Раскол или молчание: ложная альтернатива
Март 9th 2016 -
Давно собирался написать пару строк относительно того, что некоторые клирики прекратили поминать Святейшего Патриарха, а некоторые публицисты призывают ревнителей веры покидать Московский Патриархат – или радуются перспективе ухода части ревнителей .
Не дадим кулуарным и инфернетным «реформаторам» такой радости – выдавить нас в раскол. Будем отстаивать Церковь и добиваться того, чтобы она стояла в истине.
А для этого нужно молиться, говорить и действовать. Молиться за Святейшего, одновременно говоря ему о том, что мы считаем правильным, а что нет. Нельзя позволить захватить церковную власть окружению Патриарха, идейная часть которого теперь состоит почти исключительно из сторонников парижско-крествудской ветви эмигрантского богословия ХХ века. Нельзя позволить выдавать за «мнение общества» распечатки из пары десятков блогов, контролируемых группами «глянцевых православных» или их либеральных оппонентов. Надо добиваться настоящей соборности – то есть учета мнения всех пастырей, монашествующих и мирян, без того, чтобы кто-то им в таком мнении отказывал, называя «маргиналами», «фанатиками», «правослактами», «неучами»…
Убежден: проведение встречи с Папой без предварительного ответственного соборного обсуждения – ошибка. Так считают многие – думаю, большинство активных православных христиан Руси. Так об этом можно и нужно говорить. Попытка оправдать секретность теориями заговоров выглядит странно – лучше было бы промолчать. Необходимо добиться реального ответа на все недоуменные вопросы, особенно на вопрос о принятии решений без соборного обсуждения – что в случае Гаванской встречи, что в случае продолжающейся подготовки Всеправославного Собора, что в случае состояния общецерковных финансов.
Патриарха мы поминаем, канонически ему подчиняемся. Но это не значит, что со всеми его словами и делами надо соглашаться. Вообще принцип «Патриарх вне дискуссий» порожден временем почившего Патриарха Пимена, который ни в каких дискуссиях участвовать просто не был способен. По спорным вопросам надо говорить, говорить и говорить – архиереям, священникам, монахам, монахиням, мирянам. В письмах, СМИ, интернете, в звонках на радио и телевидение, в комментариях на сайтах. Говорить корректно, вежливо, не опускаясь до лжи, ругани, полоскания белья и грязных сплетен – но не стесняя себя в вопросах веры и церковного устройства угодливым «птичьим языком».
Любая попытка «закрыть» дискуссию по какому-либо вопросу или не дать кому-то высказаться — должна восприниматься как антицерковное деяние и обличаться как таковое. То же самое должно касаться оскорблений и несправедливых обвинений — вплоть до обращения в церковный суд (например, обвинения в «ереси», «расколе», «неканонических действиях» должны быть доказаны). Любая попытка перебить говорящих на церковных собраниях и совещаниях, отказаться включать в повестку дня и обсуждать тот или иной вопрос (в рамках профиля собрания) – должна приводить к немедленной остановке собрания, к обсуждению вопроса о методах его ведения и выдвижению новых модераторов или сомодераторов. Любое отсутствие ответа из церковных инстанций должно приводить к постановке вопроса о неисполнении ими своих обязанностей, а затем, в случае упорства, — об их упразднении и отставке лиц, их возглавляющих.
Главное же – «не бойтесь и не смущайтесь» (1 Пет. 3, 14)!
Прот. Всеволод Чаплин
Источник: Православная политика