Возведение Рождество-Богородицкой женской общины в с.Козельщине в женский монастырь
Март 5th 2010 -
Возведение Рождество-Богородицкой женской общины в селении Козельщине Полтавской епархии в женский общежительный Рождество-Богородицкий монастырь 1891 года февраля 17-го дня
Слишком недалеко то время, когда 210-я верста Харьково-Николаевской железной дороги не возбуждала почти никакого внимания путника к себе. Только роскошный парк при барской усадьбе граф. Капнистов и графский дом, выглядывавший из-за парка, вызывал иногда у утомленных однообразием пути пассажиров вопрос о месте, мимо которого мчался железнодорожный поезд. Дальше же за парком и домом возвышалась небольшая горка, которая не имела не только человеческих жилищ, но даже и изобильной растительности.
Не то наблюдается здесь за последние десять лет, после того как перед иконой Божией Матери, именуемой теперь Козельщанской, явилось первое чудо милости Божией — чудо исцеления по суду человеческому неисцелимо больной дочери графа Капниста, М. В. Капнист. (Чудо исцеления совершилось в 1881 году 21 февраля, какой день и является праздником в честь Козельщанской иконы Божией Матери.) Сюда стекаются теперь тысячи путников из разных мест с горячею, сердечной молитвою, с глубоким благоговением в душе, всецелой преданностью воле Божией и с крепкой верой в Заступницу рода христианского. Это место — уже святое место для православного мира.
Но святое место пусто не бывает. На прежде пустынной горе явился благолепный и украшенный храм Божий (во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященный 8 сентября 1882 года), и самое горное возвышение, таким образом, явилось той свещницею, на которой поставляется светильник, чтобы дальше и дальше светил он идущему и едущему православному путнику и просвещал его душу. Через четыре года при Рождество-Богородицкой церкви открыта женская община с истинно-христианскими задачами и целями: непрестанной молитвой перед престолом Всевышнего к Заступнице усердной и подвигами благочестия способствовать прославлению имени Божия и делами благотворения служить меньшей братии, непросвещенной, неимущей, нуждающейся и обремененной. И надо правду сказать, что община, руководимая своим Архипастырем, близко приняла к сердцу указанные ей задачи и неуклонно пошла к намеченной цели, постоянно преуспевая и во внутренней своей жизни, и в своей благотворительной и просветительской деятельности, привлекая через то к себе всегда весьма значительное количество богомольцев. Приносимые последними, конечно, не от избытка, а чаще от лишения своего, усердные лепты, незначительные в отдельности, в общем послужили возрастанию средств общины настолько, что она за последние четыре года могла шире развернуть свою благотворительную и просветительскую деятельность; да и сама она получила теперь возможность устроиться более удобно и благолепно.
Так, 22 июля 1887 года было положено основание большому корпусу для общежития сестер и при нем теплой церкви; в том же году были построены странноприимный дом для бедных богомольцев и помещение для церковного причта. В 1888 году при общине основана школа иконописания, в которой с успехом обучаются имеющие склонность и способность к сему делу сестры. В том же году при общине открыты: двухклассная церковно-приходская женская школа и одноклассная церковно-приходская мужская школа. На содержание этих школ община средств не жалеет и затратами для них никакими не стесняется. Школы имеют для себя удобные помещения, прекрасные библиотеки, в достатке располагают учебными пособиями; особый законоучитель, учителя и учительницы в них вполне к своему делу приготовленные, опытные, ведущие дело с отличным успехом. Особенно женская школа оставляет во всяком посетителе ее (которых, кстати сказать, бывает в ней весьма много) самое отрадное впечатление своим устройством, духом и направлением. При ней есть общежитие на тридцать девочек, из коих 20 беднейших и сирот состоят на полном содержании общины. При таких благоприятных условиях своего существования школа не имеет и не может иметь недостатка в ученицах, общее число коих в настоящее время простирается до 60. Кроме обучения установленным предметам, ученицы школы обучаются приготовлению простых кушаний, печению хлеба, рукоделию и рисованию, программа которого имеет в виду подготовку желающих из учащихся к дальнейшим занятиям в монастырской школе иконописания. Окрестное население успело оценить эту школу, полюбило ее и с полным доверием относится к ней. И смело можно утверждать, что после своего молитвенного предстательства перед Заступницей рода христианского ничем другим община не могла так возвысить себя и расположить к себе православный народ, как своей благотворительной и широкой просветительской деятельностью, потому что с этой стороны значение общины понятно всякому, и простецу, и мудрецу; здесь каждый может наблюдать и, так сказать, осязательно удостовериться в ее благотворном церковно-общественном служении.
