Патриарх Филарет: Москва хочет рассорить наши церкви, чтобы осуществить военное вторжение
Январь 3rd 2015 -
В эксклюзивном интервью «Українським Новинам» патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет рассказал, как текущий год повлиял на жизнь церкви, чем церковь помогает населению и украинским воинам в зоне АТО, почему Москва пытается рассорить украинские церкви и чем покойный митрополит Владимир отличался от митрополита Онуфрия.
В этом году в жизни Украины и украинского народа многое изменилось. Как эти изменения повлияли на жизнь церкви?
— События 2014 года повлияли и на Украину и, конечно, на церковь, потому что церковь — часть украинского народа. И она, как мы говорили на Майдане, всегда была, есть и будет с народом. Как повлияли эти события? Они активизировали социальную деятельность церкви. Это означает, что церковь не только молится за власть, украинский народ, благосостояние, о прощении грехов, но и помогает. И мы за прошлый год направили в АТО и для добровольческих батальонов примерно 5 тыс. тонн гуманитарной помощи. Это продукты питания, одежда, медикаменты, тепловизоры, автомобили, в том числе скорой помощи. Собирали это по всей Украине, не только в Киеве, но и в каждой области. И в этом мы видим значительную роль церкви. Как вы знаете, Михайловский монастырь открыл ворота студентам, которых избили на Майдане, церковь открыла свои храмы для ночлега и для того, чтобы люди там могли согреться, а когда нужно было — церковь превратила один храм в операционную, в которой делали операции раненным на Майдане. В связи с этим авторитет церкви поднялся. Я помню, несколько газет писали, что Киевский патриархат является истиннойцерковью, после того как Михайловский монастырь принял избитых студентов.
Кроме гуманитарной помощи, чем еще помогает УПЦ (КП) бойцам, а также гражданам, остающимся в зоне АТО? Направляете ли капелланов?
— Мы направляем священников. Есть закон о капелланстве, и мы пользуемся этим законом, направляем священников, тех, которые добровольно хотят идти. Они идут туда, совершают молитвы, поднимают дух воинов. Если говорить о повышении духа, то у нас есть отдел социальной помощи, который проводит семинары по реабилитации для тех воинов, которые побывали на Востоке в боях и подверглись влиянию тех ужасов, которые там видели.
Есть ли случаи, когда священники идут добровольно на фронт в зону АТО в качестве бойцов?
— Добровольно идут в окопы, но оружие в руки не берут, потому что священник не имеет права носить оружие и стрелять. Если он будет стрелять, то он будет лишен права священнослужения.
Чем такие священники занимаются в окопах?
— Молятся, находятся рядом с бойцами, беседуют и поддерживают их.
Сколько капелланов находятся в зоне АТО?
— Тех, которые официально прошли через назначение Генерального штаба Вооруженных сил, примерно 15 капелланов. А вообще где-то 40 человек, а может, и больше.
Какова сейчас ситуация с храмами УПЦ (КП) в Крыму, в зоне АТО? Продолжают ли они функционировать и не оказывается ли на них давление со стороны УПЦ (МП) и РПЦ, а также представителей, называющих себя «властью»?
— В Крыму власть забрала у нас три храма и отдала Московскому патриархату. Сейчас готовится закон о национализации культовых сооружений, а это значит, что все наши храмы будут национализированы. Что будет после этого, мы не знаем, но в Крыму Московский патриархат занимает привилегированное положение, а деятельность священников Киевского патриархата, греко-католиков и протестантов ограничено. Если говорить о Донбассе, то в районах, которые оккупированы сепаратистами так называемых «Донецкой народной республики» и «Луганской народной республики», вообще запрещено богослужение Киевского патриархата. Там не имеют права совершать богослужения не только наши, православные священники, но и римо-католики, греко-католики и протестанты. В этих районах разрушили храмы протестантских общин. Кроме того, в Донецкой области 18 священников, среди которых наш архиепископ Сергий, занесены в список людей, которых арестуют, если они появятся на оккупированной территории. За что? За то, что помогают нашей армии. За это их могут судить и пытать. В Луганской области то же самое. Богослужение позволяют совершать только представителям Московского патриархата, поэтому кричать, что его притесняют, нет никаких оснований. На самом деле все наоборот.
Есть ли сведения об уничтожении храмов УПЦ (КП) в результате военных действий на Донбассе?
— У нас храмов на этой территории вообще мало, и данных об их уничтожении пока нет. Но есть уничтоженные молитвенные дома.
Святейший, есть ли среди убитых на Востоке священники УПЦ (КП)?
— Убитых священников нет, но есть убитые протестантские пасторы.
А среди пленных?
— Среди пленных священники Киевского патриархата были, и не один. Их там держали, допрашивали, но через некоторое время отпустили.
Почувствовали ли вы изменения в отношении к церковным делам после смены власти, ведь не секрет, что бывший Президент и его правительство пытались вмешиваться в дела церкви?
