Праведный Алексий Мечёв (Видео)
Сентябрь 28th 2010 -
Память 9 / 22 июня. 16/ 29 сентября перенесение мощей (2001)
Алексе́й (Алексий) Алексе́евич Мечёв (святой праведный Алексий Московский; 17 марта (30 марта) 1859, Москва — 22 июня 1923, Верея) — священнослужитель Русской православной церкви, известный московский протоиерей начала XX века, настоятель храма святителя Николая в Клённиках
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года старец в миру протоиерей Алексий Мечев был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
В настоящее время мощи преподобного Алексия Мечева находятся в Москве в храме святителя Николая в Кленниках.
Известный московский старец начала ХХ века отец Алексий Мечев родился 17 марта 1859 г. в благочестивой семье регента хора Чудова монастыря. Отец его, Алексей Иванович Мечев, сын протоиерея, служившего в Коломенском уезде, в детстве был спасен от смерти на морозе святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. Музыкально одаренных мальчиков из семей духовенства Московской епархии привезли на митрополичье подворье в Троицкий переулок. Вечером, когда дети уже ужинали, владыка митрополит вдруг встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он и обнаружил спящего мальчика, оставленного там по недосмотру. Увидев в этом Промысел Божий, митрополит Филарет отметил особым вниманием и попечением спасенного им ребенка, постоянно заботился о нем, а в дальнейшем и о его семье.
Рождение отца Алексия произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя плохо. Роды были трудные, очень затянулись, и жизнь матери и ребенка оказались в опасности. В большом горе Алексей Иванович поехал в Алексеевский монастырь, где по случаю престольного праздника служил митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он тихо встал в стороне, но от взора владыки не укрылось его горе. Помолившись, святитель подал ему просфору со словами: «Родится мальчик, назови его Алексием, в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия». Алексий Иванович ободрился, отстоял литургию и, окрыленный надеждой, поехал домой. В дверях его встретили радостной вестью: родился мальчик.
В их семье царила живая вера в Бога, проявлялось радушное гостеприимство и хлебосольство. Отец Алексий с благоговением вспоминал о самоотверженном поступке матери, которая взяла к себе свою сестру с тремя детьми после смерти ее мужа, несмотря на то, что и самим им было тесно в двухкомнатной квартирке в Троицком переулке с тремя детьми — сыновьями Алексием и Тихоном и дочерью Варварой. Для детей пришлось соорудить полати.
Среди родных и двоюродных братьев и сестер Леня, как звали Алексия в семье, выделялся мягкосердечием, тихим, миролюбивым характером. Он любил развеселить, утешить, пошутить. В гостях в разгар игр он вдруг становился серьезным, быстро удалялся и прятался от шумного веселья. За это его прозвали блаженным Алешенькой. Учился Алексий Мечев в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. Оканчивая семинарию, так и не имел своего угла, столь необходимого для занятий. Чтобы готовить уроки, приходилось вставать ночью. Он был старательным, исполнительным, готовым на всякую услугу. Вместе со многими товарищами по классу Алексей хотел поступить в университет и стать врачом. Но мать решительно воспротивилась этому, желая иметь в нем молитвенника. «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником», — сказала она с твердостью. Тяжело было Алексею оставить свою мечту, но пойти против воли матери он не мог. Впоследствии он понял, что обрел свое истинное призвание, и был очень благодарен матери.
По окончании семинарии Алексей Мечев был определен псаломщиком Знаменской церкви Пречистенского сорока на Знаменке.(«Сорок» — старинная русская единица счета. Обозначало и группу храмов, подчиненную благочинному, который наблюдал за несколькими приходами.) Настоятель этого храма отец Георгий был человек крутого характера, неоправданно придирчивый. Он требовал от псаломщика и обязанностей сторожа, обходился грубо, даже бил, но Алексий все безропотно сносил и не просил о переводе в другой храм. Младший брат Тихон, посещая Алексия, нередко заставал его в слезах. Впоследствии Алексий благодарил Господа, что он дал ему такую школу. Уже будучи священником, отец Алексий услышал о смерти отца Георгия, пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы, к удивлению тех, кто знал отношение к нему почившего.
