Встреча с Афонским батюшкой в Алчевской лечебнице
Май 15th 2016 -
Подопечные и педагоги Алчевской духовной лечебницы провели очень тёплую познавательную встречу-беседу с насельником Афонского Свято-Георгиевского монастыря Зограф, иеросхимонахом Кириллом.
Отец Кирилл с радостью отвечал на вопросы детей и взрослых, рассказывал удивительную историю монастыря и нерукотворной иконы великомученика и Победоносца Георгия, рассказывал интересные случаи из монастырской жизни и, конечно же, приоткрыл тайну жизни духовной.
Предоставляем вниманию наших друзей-читателей, несколько выдержек из рассказа доброго афонского монаха-священника, промыслительно оказавшегося автором алтарной иконы святого великомученика Георгия Победоносца в нашем юбилейном Свято-Георгиевском храме города Алчевска.
Что самое главное в понятии афонский дух и афонский устав?
«Самое главное – Иисусова молитва. Монахи творят молитву непрестанно, стараясь сделать её центральной жизнью сердца. Но и не только монахи, миряне тоже могут читать словесную молитву, конечно только под руководством опытных духовников.
Мы с вами всегда можем прийти в храм, читать Акафисты, деяния Апостолов, жития святых отцов. Любому мирскому человеку можно творить словесные молитвы, каноны, службы по особому чину при отсутствии священника. Главное, в нашей жизни должно быть место молитве, как общению с Господом. Молитва Иисусова, она короткая и не должно быть в ней образов. Но, например, когда акафист читается – появляются образы, люди представляют себе картины из жизни святого, которому читается акафист. А когда говорим: «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас», — ты сразу видишь, что ты здесь, и даже, если отвлёкся от молитвы, ты сразу возвращаешься. Потому, когда человек думает, что ничего не получается, — это неправда.
Когда христианин свой огород сажает, он бросает семена на своем огороде, и они прорастают, если он не бросает семена, то ничего и не вырастет. Так же и молитва, нужно ее сеять, пять раз не получилось, а один раз получилось. И самое главное, чтобы человек не замечал своих достижений, потому что когда он заметил, что он помолился – всё может пропасть, тщеславие съест все. Человек подумал что-то хорошее о себе, о том, что он сделал, и тут же восхвалился и потерял достигнутое. Мы рабы негодные и сделаем только то, что должны, Господь говорит – непрестанно молитесь….
Также, не должно быть ни у кого двух духовников, один духовник которому доверяешь, и всё. Преподобный отец Иосиф слышал, когда жил со старцами, что появился еще какой-то старец, и попросилось духовное чадо к нему пообщаться. Отец Иосиф пустил, но с некоторым нежеланием. Когда вернулся – спросил: Ну как, получил пользу? В ответ – да, батюшка, конечно, такой человек! А утром в храме он обнаружил, что нет молитвы, не идёт молитва Иисусова, и не поймет, почему так, куда ушла молитва. И спрашивает, как же так, почему у меня нет молитвы? А потому, что совершил грех духовного блуда. Потому что духовник его здесь, а он пошел к другому духовнику, когда в этом не было действительной необходимости. Он понял свой грех, начал каяться. И через покаяние вернулась молитва.
Когда человек согрешит, самое главное чтобы он понял это, осознал свой грех и покаялся. Покаяние без понимания нет.
Через молитву, через других людей, Святое Писание, Господь подсказывает постоянно, что нужно осмыслить свои ошибки, свои грехи.»
А есть покаяние, как у малых деток, поверхностное. Как быть когда дети не могут до конца понять и проанализировать свое поведение, внутренне осмыслить все, и когда говоришь «не делай так», а в ответ – «да-да, хорошо, я больше не буду», но через время ребенок идет и делает то же самое? Речь идет о воспитанниках лечебницы с ограничениями в развитии.
«Таких детей, в самом деле, можно оправдать, потому что есть проблема. А как оправдать тех, кто проблемы не имеет, здоровы? Они делают то же самое. Что же нужно делать? Если мы, взрослые, такие же самые, говорим одно, а делаем совсем другое. Где брать пример детям? Преподобный афонский старец говорит про своих родителей, что лучших учений, которые преподала мама – не было. Мама никогда не вразумляла, хотя папа как-то сильно наказал, это запомнилось, на какое-то время. А вот, мама ни разу не укоряла, не ругала, руку не поднимала, но при этом вела строгую монашескую жизнь и подавала пример своему ребенку, он смотрел на ее жизнь и поучался.
Если благочестивые родители, а ребенок попал не туда, он там надолго не останется. Не бывает такого, чтобы родители не отмолили своего ребенка, он вернется…»
Послушание – главное монастырское правило?
«В монастыре у каждого свое послушание, чтобы содержать монастырь у нас есть огород, рыбалка, и иные послушания. Есть свое издательство, потому что мы единственный на Афоне болгарский монастырь. Конечно, сейчас современное поколение мало читает, не как раньше, потому что компьютер и новые технологии привлекают множеством функциональных и информационных возможностей.
Пока человек живет в монастыре, он должен совершать свое послушание, даже на общей трапезе. Если монах ничего не будет есть – это уже плохо для монастыря, потому что такой монах не в силах выполнить свое послушание. Например, если повар не может много готовить, от того что строго постится, сил нет у него, то кому нужно, чтобы он постился так строго, когда все остаются голодные из-за того что повар постится. В монастыре все слаженно должно быть. И самое главное – это смирение. У каждого есть свое послушание и не только в монастыре, должна идти духовная наработка, которая начинается со смирением себя и своей гордыни. Гордыня – яд, смирение — противоядие.
