Проблемы современного общества
Декабрь 2nd 2016 -
Митрополит Тихон, Новосибирский
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В 70-е годы прошлого века советское правительство объявило, что в СССР сложилась новая общность — советский человек. Это был человек, воспитанный в бездуховной, безбожной советской культуре, т.е. русский человек, потерявший свои корни, оторванный от своих национальных традиций, интернационалист, потерявший свою национальную идентичность. Это перерождение русских было главным достижением советской власти, ибо сама задача построения коммунизма в первую очередь заключалась в воспитании нового человека.
В первую очередь это касалось русских людей. В советское время русский этнос не развивался преднамеренно. Развивались культура и образование в республиках — у них были национальные правительства и ВУЗы, а русские, в РСФСР, правительство и ВУЗы заменялись общесоюзными. Власть легализовала и поощряла аборты, чтобы «не разводить нищету», поскольку была плохая экономика, поощрялось пьянство и курение для пополнения бюджета. Мат внедрялся как язык чиновников, да им и остается. Были утеряны скромность и целомудрие, уважение к старшим. Обмирщали русский язык, через издание секулярных словарей русского языка.
И сейчас у нас нет в паспорте графы «национальность».
К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО?
Недавно нас стали пускать в школы на родительские собрания по поводу выбора модуля предмета Основы религиозных культур и светской этики. Спрашиваем у малышей: кем хотите стать? Отвечают — терминаторами. Как тебя зовут? Человек-паук. Дети постарше именуют себя готами, эмо, панками, рокерами. Все это субкультуры, управляемые с Запада. Плюс ко всему примитивный сленг. Бывает часто и хуже: многие дети являются вместе с родителями последователями тоталитарных сект, или токсикоманами, алкоголиками и наркоманами.
Наши дети открыты для любого пагубного влияния. Они стесняются и не могут назвать себя русскими и православными. Цель и смысл жизни у них не определены. Учителя не интересуются духовным миром подростков.
Мало кто читал Евангелие. Поэтому образ Иисуса Христа малопривлекателен для нашего общества, лучше сказать — незнаком.
Если рассматривать сегодняшнюю ситуацию в подростково-молодежной среде, складывающуюся в быстро формирующихся новых демографических и социальных условиях, можно видеть, что она несет в себе все признаки развивающегося этноцида русского населения — т.е. размывается национальное самосознание народа.
Религия в принципе призвана сформировать сугубое отношение к ценности жизни. Нам жить в этой стране, и мы долго мирно жили в ней. Скоротечные политические и иные метаморфозы изменили и мир, и страну, и людей, но жизнь в принципиально новых условиях по сути, только начинается. Теряется генофонд страны. Вымывается генофонд духовным уродством, утратой молодым поколением тех жизненных смыслов, которыми и определяется человек своего народа, своей земли, Родины.
В жизни человеческого общества нет более сложных и многогранных проблем, чем вопросы религиозного и этнического существования. Самые опасные и острые их грани — проекция религиозных воззрений на сферу национальных вопросов и, соответственно, наоборот. Особенно в таком многонациональном и поликонфессиональном обществе как российское.
Когда мы беседуем с молодежью, то обычно касаемся социальных проблем: этики отношений, жизни в информационном пространстве, проблемы игромании, наркомании и т.д., а все вопросы, которые поднимают дети — касаются проблем религиозных, проблем духовных.
Все естественные подростковые конфликты уже сегодня приобретают устойчивую религиозно-этническую окраску, а в самом ближайшем времени это может стать превалирующей основой взаимоотношений в подростковой среде. Юношеский максимализм, перенесенный на религиозно-этническую почву, — явление крайне взрывоопасное: детские войны зачастую более жестоки, чем войны взрослых.
