Кто будет преемником патриарха Варфоломея: планы меняются?
Февраль 17th 2021 -
«Митрополит Эммануил Адамакис покидает Европу и отправляется в Константинополь, став старцем-митрополитом Халкидонским. Со свой стороны отметим, что для Адамакиса – это явное повышение в церковной карьере, поскольку «старцевская» кафедра Халкидона является второй по почету после константинопольской архиепископии, возглавляемой патриархом.
Также на богослужениях именно «старец-митрополит Халкидонский» стоит вторым после патриарха.
Фактически, это означает, что митр. Эммануил Адамакис становится главным претендентом на смену 80-летнего патр. Варфоломея. Если Адамакис все же в будущем возглавит Вселенский Патриархат, для Русской Православной Церкви это означает только одно – отношения с Константинополем продолжат ухудшаться, поскольку Адамакис известен своей жесткой анти-московской позицией».
До этого наиболее вероятным претендентом на роль преемника патриарха Варфоломея считался глава Американской Греческой Архиепископии Елпидифор (Ламбриниадис). Именно его активно позиционировал Госдеп США1 в этой роли и именно он наиболее близок к Байдену и новой американской администрации, да и просто более вхож в американский истеблишмент, что уже 70 лет играет значительную роль в определении кандидатуры Константинопольского Патриарха.
Оба кандидата — участники разработки и внедрения в Константинопольской Церкви учения о константинопольском патриархе как «первом без равных», оба враждебно настроены к РПЦ, оба активно поддерживают украинский раскол, оба деятельные участники экуменической деятельности, вплоть до совместных богослужений.
Потому для позитивных прогнозов в отношении любой из этих фигур нет ни малейших оснований, кроме, разве что, христианской надежды на чудо…
Сама же информация о якобы замещении кандидатуры архиепископа Елпидифора на кандидатуру митрополита Эммануила требует дополнительной ясности, так как вызывает некоторые сомнения.
Примечания:
1 Анализируя выступление посла США Джеффри Пайетта на Международной конференции по религиозной дипломатии Foreign Affairs в Греции 9 декабря 2020 года, можно сделать следующие выводы:
1) Именно религиозный вопрос имеет первостепенное значение в сегодняшних американо-греческих отношениях. И ключевая роль в нем отведена именно позиции Элладской Церкви, как сателлита Константинопольского Патриархата.2) Будучи послом США в Греции, Пайетт лишь дважды упоминает предстоятеля Элладской Церкви Архиепископа Иеронима, но зато многократно главу Греческой Архиепископии в США Елпидифора (Ламбриниадиса), всячески подчеркивая его роль. Очевидно, что Госдеп не скрывает своего фаворита в дальнейших кадровых играх.
3) Особого внимания заслуживает подчеркивание роли Архиепископа Елпидифора (Ламбриниадиса) в поддержке Black Lives Matter и поддержанной Демпартией США «более совершенной демократии, более справедливого общества и большего равноправия». Идеологический вектор развития Греческой Архиепископии явно задан.
4) Турция вспоминается дважды и оба раза в негативном контексте: как источник порабощения и угнетения греков в прошлом и как страна с дефицитом свободы совести в настоящем. Фактически заявлены намерения защищать интересы греков и Константинопольского Патриархата в Турции.
5) В очередной раз подчеркнута поддержка Патриарха Варфоломея со стороны США, как «духовного лидера православных христиан всего мира».
6) Заявлена позиция будущей администрации Байдена в отношении Фанара: поддержка останется сильной.
7) Многократно отмечена Россия, как главный враг религиозных свобод в мире (на втором месте – Китай).
8) Бесспорно, насильственные захваты храмов канонической УПЦ традиционно не замечаются США, но зато непризнание РПЦ украинского раскола квалифицируется как посягательство на свободу совести.
9) Именно Россия (даже не РПЦ) назначается виновной за «разрушение единства Православной Церкви» и подрыв «суверенитета независимых наций с православным большинством». Тезис заслуживает внимания, так как является внешним выражением курса США на максимальное ослабление позиций РФ и РПЦ (воспринимаемых в США как единое целое) и разобщение с местными Церквями в Греции, Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории, Грузии, на Кипре.
10) США открыто будут продолжать давление на Поместные Церкви с целью признания «ПЦУ». Что и ранее не вызывало сомнений.
11) Финансовые потери Элладской Церкви от разрыва отношений с РПЦ отмечены в американском посольстве. Вполне вероятно, что и компенсированы в какой-либо части.
12) Вместе с тем, США продолжают политику «мультикультуризации» Греции, в частности, поддержки мусульманского меньшинства.
13) Заявлен приоритет «восточного Средиземноморья», что в военно-политической сфере отражает поддержку американцами Греции и Кипра в противостоянии с Турцией, а в религиозной, очевидно, примет форму более активного давления на Иерусалимский Патриархат. На сегодня в восточном Средиземноморье только две Церкви не признали украинских раскольников: Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты. Давление на первый затруднено, так как основная страна его деятельности Сирия (хотя у Госдепа все же есть инструменты воздействия в Ливане и в самих США, где действует Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки). Основной же мишенью остается Иерусалимский престол. (Лабарум. Сим победиши)
Метки: Константинопольский патриархат, Патриарх Варфоломей