У детей есть причины быть плохими. Часть II
Февраль 23rd 2016 -
Архимандрит Андрей (Конанос)
Во второй части беседы архимандрит Андрей (Конанос) поднимает такие вопросы, как влияние современных реалий на формирование личности человека, воздействие телевидения на детей, роль родителей в противостоянии соблазнам окружающего мира, а также затрагивает другие злободневные проблемы, связанные с воспитанием детей.
Какие проблемы у людей, сколько мучений, сколько боли? Что делать? Надеешься на Бога, доверяешься Христу, занимаешь свое место во Вселенной и говоришь:
— Господи, здесь мое место, я не могу находиться по всей земле, не могу уследить за своим ребенком везде, что мне делать? Я молюсь, мой Христос, Тебе. Ты находишься повсюду и все преисполняешь, но я не могу везде находиться, я живу дома, на определенной улице. Я не могу уехать куда-то на другое место, не могу бегать и гоняться за своим ребенком, за своим мужем, который ошибся, или за женой, которая в чем-то запуталась.
Слушаешь разные слова на исповеди, разные вещи происходят. Молитва, произносим непрестанную молитву, говорим: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Господи Иисусе Христе, помилуй моего ребенка, мою жену, моего мужа, всех людей».
И помни, что все они очень хорошие. Нет плохого человека, и твой плохой ребенок, – помнишь, мы уже говорили об этом? – он очень хороший. Просто он должен стать лучше и увидеть те тайны, которые он скрывает, и ту красоту, которая покрыта пороками, бурьяном и тернием, но под этими плевелами существует красота и изящность. У каждого плохого ребенка есть красота. Но только Христос это видит.
Поэтому Христос нам сказал, что мы, какдети,должныбытьпростыми, смиренными, добрыми.
Думаю, что когда Христос говорил, чтобы мы были какдети,Он имел в виду маленьких детей. Потому что когда они подрастут, уже с первых лет своей жизни, как только получат немножко идентичности и осознают свое я, с тех пор у них начинают прорастать первые семена зла, первые плевелы, первые пороки, эгоизм, упрямство, претензии. Хочу, чтобы это стало моим! Это мое! Нет! Убирайся! Я не хочу это, я хочу то!
И спрашиваешь себя: «Что имел в виду Христос, когда говорил, чтобы мы были какдети?»
Господь имел в виду маленьких детей, младенцев, невинных детей. Дети, на которых не повлияли взрослые. Дети, которые не были испорчены нашей эпохой, которые не были изменены другими людьми и не повзрослели преждевременно, не стали больными – и психически, и телесно, и умственно, и эмоционально, и волей – мы испортили наших детей. Наш мир стал таким, чтобы дети не были детьми. Уже не существует детства, невинности. Они невинные, пока маленькие, но как только они начинают расти, то уже теряют невинность. Смотришь на детей, которые играют по мотивам телевизионных сериалов, и некоторые из них говорят: «Я начну встречаться с этой девочкой! Я хочу, чтобы она влюбилась в меня! Ты хочешь быть со мной, ты меня любишь? Хочешь со мной строить отношения?»
Смотришь как некоторые дети со второго–третьего класса уже произносят такие слова. Не существует невинности, не существует любви, не существует детских объятий, где дети обнимают друг друга и где ребенок целует другого ребенка, даже в рот; маленькие дети не понимают, это они делают и из-за невинности и простоты, они везде целуются и ничего не понимают. Теперь мы портим детей. Хотел сказать – портят их, однако мы их портим сами. Мы плохие, взрослые, также в глубине души мы являемся хорошими, но в конечном счете добро, которое в нас очень глубоко, теряем со временем. Но дети ни в чем не виноваты. Как будто в наше время все направлено на то, чтобы сажать в душе ребенка только семена зла, как будто дети обрабатываются таким образом, чтобы возрастало в них все самое плохое, что существует в душе как зародыш. То есть то, что мы называем склонностью к злу, греховным желанием, которым все мы, как дети Адама и Евы, заражены. Но наша кровь заквашивается и с Кровью Христа в Святом Причастии. Это происходит, когда причащаем наших детей. А когда мы их не причащаем, они не чувствуют себя причастниками с нами, не являются частью общества; они знают, как сказать «добрый день», «добрый вечер», но эти слова искусственные и формальные. Говорят: «Добрый день!» – а про себя издеваются над тобой, смеются над тобой, иронизируют, потому что мы научили их таким фальшивым манерам, чтобы они были необщительными, потому что они не причащаются. Везде кровь – это только наша собственная кровь, немощных родителей, потому что сказано «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя»[1]. Моя мать и мой отец, Господи, они грешные люди и родили меня. И грешного ребенка создали. Не причащаемся, не приобщаемся к благодати, не молимся, не помогаем детям, и так их кровь – это кровь Адама, земного Адама, а не кровь Нового Адама – Христа. Мы видим, что в наше время все направлено на пробуждение в ребенке только страстей, низших инстинктов, сластолюбия, всего самого плохого, что только может существовать, потому что каждый человек имеет внутри себя джунгли страстей. Отцы Церкви исследовали человеческую