Должны ли две Церкви должны стать «Церквами-сестрами»?

Сентябрь 26th 2010 -

Вена, 25 сентября 2010, Reuter

Римско-католические и православные богословы сообщают о многообещающем прогрессе, сделанном в пятницу в ходе совещания по преодолению Великой схизмы 1054 года и возвращению двух крупнейших христианских конфессий к полному общению. Как сообщает агентство Рейтер, эксперты, встретившиеся в Вене на этой неделе, согласились, что, в конечном счете, эти две Церкви должны стать «Церквами-сестрами», которые признают за Римским Папой титул главы, но при этом сохранят многочисленные особенности церковного устройства, литургии и обычаев, сложившиеся за минувшее тысячелетие.


Руководители Международной комиссии по православно-католическому диалогу заявили, что до достижения единства еще далеко, однако их оптимистичный отчет свидетельствует о возрастающем сотрудничестве между Римом и Православными Церквами, традиционно сосредоточенными в России, Греции, Восточной Европе и Ближнем Востоке.

«Между нашими двумя Церквами не существует облаков недоверия», – сказал на пресс-конференции православный митрополит Иоанн (Зизиулас). – «Если мы будем продолжать в том же духе, Бог найдет путь к преодолению всех оставшихся трудностей».

Архиепископ Курт Кох, отвечающий в Ватикане за единство христиан, заявил, что совместный диалог должен продолжаться «интенсивно», чтобы мы «рассматривали друг друга как в полной мере Церкви-сестры».

Сближение Католической и Православной Церквей может рассматриваться как самая давно ожидаемая новость в религиозной сфере. Около 30 богословов встречаются в рамках смешанной православно-католической комиссии приблизительно один раз в год, чтобы оценить, насколько далеко они продвинулись в переоценке истории христианства, чтобы Великая схизма могла быть оставлена в прошлом и две Церкви шли навстречу полному единству. В результате этих совещаний в 1982 году была принята первая совместная декларация, а в последующем эти встречи переживали свои взлеты и падения. Несомненным толчком на пути к единству стало избрание в 2009 году Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла. До цели еще далеко – что вы хотите, им надо преодолеть 1000 лет разделения – но теперь они уже достаточно близки, чтобы согласие выглядело всё более правдоподобным.

Как Кирилл, так и Папа Бенедикт являются консервативными богословами, желающими совместно работать, чтобы голос христианства был услышан в Европе – континенте, который, по их мнению, должен вернуться к своим христианским корням. Они уже встречались в прошлом, в том числе, когда Кирилл посещал Бенедикта в Ватикане в качестве «министра иностранных дел» Русской Церкви. Они пока еще не устраивали, так сказать, совместного саммита, однако религиозные обозреватели в Европе постоянно ожидают знаков того, что они, наконец, назначат дату своих первых переговоров на высшем уровне. Православные – это не только русские, однако их количество дает им как бы право вето, которое должно приниматься во внимание в этом балансе сил. У Ватикана хорошие отношения с Вселенским Патриархом Варфоломеем I в Стамбуле, а новый Патриарх Сербской Православной Церкви Ириней пригласил Папу в Белград.

Агентство Рейтер приводит некоторые выдержки из выступлений руководителей двух делегаций на этих собеседованиях.

Конечно, нет никаких гарантий, что они, наконец, достигнут полного общения. Однако лед между двумя сторонами уже был сломан в 2007 году, когда они встречались в Равенне (Италия) и приняли соглашение, в котором обе стороны признали, что епископ Рима традиционно является старшим епископом в христианской Церкви. Дальнейший прогресс был сделан во время прошлогодней встречи на Кипре. Интенсивность работы и оптимистичный тон сегодняшних комментариев руководителей делегаций говорит о том, что даже эта наиболее затянувшаяся религиозная история продвигается вперед любопытным образом.

Ниже приведены выдержки из выступлений архиепископа Курта Коха, главы Папского совета по содействию единству христиан, и православного митрополита Пергамского Иоанна Зизиуласа. Кох говорил по-немецки, а Иоанн – по-английски.