Таким образом, Козельщанская женская община, постепенно развиваясь в своей внутренней жизни и устрояясь совне, возросла, наконец, до того момента, когда переход ее на степень женского монастыря представлялся делом внутренне необходимым, естественным, и вопрос об этом становился только вопросом времени, который и получил для общины разрешение 17 февраля. День этот, как главный день высокого церковного торжества, духовной радости, надолго будет жить в памяти Козельщанской женской обители; нескоро его забудут и все те, кто присутствовал на этом торжестве; потому что все, что им пришлось испытать в этот день, увидеть и услышать, было полно внутреннего и внешнего благолепия, глубокого назидания и поучительности.
Торжество возведения Козельщанской женской общины в женский монастырь предположено было соединить с освящением при общине в новоустроенном теплом храме двух престолов (в правом [1] придельном алтаре — во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, и в главном алтаре — во имя Преображения Господня). Времени одного дня для этого было, конечно, недостаточно, а посему обительское духовное торжество началось днем раньше, т.е. 16 февраля. Накануне сего дня, т.е. 15 февраля, прибыл из Полтавы с вечерним поездом в начале 8-го часа Его Преосвященство вместе со своей свитою, а также многие из жителей Полтавы, частью приглашенные на торжество, частью по собственному добровольному желанию. С горнего возвышения уже разносился звон колоколов, призывавший в церковь на всенощное бдение. Владыка, благословив на платформе всех встречавших его, направился в обитель, где в новоустроенном храме его ожидало духовенство, сестры общины и немалое число простого народа, несмотря на то, что день был будничный; в храме были ученицы и ученики церковно-приходских школ монастыря. После встречи Владыки соборне совершено всенощное бдение с полиелеем. Два хора певчих — один из сестер общины, другой из учениц женской школы при общине пели всю службу безукоризненно... Окончилось всенощное бдение в половине 10-го часа.
На утро была совершена в левом приделе храма во имя св. мученицы Елисаветы ранняя литургия — и тоже соборне; а по окончании ее было совершено водоосвящение по чину малого освящения воды. Благовест к поздней литургии начался в 9 часов. В четверть 10-го прибыл в церковь и Владыка, встреченный с подобающей честью всеми священнослужителями, прибывшими на праздник общины [2]. По облачении его началось освящение правого придельного престола во имя св. чудотворца Николая «по чину освящения храма, Архиереем творимого». Пел хор певчих Его Преосвященства и обительский. В совершении освящения принимали участие, между прочими, настоятель Крестовоздвиженского Полтавского мужского монастыря архимандрит Виталий, о. ректор семинарии, кафедральный протоиерей и другие. Чин освящения престола и храма был окончен в половине одиннадцатого. Затем в новоосвященном храме была совершена литургия, окончившаяся в четверть первого часа по полудни. После обедни Владыке и всему участвовавшему в служении и прибывшему на торжество духовенству, вместе с другими приглашенными посетителями, предложена была от общины скромная трапеза. Этим и заключился первый день праздника общины.
В 7 часов вечера 16 февраля (суббота) началось всенощное бдение в теплой церкви по службе «на обновление храма». Это служение было особенно торжественно. На литию и полиелей, в предшествии Его Преосвященства, вышли: архимандрит Виталий, шесть протоиереев, три священника, два иеромонаха, четыре диакона с протодиаконом. Два хора певчих пели по напеву Киево-Печерской лавры — стихиры петы с канонархом. Поместительная церковь была полна молящимися, которых видимо поражало благолепие архиерейского служения и приводило в восторг. Сравнительная продолжительность богослужения никем не чувствовалась при молитвенном и праздничном настроении всех. Храм горел огнями; новый весьма красивый иконостас ярко блистал обильной позолотой, чрез что резче выделялись величественно-благолепные лики на иконах, писанных художником Малышевым. Самый состав молящихся значительно пополнился и изменился. Прибывшие из Полтавы и Кременчуга железнодорожные поезда привезли с собой новых соучастников в празднестве обители. Из Полтавы прибыли Его Превосходительство, г. начальник губернии П. П. Косаговский, ее сиятельство супруга губернского предводителя дворянства княгиня Мещерская, председатель казенной палаты А. В. Шидловский, непременный член губернского по крестьянским делам присутствия М. К. Коченевский, известная своей набожностью и христианской благотворительностью на храмы и школы жена почетного потомственного гражданина И. С. Котельникова (прибывшего еще 15-го числа вечером) Е. Я. Котельникова, начальница епархиального женского училища, г. инспектор врачебной управы и некоторые другие лица. Всенощное бдение окончилось в начале 11-го часа.