Самое главное правило это послушание, если человек научился дома слушать родителей, то тогда оно нарабатывается. Уважение должно быть к родителям, а есть уважение – есть любовь, есть любовь – есть послушание, а послушанием вырабатывается смирение. И нарабатывать это очень трудно.»
А когда у детей нет родительского авторитета, нет понимания, что нужно любить и уважать? Им кажется, что весь мир против них настроен, и родители, и учителя. И они даже могут проявлять агрессию.
«А я вам скажу, что есть люди, совсем здоровые и психически и физически, у них эта мнительность, хуже даже тех, чем те, что родились с этой проблемой.
И те, которые с проблемой осмысления, они искренне этого не могут понять, и к ним нужно снисходительно относиться. А люди здоровые, которые с глубокой мнительностью, борются, понимают, что есть такая проблема. И этот их ропот съедает все их душевные силы, когда человек обороняется ото всех, думает, что весь мир настроен против него.
И бороться с этим нужно участием в таинствах. Покаяние. И самое главное не сдаваться и не отчаиваться. Потому что если человек сдался или отчаялся – это уже конец. Сейчас проблема в том, что многие к этому относятся снисходительно. Но в Евангелие это совсем по другому, ведь по одному пути идем, и разница между монахами и мирскими это один понедельник, в который мы дополнительно постимся.
Нужно смириться и, когда ставится высокая планка, не надо говорить «я не могу», а смиренно, потихоньку идти к своей цели, это нужно сделать. Каждый должен совершать свое делание.»
Как сохранить этот огонь в сердце, чтобы не было хладности?
«Нет специальных рецептов, у каждого это по-разному, разными путями человек идёт к Богу. Сам образ Божий он необъятный. И мы такие разные, нет двух человек одинаковых, и характер разный и мысли разные. И если одному человеку поможет милостыня, другому поможет чтение молитв, третьему — физическая работа, другому поклоны, либо работать с людьми, помогать другим. В чем человек найдет силы. Самое главное, чтобы человек не отказывался и не говорил, что не может ничего сделать, опуская руки. Тогда все разрушится, ничего не будет. У каждого свои брани, свои страсти, свои трудности. Но нужно их преодолевать. Потому что если благочинный или митрополит скажет, что он не может – что тогда будет?
Когда была война, был голод, населению было нечего кушать – на Афоне открылась столовая, и даже женщины на кораблях могли приезжать и кушать в этой благотворительной столовой и ехать обратно накормленными. Господь сам все устроит и даст все, что нужно.
Во времена голода люди привыкли травы собирать, мы также и одуванчики собирали, и крапиву. Были времена, когда не было возможности покупать – собирали в монастыре много улиток для трапезы, а когда положение улучшилось, улитки исчезли, Господь подавал нам иные милости. И море рядом, кальмары там, осьминоги.
В Патерике есть такой рассказ. Старец посеял пшеницу, родилось столько, что хватило на целый год, и в следующем году так же. А когда голод закончился – принесли старцу пару мешков, посадил и ничего не взошло. Потому что у него и так есть, а избытки не полезны. Так Матерь Божья о нас заботится, когда нет – тогда она дает, а когда есть – зачем же тогда еще? Когда Бог больше дает – это чтобы помочь другим. Но люди это не всегда понимают.
Расскажу ещё один случай, были два брата, один богатый, другой беднее. И тот, который богатый ушел в монахи, и стал помогать своему брату. И чем больше он ему давал, тем беднее становился брат. Тогда он пошел к старцу, узнать, как же так случается. И тот ответил, что все, что выходит из монастыря – все огонь сжигает, а когда начнет брат помогать монастырю – тогда и монастырь будет помогать. У брата ничего не было, но он мог травы покосить и принести монастырскому скоту. Стал брат косить траву, нести монастырской птице, потом принёс свою птицу, затем овцу, затем корову. Нельзя думать, что получится скопить, нужно помогать, и делать это искренне, не скрипя сердцем и не жалея о содеянном.»
- Как в нашей ситуации на Донбассе добиться благодарения Богу за те условия, в которых мы живём, за символические суммы, на которые сложно прокормиться? Невозможно выживать в таких условиях.
«Я говорю, как человек посторонний, который не остается здесь жить. Я приехал, посмотрел и уехал. Мне легко говорить, когда я здесь не живу. Но вот есть и хорошие стороны – комендантский час, например. Десять часов, все закрыто, никого по улицам нет, ничего не работает, молодежь не бродит по ночам, нет дискотек. Люди дома занимаются своими делами. Есть в этой ситуации вещь, которая помогает. У вас еще проблема в отсутствии лекарств. Недавно у нас на Афоне прошел грипп, лекарства не помогали. Нашлись другие лекарства, которые не для гриппа, но они помогают. И сразу на эти лекарства поднимаются цены. Фармацевтический бизнес не помогает исцелению. Один ваш соотечественник, отец Сергей, из Славянска, рассказал недавно историю. Ребенок заболел, и врачи не знали, что это за болезнь. Ребенок умирает, а они не могут выяснить, чем он болен, хотели операцию делать, чтобы самим понять, что же все-таки не так. Но родители не позволили экспериментировать, а начали усиленно молиться, подавать записки во многие монастыри, и вскоре ребенок проснулся здоровым. Врачи разводят руками и говорят, что это чудо настоящее. Конечно, Господь создал и врача и лекарство, но нам нужна вера и молитва, и по вере нашей, да будет нам!
Желаю вам помощи Божией, добрых дел веры и сердечной молитвы!»
Актив Школы особой журналистики
при Алчевской духовной лечебнице.
Метки: Зограф