Почему злоба и ненависть в первую очередь убивает тех, кто в себе их взрастил
Июнь 24th 2016 -
«...меня поражает, как же можно возненавидеть родного брата, сделавшего тебе столько добра!» Из письма Татьяны Н.
Татьяна, здравствуйте! История ненависти так стара, что про первого завистника, восставшего против брата, рассказывается в самом начале Библии. И нам стоит отнестись к этому повествованию крайне серьезно. Хотя бы потому, что там показан механизм зарождения злобы в сердце человека.
Итак, после грехопадения и изгнания из рая у Адама с Евой родился первенец. И сказала Ева: «Приобрела я человека от Господа». Имя Каин как раз и означает «приобретение». Скорее всего Ева посчитала, что ее ребенок — дар Божий, она надеялась, что Каин и станет тем, кто сумеет сокрушить власть дьявола: помните, как после грехопадения Бог пообещал, что от «семени жены» появится Тот, Кто поразит в голову змия-искусителя? Ева-то, конечно, эти слова обетования не могла забыть, и в Каине были сосредоточены все ее надежды на возвращение к прежней жизни в Эдемском саду. А вот на второго сына, на Авеля таких надежд она не возлагала. Потому и назвала его Авель, что по-древнееврейски означает «пар, дуновение ветра, или ...ничто, тщета». Возможно, Каин с самого начала не оправдал ожиданий матери — так бывает! — и по поводу Авеля решили иллюзий уже не строить.
И был Авель пастухом, а Каин земледельцем. Однажды братья решили принести Богу жертву. Каин принес «от плодов земли», а Авель — овец из своего стада, лучших овец. Понятно, что Господь не нуждается ни в плодах, ни в овцах, даже самых лучших. Смысл жертвы, приносимой Богу, в том, что наше сердце, осознавая и свою греховность, и свою неразрывную связь с Творцом, демонстрирует это на вещественном уровне — ведь мы сами вполне себе материальны. Это нам, а не Богу, нужны и отменные плоды, и тонкорунные овцы, и много еще другого, но мы из любви к Господу отрываем насущное от себя. Отдавая лучшее, а не по принципу: «На тебе, Боже, что нам не гоже!»
Каин над выбором не заморачивался, он отдал, как отметился. И оказалось, с Богом так нельзя. Неискренность, фальшь в отношениях со Всевидящим не проходят. Не в том смысле,что Господь этого не прощает. Нет, Он Всемилостив, и мы в этом еще убедимся. А в том, что червячок самонадеянности: «Чего прогибаться!», слишком быстро превращается в змия-губителя. Качество жертвы и небрежность, с которой Каин ее принес, свидетельствовали: он не считал, что отношения с Богом стоят особенного внимания и усилий. Полагаю, не нам осуждать Каина за это.
И сказано, что принял Господь дар Авеля, а дар Каина — нет. Почему так? Во-первых, это право Господа: принимать жертву или не принимать. А во-вторых, жертва Богу — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное. А этого-то Каин и не преподнес.
Увидев, что жертва брата принята, а его нет, огорчился Каин, поникло лицо его. Вот и мы часто, делая что-то для Бога или для ближних, ждем за это награды. И не получая ее, становимся печальны и раздосадованы — так выясняется, ради чего были наши усилия: ради поощрения или ради самой радости быть сопричастными добру и Богу.
И явился Господь Каину: удивительно, Бог явился не Авелю — праведнику с чистым, открытым сердцем, а его брату, в сердце которого уже закралась зависть, лицо исказила злоба. Да, Господь явился грешнику — чтобы остановить, вразумить: Бог ведь приходит спасти не праведников, грешников. И сказал Он Каину: «Почему ты огорчился? Отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, разве ты не поднимаешь к небу лица твоего? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Бог дает возможность Каину, в сердце которого уже поселилась зависть, увидеть, что же с ним происходит! Остановиться, покаяться! И тут мы слышим из уст Господа один из важнейших законов духовной жизни: «Если не делаешь доброго, то у дверей лежит грех — то есть, если ты уже не способен сделать добро с чистым сердцем, не формально, а искренне, это значит, что грех уже здесь, рядом, при дверях! Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним!» — предостерегает Бог.