душу и согласны с этим. В сущности, все люди хотят одного и того же, как основных потребностей, – любви, нежности, ласки, тепла, признания, оправдания, все мы этого хотим. Но в нас есть страсти. Вопрос в том, как не посадить семена зла, как сделать дикую маслину окультуренной, то есть преобразить, пересадить грех, находящийся в ребенке, на иную почву, и превратить его в добро. Превратить зло в добро. Мы этого не делаем. Это делают только святые. И детство уже не скрывает в себе красивых вещей. Ребенок, каждый человек, имеет внутри себя много склонностей – и к добру, и к злу. Святые, например, св. Георгий, св. Василий, св. Григорий Богослов, св. Николай, св. Марина, св. Параскева – что они сделали? Они подвизались и усилили все добро, которое имели внутри себя, все зло превратили в добро. Они не насаждали зло. И они стали как дети. Видишь какого-то старого монаха или какую-то монахиню, или какого-то пожилого монаха, а он, как ребенок, добрый, ласковый, смотришь ему в глаза и понимаешь, что он незлобный. Почему? Потому что в своей жизни взращиваем злобу внутри себя. Но они этого не делали. Окружение, в котором они выросли, было благоприятным. Наша эпоха делает точно наоборот. Как будто она зареклась не развивать положительные качества ребенка, потому что, если он сделает это, то возьмет и станет святым, наше время не хочет, чтобы были святые, а хочет, чтобы увеличилось все плохое.
Образование, которое мы получаем, наше окружение, мать и отец, квартал, то, на чем сосредоточено телевидение, не помогают ребенку развивать положительные качества души и доброту, которые у него есть. А у него есть доброта, она является капиталом, который еще не развит, это то, что необходимо развивать, подвизаться, чтобы немного утомиться, чтобы потекла кровь из его души, чтобы стать хорошим человеком. Человек не станет хорошим, если ему позволить делать все, что он хочет. Если не заботиться о своем ребенке, то он не станет хорошим, необходимо воспитание, то есть необходимо взять педагогику, которую дает тебе Бог, и подвизаться, делать то, что делает святой – бороться, подвизаться.
Чему хорошему научило телевидение твоего ребенка? Любить? Любви? Видел ли ты, чтобы твой ребенок плакал, будучи тронутый телевидением, чтобы он увидел нечто, что затронуло бы его душу? Но ты, наверняка, видел, что он плачет, когда его футбольная команда проигрывает. Как и то, что он ругается, кричит, ломает вещи, ожесточается, да, такое ты уже видел. Так его научило телевидение, а также тому, чтобы ты ему покупал много вещей. Плохой ребенок, о котором ты говоришь, хороший – телевидение его сделало плохим. Не ругай своего ребенка, телевидение постоянно показывает, что сегодня преуспевающий человек должен иметь много вещей, чтобы он был алчным, чтобы он не останавливался. У тебя есть сотовый телефон? Купи себе еще один! Ты что, с этим телефоном останешься? Купи себе другой! Поменяй свой тарифный пакет, купи себе новую сим-карту, не останавливайся на достигнутом! Купить себе новую одежду! Поменяй свои вещи, свой автомобиль! Не оставайся с этой машине! Делай это постоянно. Наше время делает твоего ребенка потребителем, алчным эгоистом, делает его эгоцентричным, самовлюбленным, сластолюбивым человеком. Не так ли? Твой ребенок в этом не виноват, бедный ребенок, что он стал плохим, целый день может сидеть и смотреться зеркало, хочет сделать себе прическу, наряжаться, и тем самым хочет получить свою идентичность. Все это показало ему телевидение. А что оно показывает? Порок. Какой порок? То, что телесная красота является всем. Ты должен научиться быть красивым; кто не красивый, тот не подходит. Если ты не красивый, девушки не заметят тебя. Что значит быть не замеченным? Как давно ты не слышал слово «любовь»? Никто не говорит: «Тебя никто не любит», а говорят: «Тебя не замечают!» Наше время учит детей вести себя таким образом, чтобы его замечали. Чтобы заметили тебя, что необходимо иметь? Внешний вид, витрину, то есть лицемерие. Наш век воспитывает ребенка и делает его лицемерным, фальшивым и учит его показывать иной образ, нежели в действительности. Не учит его любить, смиряться, воздерживаться. Как научить детей воздержаться, если ты сам думаешь, что он отсталый, если он не встречается с девушкой. Телевидение показывает ему, что он должен встречаться с девушкой. Но оно не говорит ему, к чему могут привести эти отношения. Сколько связей с девушками необходимо иметь, прежде чем жениться? Сколько абортов нужно сделать, прежде чем выйти замуж? Где доброта? Как твой ребеночек станет хорошим, если он не научился иметь сияние чистоты? Видели ли вы чистое лицо? Человек имеет такое лицо, пока он не достигнет определенного возраста, но когда немножко подрастет, то он это теряет. В выражении лица входят лукавство, грубость, мерзость, грязь и отчаянность мира, следы многочисленных связей с девушками, и ребенок учится таким вещам. Ребенок не виноват в том, что он плохой, это эпоха, весь мир делают его плохим. Эта эпоха, которая не создает святых. Чтобы сегодня стать святым, необходимо дать отпор духу нашего времени.
