«Сострадание спасет мир». Вечер памяти брата Иосифа Муньоса
Ноябрь 6th 2015 -
30 октября в актовом зале при храме Вознесения за Серпуховскими Воротами состоялся вечер памяти хранителя Монреальской Иверской Иконы Божией Матери брата Иосифа Муньоса.
Вечера памяти брата Иосифа проводятся в Москве уже в течение нескольких лет, что стало доброй традицией. Это одно из чаемых и ожидаемых мероприятий. Пришло множество людей, зал был полон, пришлось ставить дополнительные стулья и даже лавки. Направляясь на вечер, мы проезжали мимо Театра эстрады, в котором на это же время был назначен «творческий вечер» Александра Невзорова, ярого ненавистника Православия и Церкви, хулителя духовно-нравственных ценностей русского народа. Поток людей, спешащих занять свои места. Прискорбно, но, вероятно, и этот зал был также заполнен. Два таких противоположных вечера, столкновение света и тьмы, непрекращающаяся борьба добра и зла.… И именно от нас зависит, что победит в конечном итоге.
После панихиды по брату Иосифу был показан документальный фильм «Посланник», рассказывающий об истории иконы и ее хранителе.
Иосиф (Хосе) Муньос родился в католической семье в Чили. В двенадцать лет по дороге в костел он заблудился и по ошибке зашел в православный храм РПЦЗ. Это случилось на Воздвижение. Мальчика потрясло богослужение, убранство храма, иконы. Хосе стал все чаще, уже намеренно, приходить сюда. Через два года он перешел в Православие.
Однажды, будучи на Афоне в Рождественском скиту, Хосе (к тому времени уже иконописец) увидел список Иверской иконы Божией Матери. Этот образ глубоко поразил Иосифа и он стал просить продать ему эту икону. «Мы живем в Америке, там средоточие зла, поймите, нам очень нужна эта икона». Однако, получил отказ. Хосе горячо взмолился Богородице. И вот первое чудо – Иосиф уже выходил из ворот обители, когда его догнал настоятель. Он сказал ему вернуться и взять икону. «Какую?» — не веря своему счастью, спросил Иосиф. «Ту, которую ты выбрал». В Иверском монастыре Хосе приложил список к оригиналу — Чудотворному образу Иверской Божией Матери Вратарницы.
Вернувшись в Монреаль, он поместил икону у себя в комнате, и каждый день читал акафист перед ней. Однажды ночью он внезапно проснулся — маленькую квартиру буквально «затопил» аромат. Он шел от иконы, она вся была покрыта благоухающим миром! С тех пор Монреальская Иверская икона Божией Матери постоянно мироточила. Мироточение, которое длилось 15 лет... Господь показывает, что милость Его изливается на нас непрерывно. Богородица преподавала нам Свое благословение, обильно источая миро из Своего образа. Миро проступало сквозь стекло, заливало опору иконы, стену и стол. Было множество скептиков, икону неоднократно «изучали» разные ученые, тщательно рассматривали и приходили к выводу, что видят величайшее чудо.
Множество чудес происходило от иконы. Везде, где бы она ни была, распространялись любовь и согласие. Благодаря неутомимым поездкам Иосифа в разные концы света с чудотворной иконой, слава о ней распространилась далеко за пределы Зарубежной Православной Церкви. Икона помогала всем – и мусульманам, и иудеям, и протестантам, православным и иноверцам. Как подтверждение, что перед Богом «нет ни эллина, ни иудея». Многие католики приходили почтить Монреальский образ. Брату Иосифу приносили святыни, мощи из католических монастырей, вывезенные крестоносцами из Константинополя.
Постоянные поездки по всему миру – Иосиф нес это со смирением. «Жизнь моя переменилась, — говорил Хосе, — она стала принадлежать людям». Он перестал что-либо планировать — Божия Матерь водила его, куда Ей было угодно. Он знал, что должен идти с иконой, куда она скажет, где было нужнее. Разные люди приходили к иконе, что только не приходилось слышать. Например: «Сколько литров в день дает икона?» «Но сердиться, раздражаться было нельзя, — говорил Иосиф, — надо было смиряться, ко всем относиться с любовью, ведь могли сказать – вот, мол, у какого человека икона». Но был такой случай, когда брат Иосиф с негодованием и твердостью требовал от служителей в аэропорту просить прощения у Божией Матери перед Ее иконой после того, как один из них с пренебрежением сказал ему, указывая на икону: «Забирайте своего идола». И он добился, чтобы служка прилюдно это сделал.
Из-за постоянных путешествий по миру у Иосифа не было возможности заниматься своим любимым делом. Иосиф был иконописцем. Он мечтал о том времени, когда будет жить дома и писать иконы. Хосе боялся, что из-за сахарного диабета у него могут отняться руки, и он не сможет этого делать. Он говорил: «Не страшно, если отнимутся ноги, только бы не руки и не разум».
В России, к сожалению, Иосиф не был, — на тот момент была неблагоприятная обстановка для этого, еще не произошло того радостного события – воссоединения двух сторон Русской Церкви – здесь в России и за рубежом. Самая ближняя страна к России, в которой Иосиф был с иконой, была Болгария.