Бесполезно, буквально следующая фраза Книги Бытия звучит так: «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Библия — обратите внимание! — не останавливается ни на вероломстве Каина, ни на чистоте ничего не подозревающего Авеля, равно как и на подробностях самого братоубийства — первого убийства на земле. Детали не столь важны. Важен духовный закон, открытый для нас Господом: «Если мы творим добро, значит, мы еще с Богом, если мы не способны на добрый поступок (вот уж где можно себя проверять, испытывать свое сердце!), значит, грех рядом, у порога нашей души. Но еще есть шанс, еще возможно остановиться! Он, грех, нас влечет, но нам подвластно господствовать над ним! И если мы себя на этом этапе не остановим, если не прислушаемся к голосу Бога, а наша совесть — это и есть голос Бога в нас, то финал будет страшен!» Каин не способен искренне творить добро и его сердце становится вместилищем, которого ищет дьявол: таков объективный закон, фиксирующий, как человек отдает свое сердце либо Богу, либо врагу рода человеческого. Зло влечет, и если ты пассивен, если не в состоянии стать соработником Бога в делании добра, то, хочешь ли ты того, не хочешь, грех унесет тебя в адовы бездны. Кстати, зависть проворнее всех других страстишек, готова открыть врата нашей души дьяволу.
И еще. В Библии есть знаменательные слова: «Если приступаешь служить Богу, приготовь душу твою к искушению». Это связано с действием греха, с действием сатаны. Если сделал доброе, значит, готовься к испытанию на то, ради чего ты это сделал — из любви ли? И насколько у тебя этой любви хватит. С другой стороны, если после хорошего дела следуют серьезные испытания, значит, ты действительно сделал что-то доброе.
Но вернемся к братоубийце Каину. И сказал Бог Каину: «Где Авель, брат твой?» — Господь дает Каину еще одну возможность одуматься, покаяться. Но что мы слышим в ответ? Дерзкое и не менее глупое: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Как Адам после грехопадения пытался спрятаться от Всевидящего в кустах, так и Каин пытается Всезнающего обмануть: грех всегда ослепляет, так что человек теряет способность правильно воспринимать Бога. Ослепленному грешнику начинает казаться, что он сможет обвести вокруг пальца, обмишурить — Самого Бога. И тогда Господь возвышает свой глас. И сказал Господь: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли! И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей! И когда ты будешь возделывать землю, она не станет больше давать силы своей для тебя. Будешь ты изгнанником и скитальцем на земле!» И вот тут-то раскаты Божьего гнева дошли до сердца братоубийцы Каина, и осознал он свою вину, и покаялся, и взмолился о пощаде.
«Исповедание достаточное, но не благовременное, — пишет святитель Иоанн Златоуст. И добавляет: — Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения». Но время-то как раз и было упущено. Судите сами, грех всегда инструмент смерти: и физической, и духовной. Через грех смерть входит в наш мир, ведь Бог смерти не сотворил, Он создал людей бессмертными. Авель был первым умершим на земле. Но и Каин — первый убийца, совершив страшное злодеяние, погубил свою душу. И если Адама и Еву за их грехопадение в Раю Бог не проклинает, Он проклинает за них змия-искусителя и землю, то на Каина Господь накладывает проклятие. Какое? Земля — опора человека в нашем мире, перестает быть твердыней надежности, говорят, она содрогалась, начинала ходить ходуном там, где ступал Каин. «Земля горит под ногами», — скажем мы о человеке преступном. И есть ли у такого шанс спастись? Об этом, а также о том, кто из нас носит каинову печать, что делать, если тебе завидуют и ненавидят, и как побеждать зло добром, речь в следующем материале.
Святые о грехе зависти
«Лучше иметь змею, клубящуюся в утробе, нежели зависть, внутри гнездящуюся. Змея, находящаяся во внутренности, когда есть для нее другая пища, не трогает тела человеческого; зависть же, хотя бы предложили ей тысячу снедей, пожирает самую душу, со всех сторон ее грызет, терзает и рвет; для нее нельзя найти никакого успокоительного средства, которое сокращало бы ее неистовство, кроме одного только — несчастья с благоденствующим... Как беснующиеся часто обращают мечи на самих себя, так и завистливые, имея в виду только одно — вред тому, кому завидуют, теряют собственное спасение... Не давай зависти овладевать душой, потому как если она там угнездится, то уже не оставляет гнезда, пока не доведет душу до последней степени безрассудства». Святитель Иоанн Златоуст
«Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро». Святитель Василий Великий
Источник: Интернет-портал «Российская газета»