Подростковые «диспуты» на религиозные темы, как правило, кончаются полным фиаско русских, очень мало знающих о своей вере и культуре. Не только постсоветская индифферентность к религиозной проблематике играет свою роль, но даже у взрослых верующих православных христиан не принято выводить свои внутренние убеждения на внешнее обсуждение, в отличие от представителей других религий. Юные последователи сект также не владеют какими-то богословскими знаниями, но пользуются терминологией своих реакционных полемистов, разными путями вложивших в их неокрепшие умы рубленные антихристианские фразы и понятия.
Вполне правомочно дать всей этой ситуации такую оценку: если ребенок, подросток, не имеет возможности реализовывать или естественно выражать свою этническую, культурную или религиозную принадлежность по причине страха перед какой-то постоянной угрозой, в итоге занимает пассивную позицию и это процесс долгий — это ведет к стиранию культурной и этнический самоидентификации личности. Если это процесс массовый и системный — он приводит к культурному самовырождению этноса. Следовательно, адаптироваться придется нам в культурную среду мигрантов.
Уникальность тысячелетней России, как многонациональной и многорелигиозной страны заключалась именно в том, что в ее единстве были урегулированы неразрешимые религиозные и национальные противоречия.
Уничтожение духовно-религиозной традиции сыграло пагубную роль для всех религиозных исповеданий России. Любая религия без традиции и определенной преемственности может легко превратиться в экстремальное течение. Первые воспитывают в человеке определенную этику не только в отношении самих предметов веры — исполнении ее обрядов и установлений, но и жизни верующего в разных слоях мультикультурного социума, где просто неэтичное проявление веры может провоцировать конфликты. Традиционные религии России, сталкиваясь с современной культурой западного образца и ассимилируя ее в себе, становятся манипулируемы, теряя духовный иммунитет и открывая в себе бунтарские стихии. Это конфликт цивилизаций, причем не в их "классическом” виде, а в деградировавших формах. И сдерживающие факторы на местах этого глобального противостояния — крайне ограничены. Но на разломах этого глобального столкновения оказываются, прежде всего, дети, молодежь.
Благодаря тому же телевидению и СМИ, массово тиражирующих привлекательные для молодежи поведенческие модели, которые встраиваются в определенный социум, превалирующей культурой молодежи стала так называемая «уголовная субкультура». То есть система взаимоотношений, принятых в уголовном мире — «жизнь по понятиям».
Особую роль играют сегодня даже подсознательно действующие механизмы «толерантности» и «либерализма», экспортируемые всеми возможными средствами в сознание молодого поколения. Либерализм, отстаивающий сугубое право человека на самостоятельный выбор, приводит современных молодых людей к позиции, фатально умаляющей общественно-государственный институт преемственности и воспитания. А прилагаемая к этому модель «толерантности» распространяет это право на все, даже на то, что в разумном цивилизованном обществе этого права в принципе не имеет. Сформированный всем этим апломб юной личности готов к «эксклюзиву» даже в религиозности.
И даже потрясающая сегодня устои традиционного семейного мира «ювенальная юстиция», представляющая собой органическую часть пакета либеральных ценностей, — провоцируя управляемый бунт детей против родителей, трансформирует его в итоге в бунт против религиозной традиции. А эта новая «культура взаимоотношения поколений» требует и новой онтологической базы религиозной основы. Наше время переставило все наоборот: вначале религия формировала культуру, сейчас культура — религию. Многие экстремистские, неадекватные формы религиозности, вполне удовлетворяют данному запросу.
Пресловутая западная демократия, внезапно явившая себя народам «развивающихся стран», предложила им главное право — право на протест, бунт. Что мы повсеместно наблюдаем. У нас, конечно, не «развивающаяся страна», но молодежь постперестроечного периода, ознаменованного абсолютно размытыми духовными ценностями и неведомыми ранее соблазнами, — вполне «общество развивающихся стран» и потому открыта к религиозным подстрекательствам радикалов самых разных мастей.
