Иконография Святителя Николая. Н. Квливидзе
Май 22nd 2011 -
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, один из самых почитаемых святых в христианском мире, родился около 280 года в небольшом средиземноморском городе Патары Ликийской области, расположенной на юге Малой Азии. Его родители Феофан и Нонна были христианами. Жизненный путь св. Николая определился рано. Завершив учение, он стал диаконом, а затем священником в своем родном городе, но более всего стремился к уединенной монашеской жизни. Во время паломничества в Святую Землю он решил навсегда остаться в Палестине и уйти в какой-нибудь пустынный монастырь. Однако ему суждено было иное поприще. Вернувшись на родину, св. Николай поселился в столичном городе Миры. Здесь его никто не знал и, затерявшись среди людей, он мог жить отшельнической жизнью. Но неожиданно для себя безвестный молодой священник был избран архиепископом.
Жизнь святителя Николая совпала с переломной порой в истории христианства. Период жестоких гонений императора Диоклетиана сменился государственным признанием христианской религии при Константине Великом. Начиналась новая эпоха в жизни Церкви, главным содержанием которой было раскрытие догматов — глубинных законов, первооснов христианской веры. Открытие и формулирование этих законов шло в атмосфере напряженной борьбы с ересями. Участник I Вселенского собора (325 год), св. Николай был ревностным защитником православия от вспыхнувшей в эти годы опасной ереси Ария, отрицавшего единосущность Святой Троицы и считавшего Христа одним из творений Бога.
Борьба с ересью, так же как искоренение еще сильного язычества, требовали постоянного подвига, напряжения духовных сил и личного мужества. Удивительное сочетание кротости характера и твердости в вопросах веры, глубокого смирения и одновременно властности в пресечении зла, совершенной нестяжательности, буквальной нищеты с вниманием к материальному благополучию ближних, отличавшее святителя Николая, оказывало сильнейшее влияние как на уклонившихся в ересь христиан, так и на язычников, приходивших в результате к истинной вере.
Еще при жизни св. Николай прославился даром чудотворений, но особенно ярко это проявилось после его смерти. Первое посмертное чудо связано со спасением трех военачальников императора Константина, оклеветанных перед царем и обвиненных в подготовке заговора. Незадолго до этого, находясь в Мирах, они были свидетелями того, как вмешательство св. Николая спасло невинно осужденных людей от казни. Оказавшись в отчаянном положении, воеводы Непотиан, Урс и Ерпилион стали молиться Николаю, прося о помощи. В эту же ночь святитель явился во сне императору Константину и епарху (градоначальнику) Константинополя Евлавию, виновному в клевете, и властно потребовал освобождения воевод. Впоследствии разным людям, попавшим в беду и призывавшим Николая Чудотворца, многократно оказывалась его поистине скорая помощь.
Церковное празднование памяти св. Николая в Мирах Ликийских, вероятно, началось сразу после его кончины (6 декабря 345 года). К VI веку относятся свидетельства о существовании записи его деяний, а в VIII-IX веках создается ряд похвальных слов и церковных песнопений в честь чудотворца. Исключительное значение св. Николая для Церкви выразилось в том, что его память отмечается еженедельными службами. Каждый четверг в особых песнопениях великий православный святой прославляется наряду с апостолами.
Известна любовь к Николе на Руси. В XI веке в память перенесения его мощей из Мир Ликийскях, находившихся в это время под властью мусульман, в итальянский город Бари (1087 год) в Русской Церкви был установлен еще один праздник Николе (9 мая) и написана служба. Греческая церковь это событие не отмечала. Почитание Николая Чудотворца на Руси уже в древности отличалось необыкновенной широтой. «Прииди на Русь и виждь,— пишет русский книжник XI века,— яко несть града, ни села, идеже не беша (было) чудеса многа умножена святаго Николы».
Текст жития Николы, написанного в X веке византийским писателем Симеоном Метафрастом, русский переводчик XI века дополняет описанием чуда, происшедшего в Киеве.