В воскресенье, 17 февраля, началась в 4 часа утра в отдельном холодном храме всенощная по уставу постной триоди. В 6 часов утра — ранняя обедня в освященном накануне придельном алтаре во имя Святителя и Чудотворца Николая. По окончании литургии последовало водосвятие. В 9 часов начался благовест к поздней литургии. В начале 10-го прибыл в храм Преосвященный. Помолившись перед чудотворным образом Божией Матери, Владыка начал облачаться; облачилось и все сослужащее ему духовенство. После сего . началось освящение главного престола и храма. Весь чин освящения прошел точно так же, как и накануне, торжественно, в стройном порядке, при полном и сосредоточенном внимании присутствовавших ко всем многознаменательным действиями освящения. Особенно сильное впечатление на всех производил тот момент освящения, когда слышалось возглашение Епископа: «Возьмите врата князи ваши, возмитеся врата вечныя», и ответный глас хора: «Кто есть сей Царь Славы», а затем — отверстие царских врат при возглашении: «Господь сил той есть Царь Славы». Во все это время в храме водворялась полнейшая тишина. Во время освящения совершен был крестный ход вокруг всего вновь устроенного для общежития сестер монастырского здания, в котором находится и самый храм.
По окончании «чина освящения», т.е. после осенения Епископом на страны святым крестом и окропления святой водой и обычного отпуста, секретарем консистории, с благословения Епископа, вслух всех молящихся был прочитан на солее следующий Указ Св. Синода о возведении Козельщанской женской общины в общежительный женский монастырь, о назначении настоятельницей монастыря начальницы общины монахини Агнии и посвящении ее в сан игумении:
«По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) предложение товарища синодального обер-прокурора от 3 января 1891 года за № 45 о том, что со стороны министра внутренних дел не встречается препятствий к возведению Козельщанской женской общины, Полтавской епархии, в общежительный монастырь с наименованием его Рождество-Богородицким и, 2) справку, по коей оказалось следующее: Ваше Преосвященство в октябре минувшего года ходатайствовали о возведении существующей в селении Козельщине Кобелякского уезда Рождество-Богородицкой женской общины в общежительный Рождество-Богородицкий монастырь с оставлением при нем причта в составе трех священников, двух диаконов и двух псаломщиков и о назначении начальницы общины монахини Агнии настоятельницей монастыря с возведением ее в сан игумении. При этом Ваше Преосвященство объяснили, что означенная община имеет свыше ста сестер, для которых устроен каменный корпус в два с половиной этажа, в оном церковь на 400 человек, для трех священников, двух диаконов и двух псаломщиков имеются весьма удобные помещения, а для богомольцев странноприимный дом; при общине открыты в особых зданиях двухклассное церковно-приходское училище для девиц с интернатом на 20 человек на полном содержании общины и на столько же приходящих и безвозмездно обучающихся, одноклассное училище для мальчиков с безвозмездным обучением и, наконец, школа живописи с особым учителем; место жительства сестер и храм обнесены каменной оградой, все хозяйственные принадлежности устроены и в обеспечение общины хранится капитал в 50 тысяч рублей, собранный и переданный бывшим церковным старостой графом Капнистом, а женой его пожертвовано 80 десятин 1850 квад. саженей пахотной и усадебной земли.
Рассмотрев изложенное и руководясь Высочайшим повелением, последовавшим в 9-й день мая 1881 года (Собр. Узак. и Расп. Прав. 1881 г. № 82-й ст. 552), Святейший Синод 31 октября/7 ноября 1890 года определил: существующую при Рождество-Богородицкой церкви в селении Козельщине Кобелякского уезда женскую общину возвести в общежительный монастырь с наименованием его Рождество-Богородицким, оставив при сем монастыре существующий причтовый штат из трех священников, двух диаконов и двух псаломщиков с тем, чтобы причт этот содержался на счет монастырских средств. Предварительно же приведения сего в исполнение предоставить г. синодальному обер-прокурору снестись с министром внутренних дел о том, не встретится ли с его стороны препятствий к возведению поименованной общины в монастырь. Приказали: о возведении Рождество-Богородицкой женской общины, в селении Козельщине, Кобелякского уезда, Полтавской епархии, в женский общежительный Рождество-Богородицкий монастырь, с причтом при нем трех священников, двух диаконов и двух псаломщиков, дать знать Вашему Преосвященству указом, уведомив при сем, что, согласно Вашему представлению, Св. Синод назначает начальницу общины монахиню Агнию настоятельницей сего монастыря с возведением ее в сан игумении. 30 января 1891 года.»
За сим по возглашении Владыки: «Слава Тебе, Богу благодателю нашему, во веки веков», последовало пение: «Тебе, Бога, хвалим» и многолетие Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Цесаревичу и всему Царствующему дому; Преосвященному Илариону, Епископу Полтавскому, со всей его Богом хранимой паствою; начальнице общины Агнии с сестрами.
