Прощание с душами предков. Как изгоняли крещенского беса из проруби и чего ждали в старину от праздника Крещения Господня
Январь 19th 2020 -
В ночь с 18 на 19 января православные люди верили, что в праздник Крещения Господня Христос своим крещением «отверз небеса» и потому на землю сошел Божественный Дух. В связи с этим появилось и множество разных поверий. Например, в начале XX века в Енисейской губернии и на реке Ангаре крестьяне, «охочие до колдовства», в ночь перед Крещением ждали «открытия небес». Они садились в избе над чашкой с водой в надежде, что она «заволнуется», и тогда стремглав бежали на улицу и обращали свой взор к небу, где ожидали увидеть «отверзающиеся небеса». Тогда можно было у Бога просить все, вплоть до Царствия небесного – считалось, что все исполнится.
Вода – именинница, а снег – к урожаю
Во власти духа Студня. Всеволод Иванов
Происходило это поверье из народной уверенности в том, что на Крещение – вся вода на Земле – «именинница», в полночь она начинает «колыхаться» от того, что в нее входит сам Христос (или ангел), и на короткое время приобретет «непорочность» и святость.
Например, под Витебском крестьяне были уверены, что в ночь на Крещение ангелы снисходят на землю и незримо плещутся в иорданях – поэтому рано утром в них можно наблюдать колыхание воды.
Торжественному настроению способствовал крестный ход в темноте, совершаемый накануне праздника вечером, освящение крещенской воды в храмах и «крещение рек и озер», которое совершали днем в сам праздник. Крещенское окунание в иордань сравнивали с обновлением человеческого естества и с новым рождением. Солнечный свет, снег и сияние льда в этот день связывали с Божественным Светом.
Под Псковом богоявленскую воду называли «святья», забайкальские староверы о ней говорили: «Светинá идет!». Даже в самые богоборческие годы среди женщин России оставалась непреложной вера, что освященная на Крещение вода – самая сильная! Ее пили, если были в беде, ее давали больным и умирающим, ею умывались в дальнюю дорогу, веря, что обязательно вернуться домой невредимыми.
В Тульской губернии крестьянки собирали «крещенский» снег, считая его самым «молодым», чистым, и использовали для отбеливания тканей. Им умывались и лечились, горсть крещенского снега бросали в колодец – верили, что вода из-за него будет летом приносить «спорину» для людей и огорода.
В умах крестьян снег на Крещение был крепко связан с будущим урожаем: если снега было много, а деревья покрывал морозный куржак – «цветьё», то год будет урожайным. Бесснежная зима сулила неурожай.
Отъезд Коляды и угощение коней.
Вечером перед Крещением или на следующий день после него язычники праздновали «отъезд Коляды». Верили, что божество, приехавшее накануне Рождества к людям на одном коне, «отъезжает» прочь на трех белых конях.
Отклик этой веры остался у русских людей в обычае рисовать на Крещение лошадок на окнах и печь к празднику выпечку в виде коней, «коньков». Перед освящением воды на Крещение мальчишки бегали по деревне и просили у соседей подать им «конька, золотого гребенька!»
Взрослые делились выпечкой с малышами, а дома оставляли столько выпеченных коней, сколько их стояло в конюшне – выпечку скармливали лошадям, чтобы они были здоровы весь год. Поили лошадей и из иорданей, надеясь, что Бог сохранит их от падежа и даст силу.
А под Воронежем крестьяне сами святили воду – наливали ее в чашку, окунали в воду с молитвой крест и кропили ею домашних животных, чтобы оставались здоровыми.
Прощание с душами предков.
Живописец Всеволод Иванов
В Белоруссии и под Псковом крестьяне верили, что на Святки с небес на землю спускаются души родителей, а на Крещение – уходят обратно на небо. В Плюсском районе Псковщины для помина предков в канун праздника варили гороховую кутью. Ее наливали в чашку и ставили за порог, приговаривая: «На, поешь горошку, Коляда крещенска!»
Возвращение родительских душ обратно на небо связывали и с праздником Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, который следовал непосредственно за Крещением. В XIX под Витебском русские крестьяне верили, что в этот день души предков (святки) собираются «на Раду», на которой обсуждают, как их поминали и чествовали во время святок их дети, а потом отлетают от земли.
Возможно, что этот обычай был не так безобиден, как кажется: в Петрозаводском уезде верили, что в Святые дни возле людей появляться черт по имени Святке – он пакостит чем может, и испаряется в Крещение. Так что может статься, что под Витебском крестьяне прощались не столько с предками (святками), сколько с бесами, которые «испарялись» в праздник Богоявления.
Любопытно, что под Рязанью на Крещение существовала игра, в которой принимали участие только старики и малые дети. Дети вставали по углам избы, а кто-нибудь из стариков кидал им зерна вареной чечевицы. Ребятишки должны были ловить ее подолами рубашек. Считали, чем больше поймаешь, тем дольше проживешь.
Крещенская баба креста боится.
Белояр. Живописец Всеволод Иванов
Но самые странные обычаи на Крещение Господне водились у карелов. Например, у них считалось подвигом окунуться на Крещение в прорубь, а потом, прямо в мокрой рубашке добежать до храма и позвонить в колокола.
Перед Крещением карелы ходили к воде «слушать Крещенскую бабу» (Vierissän akka) – неведомое, но очень сильное существо, живущее подо льдом. Ходить нужно было обязательно по несколько человек, а чтобы не стать жертвой нечисти, следовало сесть на коровью шкуру или на сани, железом очертить вокруг себя по снегу три круга. Условий, чтобы не пострадать от беса, было много, и даже в XХ веке отважившиеся на такое общение рассказывали о нем со страхом. Самое малое, что могла сделать баба – это сильно пнуть обледенелым сапогом.
Считалось, что баба приходит вместе с водой, которая поднимается из проруби и бурлит. Вышедшая же на лед баба начинает задавать вопросы. Если ответишь неправильно – утащит в воду. Если побежишь – убьет, а тот, кто все делал правильно и досиживал до конца, мог получить от нее «ключи» и разбогатеть.
Перед праздником Крещения Господня могущественная Vierissän akka убегала из проруби в лес, не в силах вынести вида креста и освящения воды. Встретить ее снова можно было только летом в промежутке между Петровым и Ильиным днями – она плескалась в озерах и реках Карелии и не давала покоя рыбакам.
Майя Новик
Метки: обряды