Если бы мы жили в византийскую или греческую эпоху, то ход мира привел бы тебя в Церковь. То есть предоставляешь себя потоку и идешь в Церковь. Какая-то женщина рассказала мне о своей деревне в Македонии, что если увидят, что во время Великого поста ешь непостную еду, начнут тебя поучать, что так нехорошо делать, что пост что-то очень хорошее, там все постятся. Это значит отдаться своей эпохе и обществу, в котором ты живешь, они тебя научат поститься.
Кто сейчас может отнестись с доверием к своей эпохе? Никто. Не можешь предоставить себя эпохе, необходимо сопротивляться, чтобы поститься. Необходимо отделиться, потому что все смотрят на тебя и спрашивают: «Нормальный ли ты?»
Какой-то человек сказал мне, что в армии он захотел пойти в церковь, а сослуживец сказал ему: «Что уже Пасха наступила?»
А время было перед Рождеством Христовым, и он ответил: «Какая Пасха? Я хочу пойти в церковь, сегодня воскресенье!» Его сослуживец ходил в храм только на Пасху, так его научили. Я не обвиняю этого парня, так научила его эпоха. Пока все в армии ходили в храм и воинство было действительно христолюбивым, крестились, любили Церковь и почитали Пресвятую Богородицу, не все, конечно, я не летаю в облаках, всегда были хулители, ругатели и пороки, но это не было правилом.
Однажды пришла какая-то восемнадцатилетняя девушка и сказала мне:
— Батюшка, я чувствую себя очень плохо!
— Почему, что случилось?
— Я чувствую себя очень плохо, батюшка, я чувствую себя ужасно. Мне стыдно!
Говорю себе: «Ой! Наверное, она сделала что-то плохое! Почему ей стыдно?»
— Что ты сделала? Что случилось, дитя мое?
— Нечего, батюшка.
— Почему ты стыдишься?
— Я не могу... Я скажу Вам, но Вы меня неправильно поймете. Мне очень стыдно!
— Почему?
— Батюшка, я девственница. Мне очень стыдно!
Я не понял. Покачал головой, чтобы придти в себя.
— Смеются надо мной, мои подруги очень сильно глумятся надомной. Потому что они, – рассказывает она, – говорят, что я отсталая, что они хорошо себе живут, делают разные вещи, что в наше время надо жить по-другому.
Стыдится, что она девственница. Ты что-нибудь понимаешь? Это твой ребенок, а не мой. Эта девушка, студентка, первокурсница, второкурсница или третьекурсница, которой в настоящее время стыдно сказать, что она чистая. Потому что остальные ее заставили себя почувствовать, что она не нормальная. То, что она бережет свою утробу, готова принять ребенка, которым забеременеет, и не делает из своего тела лабораторного животного, не перекидывает свое тело от одного мужчины к другому и не тратит свою жизнь на развлечения, чтобы приятно проводить время! Поверхностная сентиментальность и любовь на пару дней и месяцев. Стыдится, что она чистая, что готовит свою жизнь в правильном направлении. В другую эпоху стыдилась бы не она, а та, которая живет в разврате. И приходила бы ко мне на исповедь и плакала бы. Я хотел бы обратиться к телевизионщикам и сказать им: «Большое спасибо! Обвиняете Церковь, обвиняете нас священников! Имеете право! Мы виноваты во многом! Но, послушайте, каких людей вы приводите к нам, каких людей посылаете к нам на исповедь, что говорят нам люди, приходящие от вас? Телевидение, которое увлекает толпы людей и поддерживает молодых, беспорядки, анархии, — это очень хорошо. Молодые люди имеют право. Но то, что им предлагается, не является решением, ни спасением, ни исцелением. То, что телевидение говорит молодому человеку: «Ты имеешь право» и т. д. – это прекрасно. Но следующий шаг показывает, являешься ли ты настоящим реформатором эпохи».
Правда в том, что телевидение только притворяется, что заодно с молодыми людьми, а что оно предлагает им взамен? Что им дает?
Ты, уважаемый телевизионный продюсер нашей эпохи, посылаешь мне этих детей на исповедь, которые плачут, что они девственницы, и этого стыдятся, а другая девушка приходит и с легкостью говорит, что сделала аборт, но затем и она плачет, не один день, а в течение многих лет. Ты научил ее предотвратить этот аборт?
— Я научил ее! – говорит он. – Я показал ей сто реклам о предохранительных средствах!
Метки: Андрей (Конанос), Богословие, педагогика
Pages: 1 2