Около 11 часов началась литургия. На малом входе была возведена в игумении монастыря начальница общины монахиня Агния, которую вели с солеи к облачальному месту перед Епископа две (из трех прибывших на обительский праздник) игумении: игумения Белгородского девичьего монастыря, украшенная кабинетным с драгоценными камнями наперсным крестом, мать Людмила и игумения одного из Орловских женских монастырей, мать Моисея (третья игумения, Олимпиада, первая начальница Козельщанской женской общины, прибыла из Иоанно-Богословского Красногорского девичьего монастыря). Во время литургии были рукоположены два ставленника: один во диакона, другой во священника; а в конце литургии, в положенное время, законоучителем монастырских школ священником Д. Чигринцевым было произнесено приличное случаю слово.
При окончании литургии Владыка вышел на солею и здесь, при вручении новопоставленной игумении жезла, преподал свое глубоко назидательное архипастырское наставление как самой игумении, так и всем сестрам монастыря. Вот это наставление:
«Боголюбивые сестры!
Милостью Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, благоволением Благочестивейшего Государя и благословением Св. Синода, ваша скромная община возведена в разряд иноческих обителей, поставлена на степень монастыря. Доселе община сия была местным учреждением, которое руководилось своими частными правилами; теперь — оно правительственное, утвержденное высшей церковной властью, которая и блюдет за иноческой жизнью и духовным развитием обителей. Общины не имеют чина монашеского; теперь достойные из вас сподобятся ангельского чина. Доселе управлялись вы старшей сестрой в звании начальницы; теперь имеете, по изволению Божию, поставленную в управление вами мать игумению.
Вот какое изменение совершилось с вашей общиной и какие преимущества даются вам с настоящего дня. Радуюсь вместе с вами и, в благоговейной благодарности, поклоняюсь чудотворному лику Богоматери! Верю, что все это совершилось Ее милостью и благоволением! Но не забывайте, боголюбивые сестры, что с возвышением обители вашей и вы должны возвышаться в духовной иноческой жизни. Прежнее ваше положение как лиц, собравшихся для труда и жизни благочестивой, могло еще извинять какое-либо нестроение и уклонение от долга; но теперь, при звании иноческом, нравственные недостатки ваши подвергнутся строгому порицанию. Смотревшие доселе снисходительно на вас, как на не вполне еще отрешившихся от общей среды, теперь не простят вам на своем суде и обыкновенного проступка; люди мира склонны более судить других, чем себя; подметят они и малейший сучец в жизни вашей и пронесут ваше имя яко зло. Вот почему я сказал, что с возвышением обители и вы должны возвышаться и украшаться добродетелями иноческими: смиренномудрием, целомудрием, кротостию, терпением, чистотой сердца и постоянной молитвою. Молю посему всех вас, сестры новой обители, достойно ходить святого звания, которое приемлете, и никогда не забывать цели, для которой пришли сюда. Входя в обитель, вы уже оставляете за стенами оной все, чтобы обрести здесь единое на потребу; блюдитесь же, чтобы и в безмолвии иноческой кельи не возлюбить мира и яже в мире — не внести сюда того же волнения и суеты, тех же житейских попечении и пристрастия к земному, какие бывают в мире. С первых дней монастырского жития вы изменяете одежду мирскую, облекаясь в скромную, всегда однообразную, знаменующую печаль и сокрушение о грехах. Потщитесь при сем паче всего совлечься прежних обычаев и привычек и с любовию восприять благое иго Христово. Вступая в обитель, вы обрекаете себя на беспрекословное послушание, с отречением от своей воли. Великая добродетель для инока послушание. Оно освящено примером Господа нашего Иисуса Христа, Который был послушлив до крестной смерти. Старайтесь же исполнять поведенное вам неленостно, без замедления, без роптания, от чистого сердца — служаще якоже Господу, а не яко человеком. Вы обрекаете себя девству; это — главная цель, ради которой удалились вы из мира под кров обители, и наилучшая от вас жертва Господу и Пречистой Его Матери Деве Марии. Потщитесь же представить через девство телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови. Храните девственную чистоту в помышлениях и чувствованиях, желаниях и движениях ваших. Уподобляйтесь тем мудрым девам, которые имели всегда светильники, горящие верой и любовью к Богу. Да не оскудеет при этом в вас и елей благих дел — мир, любовь, милость, сострадание, готовность послужить немощным и болящим, сердечный привет ко всем приходящим помолиться с вами, слово любви к ним и утешения. Тогда и вы будете готовы встретить Господа, как мудрые девы, и с радостью войти с Ним в небесный чертог для вечного блаженства. При таком жительстве вашем новая обитель будет подлинно иноческой обителью и окажет высокое нравственное влияние не только на окружающее население, но будет сиять далеко, как высоко стоящий горящий светильник, указывающий и освещающий правую стезю ко спасению.
