Лженаука в психологии: Почему расстановки по Хеллингеру — это бесполезная пустышка-психоБАД!
Ноябрь 22nd 2020 -
«Есть только две бесконечные вещи:
Вселенная и глупость. Хотя насчёт Вселенной я не уверен».
А. Эйнштейн
Мы выразимся несколько деликатнее: способность людей к созданию иллюзий и уверенному (в смысле уверованному) пребыванию в них настолько безгранична, что сопоставление со Вселенной не кажется преувеличением. И эта способность не имеет каких-либо социальных или профессиональных границ, тем более там, где люди пытаются решать свои проблемы с помощью других людей. Область психотерапии — самое благодатное поле для проявления указанной способности как со стороны специалистов, так и со стороны потребителей. Сразу оговоримся, что не имеем в виду банальное и циничное мошенничество — психологи и психотерапевты в большинстве случаев искренно верят в те методы помощи, которые они предлагают своим клиентам.
Рынок психологических услуг на пространстве б.СССР пёстр и никем и никак не регулируем. В силу ряда причин в России ещё и крайне низкий уровень вузовского и послевузовского обучения психологов, плюс (точнее, дополнительный минус) к этому, в «душепомогающей» отрасли беспрепятственно могут работать лица, вообще не имеющие сколько-нибудь серьёзной профессиональной подготовки по психологии и психотерапии. Весь описанный «букет» факторов» приводит к бурному цветению лженаучных и буквально шаманских подходов к психологической помощи, что напоминает «бум» увлечения БАДами («биологические активные добавки»). Все хвалят, всем интересно и очень доступно. А результаты — кто о них задумывается, когда процесс так интересен и занимателен?!
Именно шаманским (без кавычек) является и метод так называемых «семейных расстановок» немецкого психотерапевта «Берта» Хеллингера. Другими словами, не более чем психоБАД, пустышка-панацея для всех и каждого.
Чтобы понять автора этой психопустышки, рассмотрим извилистый и авантюрный путь Хеллингера от солдата Вермахта третьего рейха до католического священника, от священника к психоаналитику, а от психоаналитика к пророку.
История Хеллингера и его концепции
Анализируя любую научную школу, культурное течение, социальный тренд или лженауку, необходимо уделять особенное внимание
первоисточнику, отправной точке, лицу, которое создало импульс, благодаря которому появился «новый эффективный подход». Очень часто специалисты и обыватели берут на вооружение те или иные подходы, мало интересуясь, кто их создал и как происходило создание продукта или услуги.
И если в сфере материальных товаров, мы крайне заинтересованы техническими характеристиками, качеством сборки, комплектующими и сервисным обслуживанием, то в области идей или «обещаний фантастических результатов» мы не такие придирчивые. Слишком многое не замечаем или не хотим замечать.
Согласитесь, было бы странным, если бы зубным врачом оказался «сапожник» без медицинского диплома, а сиделкой с детьми — «рецидивистка-уголовница»?!
Биография Берта Хеллингера завлекательна и интересна. Именно изучение фактов из его биографии лишний раз убедило авторов данной статьи в том, что «расстановки» не что иное, как «психоБАД» и лженаучное течение во главе с основателем, который увлечён идеями Гитлера и Третьего Рейха.
Антон Хеллингер («Берт» — это кличка, полученная им в католическом ордене, от сокращенного духовного имени католического Святого «Suitbert») родился в 1925 г. в германской католической семье1. Обучение проходил в католическом монастырском интернате. В юности смог избежать вступление в Гитлерюгенд, но в 1942 г. был призван в Вермахт и участвовал в боевых действиях на Западном фронте. Был пленён в 1945 г., совершил побег из лагеря заключённых в Бельгии, вернулся в Германию. Вступил в австрийский католический орден в г. Лоор-на-Майне (Missionary Order of Mariannhill: религиозные обеты бедности, целомудрия и послушания) и изучал католическую теологию с философией в Университете Вюрцбурга (один из старейших университетов Европы).
После окончания учебы в 1952 г. отправлен служить в миссионерскую школу в Южной Африке (территорию племен зулусов). Работая в Южной Африке (Провинция Наталь), он получал дополнительно образование и стал бакалавром гуманитарных наук с дипломом, дающим право на преподавание в миссионерской школе. В процессе обучения Хеллингер попал под влияние англиканской церкви и активно участвовал в её программах работы с местным населением. Программы включали в себя применение методов психодинамики, что подтолкнуло впоследствии Хеллингера к обучению психоанализу.
В процессе своей «школьной карьеры» Хеллингер стал немного говорить по-зулусски, а также активно принимал участие в шаманских ритуалах2. Это в дальнейшем привело к тому, что он стал понимать их особый взгляд (это концептуально отобразилось в основах его учения) на мир и сначала вышел из ордена, а потом уже и сложил свой сан священника в 1968 г.
Сняв сан и выйдя из ордена, Хеллингер был освобождён от религиозных обетов. Он познакомился с девушкой Гертой, которая стала его невестой. В 1970 г. они уехали в Германию, где и обвенчались. После свадьбы они перебрались в Вену, где Хеллингер прошел обучение набирающему моду психоанализу (классический курс в Венской Ассоциации психоанализа, которая впоследствии не признала в нём психоаналитика из-за его увлечений «первичной терапией», которая противоречила психоанализу).
Герта активно помогает Хеллингеру проводить психотерапевтические группы и консультации во время незаконченного обучения.
Увлекаясь психоанализом, но приостановив обучение в Вене в 1973 г., Хеллингер переехал в США для 9-месячного обучения у Артура Янова (американский психолог и психотерапевт, автор теории «первичной терапии»). Особенно сильное влияние на Хеллингера оказали труды Эрика Берна, Милтона Эриксона, Фрэнка Фаррелли (основателя «провокативной терапии») и популярность трансакционного анализа3. Закончить свое обучение Хеллингер смог в Мюнхенской Ассоциации психоанализа, где был зарегистрирован в качестве практикующего психоаналитика. Затем Хеллингер проходит обучение НЛП и семейной терапии.
Pages: 1 2