По молитвам родителей Никола чудесно спас утонувшего в Днепре ребенка. Задремавшая в лодке мать уронила в реку младенца. Убитые горем родители, зная, что св. Николай еще при жизни спасал терпящих бедствие на море, с верой обратились к чудотворцу. На следующее утро совершенно мокрый плачущий младенец был найден на хорах Софийского собора под иконой Николая. Эту икону с тех пор называли Никола Мокрый.
Многочисленные изображения святителя Николая, сохранившиеся на византийских и древнерусских иконах и в храмовых росписях, запечатлели ярко выраженные портретные черты. Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в иконописных подлинниках (руководствах по иконописи) при описании разных святых указано: «власы и брада, аки Николина», «сед, аки Никола», или просто «аки Никола».
Одна из замечательных древних икон святителя — так называемый Никола Новодевичий — представляет наиболее распространенный тип изображения. Никола в коричневой фелони, на плечах лежит омофор — широкая белая лента с крестами, которую носят епископы как символ заблудившейся и найденной пастырем овцы; в левой руке, покрытой концом омофора,— Евангелие, указывающее на роль епископа как учителя своей паствы; правой рукой Никола благословляет. Изображение дано на серебряном фоне, на котором четко читается силуэт. Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами, небольшой округлой слегка вьющейся бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами отличается благородной красотой. Выражение глубокой сосредоточенности, подчеркнутое направление взгляда, скорбным изломом бровей, плотно сомкнутыми устами, вызывает чувство благоговения перед значительностью духовного созерцания, открывающегося внутреннему взору святителя. Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь, который «путь показал человекам правый и спасительный».
Икона новгородского Липенского монастыря, написанная в 1294 году мастером Алексой Петровым, выявляет иные черты личности Николы. Этот образ проще, здесь нет углубленности и погруженности в себя. Не созерцательность, а твердость деятельного характера Николы выступает на первый план у этого иконописца. Прямота и бескомпромиссность святителя, известная из рассказов жития, отразившаяся в церковных песнопениях, называющих его «правилом веры», «непоколебимым столпом и утверждением верных», «священства правилом», характеризуют содержание этого образа. Такой же определенностью отличается энергичный рисунок, яркие, звучные краски: весь облик Николы дышит крепостью и силой.
На фоне иконы по сторонам от нимба изображены стоящие на алых подножиях Христос, протягивающий святителю Евангелие, и Богоматерь, подающая ему омофор. В некоторых редакциях жития св. Николая описывается эпизод, лежащий в основе этого изображения. Во время заседаний I Вселенского собора, проходившего в Никее, Николай, не стерпев богохульства Ария, «заушил» еретика, то есть ударил его по лицу. Посчитав такое действие несовместимым с достоинством архиерея, св. Николая лишили епископского сана. Тогда многим участникам собора было видение, в котором Сам Христос вручал Николаю Евангелие, а Богоматерь возлагала на его плечи омофор. Это видение, называющееся Никейским чудом, часто изображается на иконах Николы. Более распространены поясные изображения Христа и Богоматери, помещенные прямо на фоне или заключенные в медальоны.
Интересно, что в Похвальном слове, созданном в середине IX века константинопольским патриархом Мефодием, описывается такое же видение, которое было св. Николаю перед избранием его на мирликийскую кафедру.
Среди икон святителя Николая много прославленных чудотворных образов. Древнейшая из сохранившихся до наших дней — чудотворная икона Николы Дворищского, находящаяся в Новгородском музее. Отличительный признак этой иконы — ее круглая форма. Название связано с Ярославовым дворищем — княжеским двором, где в 1113 году был построен Никольский собор, в котором находился чудотворный образ.
История обретения иконы и строительства Николо-Дворищского собора отражена в новгородских летописях и в сказании об иконе. Храм построил князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, после одержанной им победы над Чудью и исцеления от иконы Николая Чудотворца. Князю Мстиславу, тяжко заболевшему расслаблением, то есть параличом, было во сне явление св. Николая, обещавшего ему исцеление и повелевшего послать в Киев за его иконой, которая должна быть найдена на хорах Софийского собора. Святитель точно описал икону круглой формы и указал ее размер. Посланцы князя, едва выехав из города, попали в бурю на Ильмень-озере и, пристав к острову Липно, три дня ждали погоды. На четвертый день они увидели плавающую в воде икону, точно соответствующую описанию, и вернулись с нею в Новгород. Впоследствии на острове был основан Липенский Никольский монастырь.