Не много ли мы от вас ожидаем? Не преувеличиваем ли ваши обязанности? О, нет! Вы знаете и ежедневно будете слышать в житиях и сказаниях отеческих самые изумительные подвиги монашества — то в непрестанной молитве и бдении, то в строгом воздержании до отречения от пищи, то в глубочайшем смирении и безмолвии; а я указал вам только начатки иноческого жития, кратко представил тот образ жизни, какой доступен и возможен каждому, желающему спасения. Если бы сознание своей немощи смутило вас и в самых начальных подвигах, то вы всегда имеете всесильную Помощницу, Наставницу и Утешительницу в лице Преблагословенной Девы Марии, Которая и призвала вас на служение Ей. Веруйте крепко, что Матерь Божия, имени Которой посвящена обитель сия, Сама будет хранить ее видимо и невидимо под Своим всемощным покровом, Сама будет назирать над ее преспеянием внутренним и внешним, руководить здесь и руководительниц и руководимых, и начальствующих и подчиненных. И прибегающих к Ее чудотворному образу во всяких скорбных и тесных обстоятельствах скоро услышит Она и помилует. Кроме невидимой Госпожи и Владычицы вы теперь имеете и видимую руководительницу — мать, возведенную благословением Св. Синода в сан игумении, которой вручаем жезл игуменства в знамение духовного управления обителью.
Прими же, избранная Богом, жезл сей. Помяни в благоговении сбывающееся о тебе предречение приснопамятного [3] Киевского Святителя почти за 35 лет до сего дня, а затем внемли краткому пастырскому моему слову: Благодатию всесвятого и животворящего Духа-Бога чрез нашу мерность, возведена ты ныне в степень игумении св. обители сей, чтобы руководить ко спасению вверенные тебе словесные сия овцы, стяжанные дражайшей Кровию Господа и Спасителя нашего. Потщися же быть достойной своего звания и мудрою, непостыдной делательницей вертограда сего. Наставляй вверенные тебе сестры заповедям Христовым и правилам иноческого жития, подавая им пример своей жизнью; руководи их с кротостью, любовию и долготерпением, как именно благопопечительная мать, да живут все благочестно, чисто, трезвенно и беззазорно.
Вы же, Боголюбивые сестры, усугубите к вашей игумении любовь и беспрекословное послушание, памятуя, что она — ваша духовная мать и руководительница.
Мати Божия! Храни обитель сию под кровом Твоим! Да идут все, подвизающиеся здесь, во след Тебе и приведутся Твоею всесильной помощью и предстательством в храм Царев!»
Получив архипастырское наставление и жезл, новопоставленная игумения Агния, в предшествии клирошан — сестер, направилась в свои келлии при пении тропарей: «Заступнице усердная» и «Преобразился еси на горе, Христе Боже». Владыка же оставался в храме до тех пор, пока не преподал своего благословения всем молящимся; а затем и он со всем сослужившим ему духовенством прибыл в те же покои игумении, где последней вновь было возглашено многолетие. После сего последовало принесение всеми присутствовавшими поздравлений новопоставленной игумение. Так как возведение Козельщанской общины в монастырь и начальницы общины в игумении монастыря, несомненно, имеет и будет иметь великое и не местное только значение (особенно для простого народа, который всегда ставит монастырь выше общины и инокинь выше сестер...) ввиду большей возможности к достижению благотворительных, просветительских и религиозно-нравственных целей монастыря, и, таким образом, совершившийся факт является фактом истинно отрадным; то и поздравления, приносимые новопоставленной игумении отличались полной сердечностью и дышали глубокой и искренней радостью. Со своей стороны, новопоставленная игумения, мать Агния, находясь под сильным влиянием всего случившегося в этот день как лично для нее, так и для вверенной ей в управление обители, глубоко растроганная торжественностью минуты и сердечностью приветствий, соединенных с самыми лучшими пожеланиями, со слезами на глазах сердечно благодарила всех за оказываемое ей внимание и за добрые пожелания обители... Между другими приветствиями отметим поздравительное приветствие от всех сестер обители, радостно поздравлявших свою первую мать — игумению. Потом принес свое поздравление первой игуменье монастыря причт монастырский в полном своем составе, во главе с о. протоиереем Галабутским. От причта была поднесена игумении Агнии икона Козельщанской Божией Матери, в киоте и сребропозлащенной ризе, причем одним из членов причта, священником Ващинским, был прочитан применительно к случаю составленный адрес. С детской простотой и искренностью поздравили заботливую попечительницу монастырских школ ученики и ученицы церковноприходских школ монастыря со всем учащим в них персоналом, причем ученицы поднесли матери игуменье от усердия своего вышитую черную скатерть и дюжину салфеток собственной работы... Но вот поздравления окончились. Между гостями, почувствовавшими теперь потребность в отдыхе после довольно продолжительного богослужения, началась оживленная беседа по поводу события дня: вспомнились различные совершившиеся перед образом Богоматери чудеса, тем более что и то лицо, над которым было проявлено первое чудо милости Божией, т.