Иеромонах Гавриил: «Гомеопатия близка духовным принципам христианства»
Июнь 22nd 2010 -
Номер газеты: март 2006
Автор: Кубряк Е.
— Я окончил 1-й Московский медицинский институт им. И.М.Сеченова. Нам читали небольшой учебный курс гомеопатии. Этот метод мне сразу понравился. Понравились основные его принципы и главное — результаты. Иногда действие гомеопатического лекарства наступает уже через 3-5 минут. Если рассматривать основные принципы классической гомеопатии, созданной около двухсот лет назад в Германии Ганеманом, то оказывается, что они очень близки к духовным постулатам христианства. Подобным излечивается подобное. «Маленькая болезнь», создаваемая гомеопатическим препаратом, исцеляет «большую».
Очень интересные слова были сказаны Святым Иоанном Кронштадтским при освящении первой гомеопатической аптеки в Санкт-Петербурге: «Ваш метод самый разумный и верный... Прежде креста, смерти и Воскресения своего Христос установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения пречистого Тела и Крови своей, соединенных с Божеством. Значит, в самом Богочеловеке имеем пример врачевания подобного подобным».
Кстати, многие старцы православной церкви пользовались гомеопатическими лекарствами и даже сами лечили.
— А кто именно из известных старцев?
— Из оптинских старцев — о. Амвросий и о. Варсонофий рекомендовали своим чадам лечиться гомеопатией. Епископ Игнатий Брянчанинов, будучи уже на покое, в Николо-Бабаевском монастыре, лечил приходящих к нему крестьян. Этим занимался также старец Спасо-Елеазаровского монастыря Гавриил Зырянов. Митрополит Серафим Чичагов, после смерти прославленный в лике новомучеников, выпустил двухтомник медицинских бесед; в основном этот труд посвящен гомеопатии, тому, как он лечил сам. Его слова: «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими».
— Много ли врачей-гомеопатов среди современных священников?
— Довольно много. Например, отец Роман в Москве, священники из Сергиева Посада. Есть священники, использующие домашнюю гомеопатическую аптечку для своих близких, есть врачи-монахи в Греции, матушки — жены священников. Так что среди православных этот метод лечения используется все шире. А до революции распространению гомеопатии в русских провинциях содействовало местное духовенство. Так, многие сотни священников Уфимской, Оренбургской, Вятской губерний оказывали подобную лечебную помощь сельскому населению. Известен и такой интересный факт: в 70-е годы XIX века миссионеры, посетившие Алтай, успешно лечили гомеопатией местное население, чем удивляли даже лам, искушенных в искусстве врачевания. Иркутский архиепископ снабжал всех миссионеров гомеопатическими лечебниками и аптечками, и их врачебная практика не только физически исцеляла, но и служила одновременно христианской проповедью. Так что гомеопатия благоприятствовала миссионерской деятельности священников.
— Какие медицинские методы вообще приемлемы для православных христиан?
— Лечение должно исходить из того, что производит земля. Господь сотворил этот Мир, сотворил землю и своим Словом дал начало Жизни. Земля растит то, чем мы питаемся и чем мы должны лечиться. То есть то, что сотворил Господь, служит и для питания и для лечения. Но для духовного здравия мало пользоваться только средствами физического плана, нужно еще пытаться самому человеку духовно возрастать. Поэтому православное духовное целительство заключается в том, чтобы одновременно пользовать и тело и душу. Конкретные вопросы, можно ли лечиться тем или иным, каждый православный человек должен решать со своим духовником. В целом же, необходимо рассмотреть подробно все «за» и «против». Например, существует такой метод — фетальная терапия: из человеческого зародыша выделяют вещество, а потом из него делают «лекарство». Для любого даже не религиозного, а просто нравственного человека ясно, что так поступать не следует.
— Как вы понимаете православное целительство?
— Если мы лекарственными средствами укрепляем физическое здоровье человека, то он себя чувствует лучше. От этого улучшается и его эмоциональная сфера. Поэтому, поскольку человек состоит из трех частей: духа — это то, что Господь дает человеку, дыхание жизни, частичка Божественного в человеке; души — эмоциональной сферы человека; тела — его внешней, физической оболочки, — то от укрепления каждой зависят и остальные части. Только как это происходит, мы все равно не знаем до конца. Хотя понятно, что когда человек себя хорошо чувствует, у него есть так называемое «настроение», душевная его сфера радуется и сорадуется физическому спокойствию. Полная гармония — это здравие и телесное, и душевное, и духовное. Они — высшая цель стремлений человека. Известны, правда, примеры, когда человек болен, но не хочет выздоравливать, потому что духовно он себя так ощущает лучше. Это, может быть, непросто понять, но людям, которые ведут духовную жизнь, такое чувство знакомо. И человек, когда все более смиряется, оценивает себя, свои поступки и обдумывает их, — начинает заниматься своей душой. Слова «врач от Бога» подразумевают, что такой врач исцеляет физическое тело и «настраивает» духовное и душевное равновесие в человеке.
— Долго ли нужно учиться гомеопатии, и где учились вы?
— В любом искусстве требуется постоянное совершенствование, постоянное развитие. Я учился в Греции на острове Алонисос в Международной академии классической гомеопатии профессора Джорджа Витулкаса. Окончил трехлетние российско-бельгийские гомеопатические курсы. Бельгийские врачи-гомеопаты приезжали в Москву, читали лекции, а также принимали больных. Практическая демонстрация терапии была очень полезной и интересной. Сейчас у нас хорошие контакты, ежегодно мы приглашаем бельгийских врачей — они ведут курсы повышения квалификации. Уже несколько раз такие курсы прошли здесь, в Сергиевом Посаде. Постоянно обращаюсь к трудам ученых-гомеопатов, перечитываю классиков этого метода.
— Кто может прийти к вам на прием и какие болезни вы лечите?
— Согласно принципу монастырского врачевания, мы принимаем всех приходящих, всех, кто обращается к нам. И практически с любыми заболеваниями, кроме тех, которые требуют оперативного вмешательства. Если это тяжелые болезни, то я стараюсь направить больных к таким врачам, которые уже имеют положительные результаты в этой области. Гомеопатия отличается тем, что воздействует на весь организм человека. Поэтому нельзя сказать, что этот гомеопат является кардиологом, а тот, например, гастроэнтерологом. Непременно рассматриваются все качества, не только физические, конституциональные, но и душевные.
— Обязательно ли желающий лечиться должен быть крещеным?
— По христианскому закону, мы принимаем всех.
http://www.fpss.ru/gazeta/tradmed/4126/
Метки: Христианство