— Но, конечно, твои родители христиане?
— Ничего подобного. Они даже не знали, где находится храм. По звону колоколов понимали, что что-то происходит, что рядом где-то храм, но не ходили в церковь.
— Так что же произошло?
— Что произошло? Отец меня ругал, напивался, бил меня, отталкивал от себя. Я не чувствовал любви. А жаждал любви всю жизнь, жаждал понимания, тепла, утешения и любви, которых не нашел там, куда ходил. Я пресытился грехами, а по сути искал Бога, но не нашел Его во всем этом.
— Так что же произошло наконец?
— Не знаю, что со мной произошло, я пришел на Святую Гору вместе с одной компанией в паломничество, это было как прогулка, как экскурсия, и тут словно кирпич упал мне на голову от Божией любви. Во мне произошло потрясение, что-то случилось, и я захотел изменить свою жизнь. Так я и изменился. А до этого мама постоянно корила меня: «Ну, зачем ты так делаешь, скитаешься по ночам, постоянно меняешь девочек, совершаешь столько грехов!» А сейчас я ей внезапно сказал: «Я ухожу, я удаляюсь и иду, чтобы отдать всё Богу!»