В 1884 г. Алексий Мечев женился на дочери псаломщика восемнадцатилетней Анне Петровне Молчановой. В том же году 18 ноября был рукоположен в диакона. Он испытывал пламенную ревность о Господе, а внешне проявлял величайшую простоту, смирение и кротость. Брак его был счастливым. Анна любила мужа и сочувствовала ему во всем. Но она страдала тяжелым заболеванием сердца, и ее здоровье было предметом его постоянных забот. Он дорожил дружескими замечаниями жены и слушал их так, как иной слушает своего старца, тотчас стремился исправлять замеченные ею недостатки. В семье родились дети: Александра (1888), Анна (1890), Алексей (1891), умерший на первом году жизни, Сергей (1892) и Ольга (1896).
19 марта 1893 г. диакон Алексий Мечев был рукоположен епископом Нестором во священника в церкви Николая Чудотворца в Кленниках Сретенского сорока. Готовясь к пасторскому служению, он имел заветное желание попасть на приход в глухую деревню, где народ попроще, и объединить их в единую духовную семью.
После назначения молодого иерея Алексия Мечева 19 марта 1893 года в приход Николы в Кленниках он ежедневно в течение восьми лет служил в пустом храме. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках была маленькой, и приход ее был очень весьма невелик. В непосредственной близости стояли большие, хорошо посещаемые храмы. Став настоятелем одноштатной (с одним священником в штате) церкви Святителя Николая, отец Алексий ввел в своем храме ежедневное богослужение, тогда как обычно в таких храмах оно совершалось два, три раза в неделю. Это вызывало недоумение и насмешки, но отец Алексий продолжал молиться. «Восемь лет служил я литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии батюшка. — Один протоиерей говорил мне: «Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто… Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь». Но отец Алексий этим не смущался и продолжал служить. По действовавшему тогда обычаю москвичи говели раз в году — Великим постом. В храме Николы в Кленниках на улице Маросейке можно было в любой день исповедаться и причаститься. Со временем это стало в Москве известно. Скорбящие, обремененные горестями жизни, опустившиеся люди потянулись в этот храм. От них пошла молва про его доброго настоятеля. И в храм пошли люди.
Ко времени назначения в Кленники у отца Алексия было четверо детей. Жизнь духовенства многочисленных малых приходов того времени была материально тяжела, плохими часто бывали и бытовые условия. Маленький деревянный домик, в котором размещалась семья отца Алексия был ветхим, полусгнившим. В квартире всегда сыро. Матушка Анна Петровна тяжело болела. У нее началась сердечная водянка с обширными отеками и мучительной одышкой. Скончалась Анна Петровна 29 августа 1902 г., в день усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Брак его был счастливым, и кончина матушки Анны в 1902 году стала для него горем.
«Для меня померк весь свет. Заперся я у себя в комнате, не хотел выходить к людям, изливал свою скорбь перед Господом», — вспоминал о. Алексий.
В то время в Москву приехал известный пастырь Иоанн Кронштадтский. Близко знавшая отца Алексия купеческая семья Беловых устроила его встречу с отцом Иоанном. Благодать Божия, обильно почивавшая на кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь отца Алексия.
«Вы пришли разделить со мной мое горе?» — спросил отец Алексий великого пастыря. «Не горе я пришел разделить, а радость; тебя посещает Господь! Оставь свое горе и выйди к людям… — ответил отец Иоанн… — Будь с народом, войди в его горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, и тебе станет легче».
«Послушался я слов отца Иоанна», — говорил батюшка, и с тех пор утешение человека, разделение его боли становится первой пастырской заботой и заветом отца Алексия своим духовным чадам-священникам: «Пастырь должен разгружать чужую боль и горе».