Митрополит Иоанн Зизиулас: «Не существует облаков недоверия между нашими двумя Церквами. Наши предшественники и, особенно, главы наших Церквей, как с католической, так и с православной стороны, подготовили путь к дружеской и братской дискуссии. Я должен заверить вас, что этот дух господствует во время наших дискуссий. И потому я хотел бы заверить вас, что если мы будем продолжать в том же духе, Бог найдет путь к преодолению всех оставшихся трудностей, и приведет наши Церкви – самые древние Церкви, Церкви, которые имеют то же самое общее прошлое, те же самые традиции, то же самое чувство Церкви – приведет нас к полноте общения».

Архиепископ Курт Кох процитировал Папу Иоанна Павла II, который говорил о том, что две Церкви являются двумя легкими христианства, и сказал, что они должны на деле дышать вместе. «Это трудная, но необходимая тема, поскольку мы жили вместе – в разнообразии, но также и в единстве – в течение первого тысячелетия; но второе тысячелетие, в котором мы росли порознь, пролегло между нами».

«Папа Бенедикт XVI уже сказал в своей знаменитой лекции в Граце в 1976 году, что мы не можем ожидать от православных больше, чем то, что имело место в первом тысячелетии. Поэтому основой дискуссии является то, как эти Церкви жили в первом тысячелетии и как мы можем найти новые (общие) пути сегодня. Эта дискуссия нуждается в необходимом свободном пространстве и требует терпения… Я знаю, что некоторые люди могут быть нетерпеливы, но терпение – это выражение любви. Люди знают из личного опыта, что значит, когда два человека в браке отдаляются друг от друга – а у нас есть 1000 лет, которые нужно пересмотреть. Мы должны и мы хотим найти новые пути, потому что Иисус дал нам миссию жить вместе».

Отвечая на вопросы, Кох сказал: «Я думаю, нет сомнений, что в ранний период Церкви существовала такая практика или такой порядок вещей, при котором Рим играл особую роль, первенствующую роль. Нам еще предстоит говорить о том, что это значило и как это применялось. Равенна была важным признанием того, что это должно стать “protos”, первоосновой, на всех уровнях – на уровне поместной Церкви, на уровне региона и на вселенском уровне. Сейчас мы находимся на вселенском уровне и особенно тщательно рассматриваем, как этот “protos” выглядел на этом уровне в то время».

Митрополит Иоанн: «Мы всё еще изучаем первое тысячелетие, мы еще не пришли к окончательному выводу. Но главное и самое важное, что мы обнаружили в ходе дискуссий – это то, что решение, принятое нами в Равенне, по-видимому, подтверждается историей первого тысячелетия.

Другими словами, в первом тысячелетии существовало признание особой роли, которую Епископ Рима играл в Церкви. Фактом является и то, что Епископ Рима не действовал без совещаний с епископами как в своей собственной области, так и во вселенском масштабе. Мы обнаружили это в истории, и это является важным аспектом.

Русская Церковь отсутствовала в Равенне по причинам, никак не связанным с нашим диалогом. Она покинула Равенну не из-за этого диалога. То, что мы решили в Равенне, было подготовлено уже на предварительных встречах, в которых Русская Церковь также принимала участие. Поэтому по существу в этом нет никакой проблемы… В целом основные идеи Равенны принимаются всеми православными Церквами».

На вопрос о том, какая модель единства обсуждается на собеседованиях, архиепископ Кох ответил: «Это большой вопрос для будущего. Сперва мы начинаем с того, что каждая Церковь описывает свое видение единства. Видение Католической и Православной Церквей, разумеется, не может быть одинаковым. Мы увидели вопросы, которые нам предстоит обсуждать – примат Папы и соборность. В Католической Церкви существует сильный примат (Папы), но, вероятно, не так развита соборность, как в Православной Церкви. Сильной стороной Православной Церкви является ее соборность, однако учение о примате в ней не так сильно. Мы способны обогатить друг друга. Основополагающим принципом экуменизма является обмен дарами. Первый шаг – это по отдельности сказать друг другу, как мы себе представляем единство. Разумеется, для Католической Церкви невообразимо единство без Римского епископа. Причина этого в том, что Римский епископ – это вопрос не только организационный, но и богословский. Диалог именно о том, какую форму могло бы принять такое единство, должен интенсивно продолжаться. Единство означает, что мы рассматриваем друг друга как в полной мере Церкви-сестры. Точно так же, как (католическая) Церковь в Вене является Церковью-сестрой Церкви в Базеле, так и Православная Церковь будет для нас Церковью».