Это и своего рода компенсация украденных постперестроечным периодом тех сущностных составляющих человека, которые идентифицируют его как часть социума — потребности быть востребованным в своей стране. Точно так же, как вложенное в человеческую душу стихийное чувство религиозности заставляет искать Бога и веру, так же социальная и культурная несостоятельность приводит к спонтанному поиску их определенного восполнения. Так молодые люди находят в сектах и религиозном экстремизме знак своей идентичности. На фоне фатального неведения родной культуры и веры этот выбор может быть даже понятен. К тому же православие не обещает быстрого достижения какого-то духовного и личностного преуспеяния, — это обещают секты и радикальные псевдорелигии.
Сегодня идет настоящая охота за душами наших детей. Спасение — в правильном школьном воспитании. Помогает в этом — свободный и осознанный выбор родителями и учащимися предмета «Основы Православной культуры».
В педагогической этике существуют своего рода закон — если ребенку некомфортно в образовательной среде, необходимо менять среду. Худшее в этой ситуации именно обычное «умолчание» о всех этих общественных проблемах, но понятно, как ограничена в этом вопросе государственная система образования.
Обозначенная ситуация тупиковая. Но тогда, может быть, следует использовать иные потенции и вспомнить, что Россия — православная страна? Армия уже давно ощутила благотворное влияние православных храмов в армейских частях, представители пенитенциарных органов в аспекте противодействия радикальным сектам однозначно прибегли к помощи православия, а здесь — школа!
Никак не второй фронт после тюрьмы, и не третий после армии, но первый! Сегодня вся разумная Россия ищет и предпринимает какие-то меры практически в аналогичной ситуации. Возможности ограничены, но власть на местах может очень многое сделать. Цена вопроса невероятно высока, а разумная административная политика подчас решает многие проблемы. И даже тот известный факт, что русское население более предрасположено к пагубным страстям, тем более указывает па необходимость предпринять все возможные меры для его ограждения и сохранения. На местах можно очень многое сделать, если, конечно, правильно определить цели. Можно говорить, к примеру, о необходимости создания системы воспитания и образования потенциально способной не только обучать, но и защищать. На сегодня из общеобразовательных заведений такого рода известны только кадетские корпуса. Если придать этому образовательному направлению особое созидательное значение, то для небольших городов и райцентров оно может сыграть существенную роль. Кадетские корпуса не только являются классическими светскими заведениями для России, но и элитными, в определенном смысле. А православная ориентация традиционно заложена в самой их сути. Если организовать женские гимназии именно при кадетских корпусах, то они по аналогии приобретут сугубо русскую специфику.
Участие Православной Церкви явится само по себе охранной грамотой. В России есть прекрасный опыт последнего десятилетия работы этого направления и он вполне доступен.
Успех в деле возрождения русского населения может принести только здравая позиция властей. Сохранение этноса — вопросы глобального, исторического порядка. Конечно главный вопрос — демографическая политика.
Несомненно, совершенно необходимо самыми демократическими методами поддерживать единство в обществе, основанное на том, что называется общечеловеческими нравственными ценностями, но при этом понимая истинную ситуацию.
Надо учитывать, что за нами наблюдают профессионалы-наблюдатели, целые институты, вся задача которых — стимуляция вражды, эскалация конфликтов, и в первую очередь именно наших конфликтов — народов некогда единой России и прогнозирование и формирование взрывной массы, которая сдетонирует в нужное время через десятилетия.
Считаю, что для духовного возрождения России, для правильного воспитания нашей молодежи необходимо всенародное прославление Новомучеников и Исповедников Церкви Русской — наших героев, подвижников веры и благочестия. В аду богоборчества в советское время мучителям не удалось их ни запугать, ни развратить. Они сберегли русскую душу и Россию. Как говорил один из этих страдальцев за веру: «Я — человек, но мне всего дороже Крест и терния Христа». На телах Новомучеников мы строим новую Россию — святую, неистребимую, вечную. Такое самосознание необходимо привить и нашей молодежи.
Образование и Православие
Вестник Новосибирской Митрополии
Метки: воспитание, дети, православие, сектанство, Христианство