Дворищскую икону в XVI веке поновили. От древнейшего изображения сохранились одежды, а лик относится к более позднему времени.
Один из самых известных и почитаемых образов св. Николая — Никола Зарайский — сохранился только в поздних списках. Святитель изображается в полный рост с разведенными в стороны руками: в левой он держит Евангелие, правой благословляет. Икона, как сообщает «Повесть о Николе Зарайском», была принесена в Рязанскую землю из Корсуня в 1225 году и сразу прославилась многочисленными чудесами. В 1237 году Рязань первой испытала ужас татарского нашествия. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается, что после убийства татарами рязанского князя Феодора его княгиня бросилась из высокого терема на землю и «заразися (разбилась) до смерти». После погребения их около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским.
Изображения Николы в иконах и фресках Дионисия, житийная икона Николы Зарайского начала XVI века и зеленофонная икона Николы XVI века из Дмитрова дают наиболее полное представление об образе святителя, сложившемся в московском искусстве. На протяжении XIV-XV веков в иконах ростово-суздальских и московских земель вырабатывались черты, поразительно точно воплотившие в живописи понятия «образ кротости и правило веры», «воздержания учитель», стяжавший «смирением высокая, нищетою богатая».
В широко распространенных житийных иконах Николы количество и состав клейм может меняться, но обычно повествование содержит эпизоды из жизни, посмертные чудеса и сцены преставления и перенесения мощей. Среди чудес часто изображается спасение юноши Димитрия из морской пучины, спасение трех воевод, возвращение родителям похищенного сарацинами отрока Василия.
Со временем татарского нашествия связано прославление еще одного чудотворного изображения св. Николая — резной деревянной скульптуры Николы Можайского. По преданию, в начале XIV века напавшие на Можайск татары были остановлены устрашившим их видением стоящего в воздухе над городом святителя Николая с мечом в правой и изображением града в левой руке. Этот образ имеет многочисленные повторения, как резные, так и иконные, встречаются также шитые изображения Николы Можайского.
В середине XVI века общерусскую известность получает чудотворный образ Николы Великорецкого, прославившийся в вятских пределах. Этот образ был найден в лесу на берегу реки Великой крестьянином. Предание сохранило его фамилию — Агалаков и точную дату находки — 24 мая 1380 года. В 1552 году по повелению Ивана Грозного Великорецкий образ принесли в Москву, а спустя несколько лет снова возвратили в Вятку. В память пребывания иконы в Москве одна из церквей храма Покрова на Рву (Василия Блаженного) была посвящена Николе Великорецкому, а стены ее украсили росписи, повествующие об истории иконы.
Доброта, милосердие, смиренный и кроткий характер великого чудотворца Николая, твердая верность православию оказались глубоко созвучны русскому душевному складу, отвечая народному нравственному идеалу. Бесчисленные чудеса, явленные святителем на Руси, послужили необыкновенной широте его почитания и неоскудевающей вере в его заступничество и помощь во всяких бедах, в самых безнадежных обстоятельствах.
В древней русской письменности сложилось около сорока различных произведений, посвященных св. Николаю. Живое чувство любви к Николе отразилось не только в письменности, но и в поэтическом народном творчестве, в быту. О Николе пелось в былинах, духовных стихах, имя его встречается во множестве пословиц и поговорок. По особому обряду праздновались Николины дни, так называемые Никольщины. В каждом доме были его иконы, в каждом городе ставили в его честь храмы.
Текст и иллюстрации приводятся по изданию: Н. Квливидзе. Иконография Святителя Николая. // Юный художник. № 2. 1995. С. 22-25
Метки: Николай Мирликийский