Толгская икона Божией Матери
Август 20th 2010 -
Икона Божией Матери Толгская
Дерево, левкас, темпера, 1840-е гг. оклад серебро 84 пробы,
позолота, эмаль, цветные стекла, 29×33см, 19в.
Празднование: 21/8 августа
Толгская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII — начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в 1314 году ростовскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.
Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 8 августа (по юлианскому календарю).
Большая икона Толгской Богоматери
Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы перида дученто, а В. И. Антонова грузинской школе. Обе эти версии не находят поддержки. В пользу ярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения. Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII—XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века). В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля.
Иконография
Лики Богоматери и Младенца
Икона написана на липовой доске размером 140 на 92 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио[5]. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил и Михаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону:
В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.
«Явленная» икона Толгской Богоматери
Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и находилась в собрании Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была возвращена в монастырь.
Предание
Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.
Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох
На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы — 8 августа, стал днём празднования в её часть.
Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса:
* 16 сентября 1392 года — мироточение образа во время утрени;
* воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой;
* конец XIV — начало XV веков — чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря;
* 1553 год — исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор[8];
* 1766 год — спасение Ярославля от засухи[9].
Иконография
Лики Богоматери и Младенца
Икона написана на доске размером 61 на 48 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери.
В колорите иконы преобладают темные краски — красно-коричневая, чёрно-зелёная, изумрудно-зелёная, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по тёмному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски.
Для предания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.
Толгская III
Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург).
Он выполнен не столь эмоциональным, как явленная икона и в ряде деталей он имеет сходство с Большой Толгской иконой. Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий. Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере что на двух других списках.