«Я думаю, Папа и сам думает в этом направлении. Он сказал англиканцам, желающим вернуться, что они смогли бы сохранить свою традицию и совершать свою литургию. Также он сам говорил, что должно быть разнообразие. Это будет следующий шаг. Пока еще слишком рано спрашивать друг друга, как мы будем делать это вместе».

Митрополит Иоанн: «Я полностью согласен с тем, что сказал архиепископ Кох. Модель появится в будущем. Мы не работаем с какой-то предрешенной моделью. Она станет результатом некой… я бы сказал – я бы не хотел называть это реформацией, это слишком сильно – но адаптацией с обеих сторон. То, что должны усилить православные – это свое всеобщее единство и также свое понимание примата. А католическая сторона, вероятно, должна усилить измерение соборности. Если две эти вещи произойдут, результат будет близок к концепции Церкви, объединенной в своей основной структуре по правильному пути.

Конечно, мы должны быть едины также и в вере. Есть несколько основополагающих вещей, которые должны быть прояснены в вопросах веры. Остальное может быть оставлено многообразию. Это обычаи, литургические обычаи и другие обычаи, которые могут быть предоставлены каждой Церкви на свое усмотрение. Что касается Православного собора, мы признаем, что автокефалия – это проблема, особенно если она связана с националистическим аспектом. Однако я рад сообщить, что мы сделали хорошие шаги в направлении Всеправославного собора, и мы надеемся, что очень скоро мы сможем собрать такой собор…

Следующая встреча будет зависеть от прогресса, который мы сделаем в отношении того предмета, который мы обсуждаем теперь. По-видимому, мы сделаем небольшие изменения в нашей теме, а именно, сделаем так, чтобы исторический материал был более сфокусирован на богословских вопросах. Это потребует периода подготовки в подкомитетах и дополнительного обсуждения – вероятно, около одного года. Мы надеемся, что по прошествии двух лет мы сможем вновь собраться на пленарное заседание. Но это будет зависеть от того прогресса, который мы сделаем».

Архиепископ Кох: «Сегодня и завтра мы продолжим обсуждать нашу будущую работу. Этот диалог может быть плодотворным для реальной жизни тех, кто живет вместе. Чем больше мы будем признавать друг друга как Церкви-сестры и жить в единстве, тем большее влияние это будет оказывать на нашу повседневную жизнь. С православными Церквами у нас почти всё общее в области веры, но у нас разная культура из-за того разделения, которое мы испытали в минувшем тысячелетии. С реформатскими церквами у нас нет столько много общего в вопросах веры, но у нас есть общая культура. Культурные различия могут играть роль, которой не существует на богословском уровне. Здесь мы должны встречаться друг с другом непосредственно. В прошлом у нас были странные представления о русских, потому что нам никогда не доводилось сесть хотя бы с одним из них и выпить стакан водки. Узнавание зависит от встреч друг с другом».

Журналисты задали вопрос, будет ли принят «Венский документ», подобный совместному заявлению после встречи 2007 года в Равенне. «Я думаю, это нереально», – сказал архиепископ Кох. – «Подходящее время придет. Коммюнике, вне всякого сомнения, будет, но бумага может подождать».

Богословы планируют закончить свою неделю богослужениями двух Церквей – католической Мессой в Кафедральном соборе св. Стефана в субботу вечером и Божественной Литургией в греческой православной церкви Пресвятой Троицы в воскресенье.

Перевод: Сибирская католическая газета

Метки:

Комментарии закрыты.