е. дочь графа Капниста, девица М. В. Капнист, находилась здесь же среди гостей. Передавались взаимные впечатления и по поводу того, как столь недавно совершенно пустынное место, видимо и невидимо покровительствуемое Царицей Небесной, быстро превратилось в селение Божие, украсившееся храмами Божьими, иноческой обителью с ее человеколюбивыми учреждениями, и как оно является теперь местом, куда во множестве стекается с глубокой верой православный народ, ища здесь удовлетворения своим духовным потребностям, исцеления телесных немощей и получая назидание и словом [4], и примером... В это время вошел Преосвященнейший Владыка. Разговоры тотчас смолкли. Видно было, что Владыка имел сказать нечто очень важное, и ожидания не обманули. Обратившись к новопоставленной игуменье, матери Агнии, и ко всем присутствующим, Владыка сказал: «Не могло не озабочивать и вас, мать игумения, и всю вновь открытую обитель то, что у монастыря так мало земли, что с ней очень трудно вести монастырское хозяйство, что монастырь сильно стеснен в этом отношении [5]. Но Матерь Божия, имени Коей посвящена сия обитель, Сама прежде нас невидимо и видимо покровительствует ей, как мы и уповали на сие покровительство. В самый первый день открытия монастыря, едва даже мы успели объявить об этом открытии, как уже на монастырь идут пожертвования именно того, в чем он особенно ощущает ныне нужду. Сегодня пожертвовано ему 20 десятин земли». При этом Владыкой прочитана была на находившемся в его руках пакете следующая надпись [6]: «Храните в церкви Козельщанской обители духовное завещание на хутор 20 десятин земли, отписанной на общину Козельщанской Рождество-Богородичной церкви, в 10 верстах состоящей, шестидесятилетним стариком, рабом Божиим Петром, — запечатанное двумя печатями собственной именной завещателя, и игуменией распечатается тогда, когда получится сведение о смерти завещателя, — и исполняется его воля, в чем будет следовать по завещанию; а до того церковь хранит тайну сию свято. В день освящения храма Преображения Господня 17 февраля 1891 года». Как могло подействовать на всех присутствовавших это сообщение Владыки, какое оно впечатление произвело на вновь открытый монастырь, об этом предоставляем судить самому читателю. Со своей же стороны приведем здесь слова Небесной Истины, Иисуса Христа: «не говорите, что нам есть? или что пить? или во что одеваться? Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6 гл., 31-33 ст.).
В начале четвертого часа все почетные гости направились, по приглашению матери игумении, в одно из помещений монастыря, в котором был приготовлен для них скромный обед. Из произнесенных на обеде речей особенно остановила внимание участников в трапезе речь о. ректора семинарии, в которой он выяснил церковно-религиозное и общественно-государственное значение вообще наших русских монастырей, мужских и женских, и в частности то значение, которое уже имеет и может иметь и вновь открытый женский монастырь... Много было высказано самых теплых слов и самых добрых пожеланий монастырю и другими участниками в праздничной трапезе, которая окончилась около половины пятого часа... И меньшая братия, простой народ, особенно издалека прибывший для участия в церковном монастырском торжестве, не был забыт матушкой игумениею, оказавшейся весьма распорядительной хозяйкой, всюду поспевавшей, за всем сумевшей приглядеть, всех радушно принять и о всех внимательно позаботиться. Простому народу была предложена трапеза в монастырской столовой и в странноприимном доме. Затем вечерние поезда (семи- и десятичасовой) увезли с собой большую часть монастырских гостей, оставивших приветливую, обитель с самыми лучшими воспоминаниями о ней и с самыми сердечными пожеланиями ей добра и благополучия. Пожелаем и мы от себя святой обители всегдашнего преуспеяния при выполнении ею тех великих задач, которые предлежат ей теперь как вполне иноческой обители. Да умножит она свои благие начинания и дела на пользу и на спасение тех, кто среди житейских попечении захватывается мирской суетой до того, что часто забывает о едином на потребу. Да послужит она, обновившаяся, и для них источником духовного обновления, местом укрепления в добре, освящения и утверждения в духе. Да исполнятся над новой обителью слова одной церковной песни, поемой на службе обновления храма: «обновляйся, обновляйся, новый Иерусалим: прииде бо твой свет и слава Господня на тебе воссия. Сей дом Отец созда: сей дом Сын утверди: сей дом Дух Святый обнови, просвещаяй и утверждаяи и освящаяй души наша».
