Дабы плод древа был чист
Март 11th 2018 -
Слово о женском религиозном образовании и воспитании
Ровно 120 лет назад была опубликована эта статья, но проблемы, о которых писал священник в прошлом веке, за эти десятилетия многократно выросли и уже не стоят перед нами, а грозно нависают, угрожая, обрушившись, подобно лавине, смешать нас в грязь и кровь греха. И как же ясна становится та неразрывная связь времен, природа греха, методы оборения его, если то, что писано 120 лет назад, несущее в себе заряд добра, здравого смысла, глубокого знания жизненных реалий, имеющее в основании глубокую, искреннюю веру, высокую нравственную чистоту и твердое убеждение христианина в неизбежной победе добра над злом, совершенно без помарок и добавлений вполне может быть предложено как единственно правильное средство спасения наших женщин, наших семей, общества в целом!
Собственно, это и есть в прямом смысле слова духовное кормление от корней своих. И дай Бог, чтобы живительные соки мудрости прежних дней добежали до маленького зеленого листочка, молодой поросли нынешнего поколения, питая его своею силой, мудростью и опытом, который однажды был предложен, но по неразумению оказался невостребован, а от того стал еще более ценен, ибо нам-то хорошо известно, к чему привело неслушание доброго слова, отрицание путей праведных. Припадем же к источнику добрых поучений, струящемуся из прежних времен тонким ручейком в наше время. Вслед за автором прошлого века воскликнем: «Да будет так!» И хочется верить, что это уже не призыв, а утверждение!
Валерий Ярхо
…Вопрос о необходимости христианского образования для женщины находится у нас в некотором забвении, потому что сравнительно немногие из женского пола получают образование церковно-религиозное. Для многих же такое образование считается делом, без которого вполне можно обойтись, – едва ли не излишним. В дохристианском мире господствовало представление о роли женщины исключительно как жены и матери, самой природой и наставляемой и обучаемой, хозяйкой и во всем покорной мужу или отцу, – к чему же ей было образование. У иудеев этот взгляд был доведен до крайностей, раввин иудейский утверждал: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину!» Поэтому ученики Иисуса Христа удивились, когда нашли своего Учителя беседующим у колодца Иакова с женою самарянкой (Ин. 4:27). «О чем беседовать с женщиной?» – как бы думали они. Но Божественный Учитель Христос Спаситель не только указал на важность и необходимость христианского образования для женщины, но даже отдал предпочтение Марии, сидевшей у Его ног и слушавшей его слово, перед Марфой, хозяйкой, пекущейся и молившей о «мнозе службе».
Приготовление уроков в первом классе Елизаветинского института
Чем же вызывается необходимость христианского образования для женщин? Тем огромным значением, какое имеет в жизни христианского народа малозамечаемая в миру женщина.
Самой природой женщине предназначено быть прежде всего матерью. Как велико на самом деле значение матери? Несомненно, что младенец получает свою душу от Самого Бога с самого момента зачатия. Но дальнейшее развитие души его с первой минуты водворения в теле находится в прямой зависимости от свойств матери, которая еще во время чревоношения передает в наследство своему дитяти, вместе с соками и кровью, хорошее или плохое умственное и нравственное направление.
На этом, безусловно, основании Ангел Господень, предсказывая матери Самсона, судии израильского, о рождении от нее сына, заповедал ей, чтобы она в период чревоношения не пила вина и сикера и не ела ничего нечистого – дабы плод ее чрева был чист и свят.
Мы часто замечаем, что невоздержание, страсти и худые нравы матерей бывают причиной неразвитости, бессилия и дурных наклонностей детей.
Подлинно, только от благородного корня могут идти к детям добрые соки. Какой назидательный урок для матерей – воздерживаться во время чревоношения от всего, что оскверняет душу и тело: вина, табака и тому подобного! А меж тем как часто они забывают об этом! Как много матерей, которые совсем не соблюдают осторожность в это время! На матери лежит обязанность кормления новорожденного своим молоком – какая же при этом от матери требуется душевная и телесная чистота! Младенцы с молоком матери впитывают ее недуги, навыки и обычаи. Собирают ли с терновника виноград и с репейника смоквы? (Мф. 7:16). Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
На матери же лежит и первоначальное воспитание детей. Она должна вложить доброе основание жизни его, чтобы сделать, так сказать, человеком. Кому как не матери естественнее заниматься первоначальной заботой о душе ребенка? В очах матери, как в зеркале, видит дитя нежность и любовь – те же чувства отражаются и в нем. Язык матери, язык нежного сердца, производит свой отклик и в детской душе. Мать более чем кто-либо другой способна пробудить и развить в мягком сердце ребенка все доброе. Несомненно, что святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие святители Церкви никому другому более обязаны своим благочестивым настроением, как только своим благочестивым и богобоязненным матерям – Анфисе, Эмилии, Нонне!
Метки: образование, семья
Pages: 1 2