— В начале президентства Януковича были попытки захватить наши храмы и передать в Московский патриархат. Таких случаев было немало. Была и агитация нашего духовенства переходить в Московский патриархат, но потом, когда общественность поднялась, это перетягивание в Московский патриархат прекратилось. В последние годы президентства Януковича отношения нормализовались — мы не чувствовали поддержки, но были довольны уже тем, что нас не трогают. Сегодня, когда избрали Президентом Петра Порошенко, наша церковь чувствует нормальное отношение и Президента, и правительства, и Верховной Рады, то есть мы никаких притеснений не ощущаем. Нас поддерживают, но власть пытается относиться ко всем одинаково. И поэтому позиция Президента — мир и согласие, особенно между Киевским и Московским патриархатами, чтобы не было религиозной вражды. Почему? Потому что Москва специально хочет рассорить наши две церкви с тем, чтобы потом воспользоваться этим и защищать православие путем военного вмешательства. Наша власть это знает и пытается избежать этой вражды, не давать повода для российского вмешательства. Мы поддерживаем это, но переход к Киевскому патриархату все же происходит, ведь некоторые священники и епископы в проповедях открыто выступают в защиту президента России Владимира Путина, против украинской власти. И когда люди видят, что священник Украинской церкви защищает агрессора, они возмущаются и либо прогоняют такого священника, либо переходят сами в Киевский патриархат. Этот переход хотят использовать как насильственный захват, а наша позиция — силой в Киевский патриархат никого не тянуть.
Понятно, что действия Януковича и его окружения в целом были преступными и коррупционными. Но в то же время эти люди демонстрировали свое отношение к религии, ходили на богослужения, держали в своих кабинетах и в домах иконы и другие религиозные вещи. Как, по вашему мнению, можно охарактеризовать таких людей? Это замаливание своих грехов?
— Дело в том, что есть христиане по жизни, а есть христиане по названию. Эти вторые православные «снаружи». У них есть иконы, они заходят в храм показаться, особенно для телевидения, но заповеди Божьи не выполняют. Именно поэтому вера их мертва. А есть христиане, у которых вера жива. Это люди, которые помогают бедным, которые идут защищать свою Родину, которые молятся в храмах и любят своих ближних. Это истинные христиане. Но, к сожалению, христиан с мертвой верой много. Взять, например, Путина: он тоже ходит в храм, причащается, но совершил агрессию, говорит всему миру ложь... Разве он не знает, что нельзя говорить неправду?
Необходимо ли в органах государственной власти, в административных помещениях обустраивать часовни?
— В древности часовни были в университетах, институтах, гимназиях, больницах. Но я не помню, чтобы они были в государственных учреждениях. Нужна ли в Кабинете Министров часовня? Можно иметь часовню, но не иметь в душе храм Божий, в котором находилась бы Благодать Святого Духа.
Изменились ли отношения УПЦ (КП) и УПЦ (МП) после назначения Митрополитом УПЦ (МП) Онуфрия?
— Покойный Митрополит Владимир был более склонен к образованию единой поместной украинской церкви, независимой от Москвы. Новый Предстоятель Митрополит Онуфрий против входа Украины в Европейский Союз, верно служит Москве, и поэтому говорить об объединении наших церквей с Онуфрием сложно. Есть комиссии Киевского и Московского патриархатов, которые должны вести диалог, но вот уже прошел год, а комиссии ни разу так и не собирались. И поэтому надежды на то, что митрополит Онуфрий будет способствовать диалогу, пока нет.
Вы сказали, что в текущем году около 30 приходов УПЦ (МП) перешли к УПЦ (КП). А сколько таких переходов было в 2013 году? Как это влияет на отношения церквей, ведь некоторые представители УПЦ (МП) говорят о незаконности таких переходов?
— В 2013 году условий для таких переходов приходов не было, потому что не было войны, не было агрессии, не было выступлений в защиту Москвы. А вот в 2014 году началась война на Донбассе, и когда священники и епископы Московского патриархата стали защищать агрессора Путина, украинцы стали выходить из Московского патриархата. Остановить этот процесс УПЦ (МП) не сможет, потому что они сами способствуют этому, когда выступают в защиту Путина против нашей власти.
Случались переходы приходов других церквей в УПЦ (КП)?
— Сегодня с греко-католиками у нас проблем нет. И мы, и они за украинское государство. В этом мы едины, а по вере мы разные. Если и есть переходы, то они единичные. Что касается приходов Автокефальной церкви, то переходят епископы и священники. Вообще, эта искусственно созданная церковь большого влияния на события, происходящие в Украине, не имеет.
Расскажите, каким образом УПЦ (КП) не будет допускать к причастию коррупционеров, каким будет порядок?
— Если прихожанин пришел причащаться, то он должен сначала покаяться в своих грехах. Если он коррупционер, и совесть ему подсказывает, что он коррупционер, то он должен сказать священнику, что грешен в том, что либо брал деньги, либо давал. Священник, зная постановление Синода, такому прихожанину не позволит причащаться. А если прихожанин не покается в этом грехе, Господь ему не простит, и причастие ему будет не на отпущение грехов, а на наказание.
Автор: Сергей Босак
Метки: Донбасс, Филарет (Денисенко)