На вечере присутствовали священники, писатели, общественные деятели: протоиерей Сергий Конобас, настоятель Успенского храма села Успенское, игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, клирики Вознесенского храма за Серпуховскими Воротами, семья Волковых, близко знавших брата Иосифа (он был крестным их детей; у Хосе было много крестников — он очень любил молодежь, молился и желал, чтобы все они стали святыми мужами и женами), ведущий радио «Радонеж» Виктор Саулкин, философ и богослов В. Тростников, православный психолог Татьяна Филипьева и др.
Многие выступавшие были лично знакомы с Хосе, для многих в их жизни он играл огромную роль. Они отмечали, что благотворное влияние брата Иосифа ощущалось даже до знакомства с ним. Каждому, кто соприкасался с Иосифом, есть, что рассказать удивительного. Общаясь с ним, люди ощущали, что перед ними человек величайшей чистоты, и это закономерно — не могла Божия Матерь избрать Себе на служение человека недостойного и порочного. Во время богослужений он тихо стоял сзади (именно, стоял, — всю службу, никогда не садился, хотя у него были больные ноги), незаметно, не привлекая к себе внимания. От брата Иосифа исходила сила, ему многое было открыто, он удостаивался многих видений, известны также случаи его прозорливости и чудес. За год до смерти брату Иосифу было открыто, какой смертью он умрет.
Брату Иосифу некоторые говорили, что он не имеет права держать у себя такую икону и должен отдать ее в монастырь. Он в сомнении обратился к старцу, который ответил ему, что Божия Матерь избрала именно его на служение Ей и если он отдаст икону, то будет страдать, а икона перестанет мироточить.
29 октября он посетил монастырь, в котором в день его приезда заплакала древняя икона Божией Матери, которая до этого 17 лет мироточила. Монах сказал ему, что икона плачет, когда должно произойти какое-то страшное событие, связанное с Церковью. В следующую ночь, с 30 на 31 октября 1997 года Иосиф Муньос был убит. Это произошло в сатанинский праздник – хеллоуин. Злодеяние заранее подготавливалось. В гостиничном номере хранителя мучили несколько человек. Иосиф был связан так, чтобы причинить ему большее страдание. Следы побоев на голове и лице, кровоизлияние в мозг. Кровь вытекала из глаз, щеки разрезаны веревкой. Следы пыток на ногах, руках, груди. 31 октября, в день памяти святого евангелиста Луки, первого иконописца и покровителя иконописцев, Иосиф Муньос присоединился к нему в небесном хоре.
Похоронен он был не сразу, после его убийства прошло 13 дней. Хоронить его хотели в запечатанном пластмассовом мешке в закрытом гробе. Но мешок был разорван. Все увидели следы пыток и то, что не было никаких признаков тления. Хоронили брата Иосифа на кладбище Свято-Троицкого мужского монастыря РПЦЗ в Джорданвилле. Во время служения панихиды свечи, которые невозможно было зажечь из-за сильного ветра, самовоспламенились и продолжали гореть в снегу около семи часов. На его могилу в день памяти из Джорданвилля отправляется по несколько автобусов. Один священник рассказал, как он служил панихиду у могилы и, будучи одет в легкую обувь, провалился в ледяную лужу. Ноги моментально промокли, он подумал, что непременно после этого заболеет. И в этот момент от могилы пошло тепло, и вода в луже стала теплая, даже горячая.
Очень многие избранники Божии были оклеветаны в своей жизни. Клевета – самое страшное оружие диавола. Не избежал клеветы и брат Иосиф. Даже некоторые священнослужители поверили клевете. И сейчас, после его смерти слышны голоса, что он, мол, не святой. Но есть свидетельства, что замироточила бумажная иконка брата Иосифа и даже земля с его могилы.
Если смотреть на брата Иосифа с евангельской точки зрения — это совсем не удивительный человек, это настоящий евангельский христианин, который достойно прожил в этой земной жизни. Если же смотреть с человеческой точки зрения — это высота любви, которая мало кому достижима. Любить, понимать, не критиковать. Самое любимое слово у Хосе было «сочувствие, сострадание», только этим, как он говорил, мир может спастись. В нем была такая настоящая любовь, которая не просто искрилась, а била фонтаном на всех окружающих, что можно было даже этому позавидовать. Мы сотворены для сорадования. С братом Иосифом можно было радоваться, любовь — это обычное его состояние. В его сердце хватало места всем. Мы испытывает глубокую скорбь от потери человека, особенно если были с ним близки. Но вместе со скорбью память о нём вызывает радость и хочется, чтобы вспоминая о тебе тоже не скорбили, а радовались. Память – дар Божий, она являет связь горнего мира и земного, возможность снова быть вместе. Кто-то из близких Иосифу людей в тонком сне видел его в алтаре, в белом облачении. Т.е. он у престола Господня. Пройдет время, и избранник Божий брат Иосиф будет прославлен в лике святых.
Этот вечер памяти можно назвать вечером о настоящем человеке, таком человеке, которого задумывал Господь, тем, кем должен стать человек на земле. Когда мы придем в Царствие Небесное, таких, как брат Иосиф, мы увидим много. Главное, чтобы мы с вами туда дошли…
Андреева Анна,
руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке, иконописец