Отец Алексий не начинал с правил, условий и требований к человеку, который только пришел в храм. Первое, что он делал, — выслушивал и сострадал.
Его отличало удивительное смирение перед промыслом Божиим о каждом человеке: он пытался увидеть, что Бог о человеке замыслил, что Бог хочет от этого человека? Для батюшки, как для Самого Спасителя, не было отверженных людей. Каждый ему был ценен и дорог. Поэтому и шли люди, рос его приход, в то время, когда многие церкви пустели.
В воспоминаниях о художнике Роберте Фальке рассказывается, как он, некрещеный, в тяжелой депрессии, пришел к отцу Алексию — кто-то из знакомых сказал: сходите к священнику, он хороший, недалеко от вас служит. Фальк пришел, и отец Алексий ничего не стал ему говорить о Христе, просто пил с ним чай и спрашивал: как у вас дела и т. д. И Фальк после спросил: можно я к вам еще приду? Потому что почувствовал, что ему просто по-человечески хорошо.
Ведь что для людей — человек святой? Тот, кто ближе к Богу, которого Бог слышит.
В маросейском храме надломленных тяжелыми обстоятельствами, забывших о Боге людей отец Алексей встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием. В их душу вселялись радость и мир Христов, появлялась надежда на милость Божию. Проявляемая по отношению к ним любовь вызывала у каждого ощущение, что его больше всех полюбили, пожалели, утешили. О. Алексий говорил, что Господь посещает нас скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей.
В нижнем жилом этаже храма о. Алексий открыл начальную церковно-приходскую школу, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. Дети осваивали там и полезные для них ремесла.
Благословив на писание икон свою духовную дочь Марию (Мария Николаевна Соколова — монахиня Иулиания), пришедшую к нему в храм подростком после смерти отца, священника и художника, о. Алексий способствовал этим возрождению в дальнейшем древнерусской иконописи, которая находилась в забвении несколько столетий, уступив место живописи.
Проповеди его были просты, искренни, не отличались красноречием. Но то, что он говорил, трогало сердце глубиной веры, правдивостью, пониманием жизни. Путь к спасению заключается в любви к Богу и ближнему, говорил батюшка.
Однажды о. Алексий спросил: «Думали ли вы, отчего все святые апостолы, все до единого приняли мученический венец, погибли на крестах, были усечены мечом, а апостол Иоанн Богослов дожил до глубокой старости и мирно скончался?» На отрицательный ответ о. Алексий сказал: «Оттого, что у апостола Иоанна была такая безпримерная, великая, неодолимая христианская любовь, что ее силе и мучители покорялись, и гонителей обезоруживала она, их злобу она загасила и превратила в любовь». У о. Алексия была именно такая любовь к ближним, и все его наставления, проповеди и слова — о любви. Он был богат этой милующей любовью, и каждому приходящему казалось, что именно его о. Алексий любит больше всех.
Враг всякого насилия, батюшка никогда не возлагал бремени тяжелого послушания. Подчеркивая необходимость внешнего подвига, хотя бы самого малого, указывал, что прежде всего следует взвесить силы и возможности. Но на что уж решился, то нужно выполнять во что бы то ни стало, невзирая на усталость и другие обстоятельства. Иначе цель не достигается. И неизменно требовал хорошего отношения к родным и близким.
«Путь ко спасению, — постоянно повторял о. Алексий, — заключается в любви к Богу и ближним». Любовь к ближним должна не декларироваться как якобы направленная на все человечество, но начинаться в работе над собой в малом кругу своей семьи, в буднях повседневной жизни, во взаимоотношениях с теми, с кем Господь нас поставил. Нужно утеснять себя ради блага близких нам людей, перестраивать свою душу, переламывать свой характер так, чтобы ближним было легко с нами жить».
Метки: Праведный
Pages: 1 2 3 4 5