Послание блаженного Макария к монахам
Сентябрь 11th 2020 -
а) Правила св. Макария Александрийского
1. Воины Христовы так должны располагать шествие свое, чтоб во всем являть совершеннейшую любовь,—любить Бога от всей души, от всего сердца и всею силою (Мф. 12).
2. Им надлежит являть между собою взаимно совершеннейшее послушание, быть миролюбивыми, кроткими, скромными, не гордыми, не обидчиками, не клеветниками, не насмешниками, не многоречивыми, не притязательными, не себе угождающими, но Христу Богу, Коему воинствуют, не хулителями, и ничего кроме доброго не говорящими, не ленивыми на послушании, усердными к молитве, совершенными в смирении, стойкими в бдениях, охотниками поститься.
3. Никто да не почитает себа праведным более другого; но всякий смотри на себя, как на худшего всех: «яко всяк возносяй себе смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лк. 14).
4. Заповедь старца принимай, как спасение; всякое дело исполняй без роптания; и не позволяй себе сказать что либо против, когда приказывают тебе.
5. Не возносись и не величайся, что сделал какое либо полезное дело; не радуйся о прибыли и не печалься об ущербе.
6. Не увлекайся знакомством с мирянами, но все утешение твое пусть заключается внутри келии твоей. Келию имей как рай, и братьев твоих духовных, как вечных родных.
7 Авву обители бойся, как господина, и люби, как отца. Равно должен ты любить и братий всех, с которыми вместе чаешь увидеть славу Христову.
8. Не возненавиди трудного дела (Сир. 7, 15), и праздности не люби. Будь бодр в бденьях, неутомим в трудах, веруя обрести покой у Христа Господа.
9. Люби чин монастырский, и в молитвах будь неусыпен, веруя, что кто часто молится, тот обретает обильнейшую милость у Христа.
10. После утрени до второго часа, пусть монахи прилежать чтенью и богомыслию: если впрочем не встретится какого дела, на которое, оставя чтение, надо будет выйти всем.
11. Со второго часа, пусть всякий сидит за своим делом до часа девятого, трудясь над тем, что поручено, без роптания, как учит св. Апостол (Фил. 2).
12. Кто будет роптать или спорить, или противиться распоряжениям старших, того подвергать положенным епитимиям, соответственно вине и чувствам его раскаяния или ожесточения.
13. Кто за одно с погрешающим в чем либо в Церкви, или в келии, того одинаково с ним считать виновным.
14. Если кто, когда дан знак к молитве, тотчас оставя дело, какое делает, не поспешит в Церковь, того оставлять вне ее, для пристыждения: ибо молитве ничего не должно предпочитать.
15. Во время бдений братия должны стараться соблюдать бодренность. Если кого крайне тяготит сон и он выйдет, чтоб освежиться, пусть не заводит там пустословия, а скорее возвращается назад, к делу Божию, для которого собрались. В собрании, где происходит чтение, всякий пусть прилагает ухо свое к слушанию Писания, и все да хранят молчание.
16. Надлежит также наблюдать, чтобы брат, которого обличают и укоряют за какую либо провинность, имел терпение, и не противоотвещал обличающему, но смирялся во всем, по заповеди Господа, рекшего: «Бог гордым противится смиренным же дает благодать» (Иак. 4) и: «смиряяй себе вознесется» (Мф. 23).
17 Кто после частых обличений, не показывает исправления тому велеть стоять на последнем месте. Кто и после этого не исправится, отстранить его, как сказал Господь: «буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18).
18 За трапезою никто не должен говорить, кроме разве Аввы, и того, кого он спросит.
19. Не возносись своим искусством и не возвышай голоса, но смирением водись и о послушании радуйся.
20. «Держись страннолюбия» (Рим. 12), не отвращай ока твоего от бедного и не отпускай его от себя с пустыми руками. Не Господь ли пришел к тебе в страннике иди бедном? Смотри, как бы, нашедши тебя нерадушным, Он сам не презрел тебя. Будь же всем рад и всякому послужи, чем можешь.
21. Когда подвергаешься напраслине, молчи. Сам никого не обижай, а когда другие обижают, терпи. Не обольщайся пустыми надеждами, но паче утверждайся во Христе. Не считай никого ближайшими тебе родными, кроме живущих с тобой братий.
22. Когда нужно послать куда за потребным для братии, пусть идут двое или трое, и притом таких, которые имеют в себе страх Божьи, не многоречивы и не чревоугодливы.
23. Когда кто из мирян хочет поступить в монастырь, прочитать ему Устав и рассказать все порядки монастырские. Если пообещает все то исполнять, тогда, по порядку, принять его в число братства.
24. Если он желает внесть что в монастырь, положить то на стол пред всеми братьями, как указывает Устав. Принятый в обитель, не только над тем, что внес, но и над собою не имеет уже власти.
25 Если потом, по поводу какого либо соблазна, пожелает он выйти из монастыря, то ничего не может получить обратно, кроме одежды, в которой пришел.
26. Если какой либо брать провинится в чем, наказывать его удалением от общения с братиею в молитве и трапезе. Если падши пред всеми братиями с сокрушением испросит прощение, простить ему.
27. Если он упорствовать будет в своем непотребстве и в гордости скажет: не хочу более здесь оставаться, но возьму свое и пойду, куда Богу угодно; кто из братий первый услышит такие речи, пусть скажет препозиту (второму по Авве или наместнику его), а препозит Авве. Авва сядет пред всеми братиями, сотворит над ним суд и велит наказать розгами. Затем помолятся о нем все и примут его в общение—Кто не исправляется словом увещания, того наказывать розгами.
28. Смиренно и с терпением неисходно да пребывают братия в обители, веруя, что смиренные и миролюбивые достигнут Царствия небесного, признаны будут сынами Вышнего и получат пресетлые и многоценные венцы, а сыны противления пойдут во тьму кромешную на вечные муки. «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66,2).
29. Кто нарушает пост среды и пятка, тот почитается причастным Иуде, который предал Христа.
30. И то также надобно наблюдать, чтоб в монастыре мастерством занимался только тот, чья верность испытана, и готов все, что ни делает, делать в пользу монастыря.
Pages: 1 2