Преосвященный Иларион, много потрудившийся при двухдневном богослужении, побуждаемый притом и новыми заботами о нуждах монастыря и разными монастырскими делами, остался в Козельщине и на 18 февраля. В этот день, после поздней литургии, было совершено соборне, в предстоянии о. ректора, благодарственное Господу Богу молебствие о возведении Козельщанской женской общины в общежительный женский монастырь. На молебне присутствовали, кроме других богомольцев, три прибывшие из иных монастырей игумении и Козельщанская игумения со всеми сестрами обители. Затем Владыка, пользуясь присутствием архитектора, осмотрел и указал место для постройки помещений для монастырского причта, которому уже более неудобно оставаться в стенах монастыря, и для некоторых других строений. После же сего он, в сопровождении четырех игумений, председателя епархиального училищного совета, о. ректора и некоторых других лиц, интересовавшихся просветительской деятельностью монастыря, посетил церковно-приходские монастырские школы, устройство и образцовая постановка которых главным образом обязана отеческой заботливости Его Преосвященства. В школах Владыка произвел испытание учащимся по всем предметам школьного курса, осмотрел школьные уже довольно значительные библиотеки, слушал пение учеников и учениц. Из школы Владыка вынес отрадное впечатление, что и соблаговолил выразить в собственноручной записи в школьных книгах для почетных посетителей. С вечерним поездом Владыка отбыл из Козельщины в Полтаву.
В заключение нашего описания монастырского празднества позволим себе сказать несколько слов об одном чудесном исцелении, о котором многие услыхали в первый раз во время монастырского праздника. Разумеем чудесное исцеление по молитве родителей перед Козельщанской иконой Царицы Небесной младенца Марфы. Чудо совершилось 8 лет тому назад, так что исцеленная девочка в настоящее время имеет уже 8 лет. Родители исцеленной — жители Полтавы: отец — казак, по ремеслу своему маляр и кровельщик; мать — дочь унтер-офицера. Хотя их и благословлял Господь детками, но все они умирали в младенческом возрасте. Дочь Марфа была четвертое в порядке рождения дитя. От самого дня своего рождения она не отличалась здоровьем: «Бог знает, — рассказывал пишущему эти строки отец, — чем она болела. К докторам мы не обращались. Только очень она была слаба, вся истощала, руки словно высохли, пальцы были тонки, как соломинки, на лице никакой жизни. В то время, как я был на работе недалеко от Козельщины, меня известили, что ребенок очень ослабел, так ослабел, что не оставалось никакой надежды на его выздоровление. Я велел своей жене привезти его в Козельщину, куда и сам пришел. Нянька и кухарка отсоветовали жене исполнить мое приказание, говоря, что она не донесет ребенка живым и до вокзала: так были все окружающие нас уверены в скорой смерти ребенка. Но жена не послушала их и приехала в Козельщину. Здесь мы отстояли обедню, отслужили молебен перед иконой Царицы Небесной и приложились к Ее святому образу, к которому приложили и младенца своего. После этого я отправился опять на работу, а жена отправилась в Полтаву с ребенком. На другой уже день все домашние заметили, что ребенку стало лучше, что дочка стала даже улыбаться, а потом поправилась так, что и теперь живет в добром здоровье. Мы все уверены, что ей послала здоровье и жизнь Царица Небесная. А что все, что я рассказал, было подлинно так, об этом могут перед присягой засвидетельствовать и теперь все те, кто видел слабого здоровьем младенца, и та нянька, и та работница, которые служили у нас и провожали жену мою с дочерью на вокзал. Тогда же я дал обещание сделать к иконе Козельщанской серебряную привеску (небольшую иконку). Но долго я не исполнял этого своего обещания — то за работой, то по другим делам. В прошлом году в октябре месяце случилось несчастье с моей дочерью. Она полезла на печку и упала оттуда на острие топора, который стоял около печки. От этого падения она получила глубокую рану на руке, которая лишилась свободного движения. Этот случай я принял, как наказание Божие за то, что мной не было исполнено мое обещание. После этого случая я поспешил съездить в Козельщину и свое обещание исполнил. Это было 21 октября, когда в Козельщине освящали один придел. Рана на руке дочери моей зажила в неделю, хотя мы не обращались ни к каким докторам; рука стала снова двигаться свободно». Все это казак Савва Кацюба, отец девочки Марфы, рассказывал в Козельщине всем, между прочим, и прот. Богородице-Рождественской церкви Галабутскому 16 и 17 февраля сего года. В эти дни он со своей дочерью Марфой был в Козельщине, где вместе с нею говел и приобщался Св. Тайн 16 февраля во время поздней обедни. Этот же весь рассказ был повторен Кацюбой и лично нам в Полтаве. Речь рассказчика дышала полной уверенностью в чуде исцеления его дочери, полной благоговейной верой в скорую Помощницу и Заступницу Царицу Небесную; ни одной нотки сомнения, ни малейшего колебания нельзя было заметить в словах и убеждении рассказчика; одна крепкая, непоколебимая и искренняя вера видна была во всем...
Владимир Щеглов
*********
[1] Левый придел храма во имя св. мученицы Елисаветы был освящен Владыкою еще 21 октября 1890 года. Уместно будет припомнить теперь и давние моменты сего торжества. Преосвященный Иларион прибыл в Козельщину для освящения храма с вечерним поездом еще 19 октября. Преподав свое благословение жителям с. Козельщины, собравшимся в немалом числе приветствовать своего Владыку на железнодорожной платформе, Преосвященный направился в церковь. Здесь, помолившись пред чудотворною иконою Божией Матери, он обратился к наполнявшему церковь народу с таким словом приблизительно: «Еще недалеко то время, когда у путника, проходившего или проезжавшего здесь в железнодорожном поезде, это место не вызывало никакой мысли, никакого чувства — оно ничем не привлекало его внимания. Но теперь даже ночью путник не может не остановить своей мысли на этом уголке; ибо он вызывает в нем чувство высокого религиозного благоговения и будит в нем воспоминание о чудных делах Божиих, совершающихся здесь. Огни, светящиеся на этой благодатной горе, а равно вокруг нее, и далеко отсюда видимые, приводят к мысли, что здесь, в этом месте, прежде темном, бедном духовным светом, по милости Божией и любви Богоматери, теперь зажегся светильник крепкой и разумной веры, светильник чистоты и правды Видны и огоньки лампад, возжженных пред святыми иконами в здешних хижинах, приютившихся у подошвы горы; и они радуют как свидетельство обновляющегося и возвышающегося чувства веры и любви к Богу. И все это возникло по благодати и милости Бога, дарующего верным людям Свои источники любви, которая возгревает и усовершает нашу веру... Но среди освещенных жилищ и рядом с ними виделись мне и неосвещенные человеческие приюты, без огня и света человеческие жилища. Мрачно и уныло стояли они, окутанные темным покровом наступавшей ночи. Погруженные во мрак, они не ласкают взора путника, не радуют его сердца, не возбуждают в нем отрадных чувств. Угрюмо и молчаливо, пустынно и сиротливо смотрят они; неприметно в них жизни, как будто замерла она в них. От этого видимого образа вне нас вознесемся, братие, мыслию к невидимому образу внутри нас. Так мрачна и так уныла бывает жизнь той души, которая не горит светом истинной веры, в которой угасает огонь христианской любви, в которой не видно сияния добрых дел, в которой оскудела теплота сердечной молитвы. Какое безотрадное чувство, какую глубокую скорбь вызывает она! Будем же, братие, молить нашу Владычицу, да ниспослет Она нам силу и мочь всегда светиться радостным светом незаходимого солнца. Чаще припадайте к стопам Ее пред Ее пречистым образом с усердною молитвою, и тогда радостно будет у вас на душе, отрадно на сердце, мир Божий почиет на вас и благословение Божие присно с вами будет». Затем, обратившись к сестрам общины, Владыка отечески убеждал их, чтобы они всегда помнили свой священный долг — служить немерцающим светом христианской веры и любви для всех, приходящих к этому благодатному и святому месту. После сего Владыка, преподав благословение всем находящимся в храме, отбыл в приготовленные для него покои. На другой день, т.е. 20 октября, Преосвященный соборне вершил всенощное бдение. 21 октября было совершено им же освящение престола и храма во имя св. муч. Елисаветы, а потом совершена и литургия в новоосвященном храме. За литургиею Преосвященный объяснил наполнившим храм богомольцам чин освящения и обновления дома Божия, убеждая своих слушателей обновляться Святым Духом.
[2] Всех священнослужителей, назначенных для совершения богослужений при освящении храма, было 21, и церковнослужителей 8-мь.
[3] В 1866 году Митрополит Филарет, благословляя молодую девицу Александру Щербакову (ныне игумению Агнию), сказал ясно при других свидетелях: «Будет игумениею».
[4] Законоучитель монастырских школ состоит нарочитым проповедником при монастыре.
[5] Действительно, монастырь относительно своей территории стеснен в собственном смысле: у монастыря с трех сторон его нет буквально вершка собственной земли за оградой, которая стоит как раз на межевой черте. Сколько здесь неудобства для монастыря, ясно без объяснений. Да и с четвертой стороны монастырь располагает землею только в таком количестве, меньше которого быть не может для того, чтобы могли здесь поместиться странноприимный дом, школа, помещения для причта и проч., — здания, которым неудобно быть в стенах монастыря.
[6] Изменяем только орфографию надписи.