Святитель Никола Зарайский
Май 22nd 2016 -
Святитель Никола Зарайский с житием
Новгород, XVI век
По преданию, чудотворная икона Святителя Николая была принесена в город Красный (ныне Зарайск) в 1225 г.
С давних пор икона находилась в Херсонесе (Корсуни Таврическом), и образ назывался Николой Корсунским. Стояла икона в храме апостола Иакова, в котором когда-то принял Святое Крещение Великий князь Владимир. Священнику этого храма пресвитеру Евстафию трижды во сне являлся Святитель Николай с настойчивой просьбой: «Возьми мой образ чудотворный Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Тамо хощу быти и чудеса творити, и место то прославити». Но священник медлил, не решаясь оставить родные места и пуститься в неведомый край. За свое непослушание Евстафий был наказан внезапною слепотой. И когда осознал свой грех, взмолился Чудотворцу Николю и получил прощение. Исцелившись от недуга,вместе с семьей он отправился в далекое путешествие.
Много трудностей и скорбей пришлось пережить путникам во время странствования, но они стали и свидетелями преславных чудес от чудотворного образа. Лишь через год они достигли пределов Рязанской земли.
В это время Святитель Николай явился во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в Красном, и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского. Ибо хощу здесь быти и чудеса творити, и место сие прославити. И умолю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного». И хотя недоумевал князь, поскольку семьи еще не имел, но повиновался воле Святителя,вышел из города со всем священным собором навстречу чудотворному образу. Еще издалека увидел он святыню, от которой исходило сияние. С великим благоговением и радостью принял Феодор от Евстафия икону. Это произошло 29 июля(11 августа по н.ст.) 1225 года.
Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с омофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором.
По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе:
«Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году».
В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано:
«повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116 (1608)».
Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским.
В окладе на [иконе чистого золота около шести фунтов, разноцветных камней сто тридцать три, бурмицких зёрен три и тысяча шестьсот крупных и средних жемчужин.
Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, несмотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах
Для принесенной иконы в городе Красном сложили деревянный Никольский храм. Чрез некоторое время князь Феодор сочетался законным браком с Евпраксией, и у них родился сын Иоанн — этим исполнением одного из предсказаний Святителя Николая завершается первая часть древних летописей о Николе Заразском.
Вторая часть старинных Повестей описывает судьбу благоверных зарайских князей во время нашествия полчищ татаро-монголов на Русь в 1237 году. Хан Батый требовал от русских десятой доли во всем: «в князьях, во всяких людях и в остальном». Удельный князь Феодор отправился в ставку Батыя с великими дарами, чтобы «уговорить хана не ходить войной на Рязанскую землю». Хан принял дары и лживо обещал «не воевать Рязанской земли» и стал «у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить». Услышав от одного и изменника, рязанского вельможи, что у князя молодая и красивая жена, Батый обратился к нему со словами: «Позволь мне, князь, насладиться красотою жены твоей». Феодор ответил надменному завоевателю с презрительным смехом: «Не годится нам, христианам,водить к тебе, нечестивому и безбожному царю жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и нами, и женами нашими владеть будешь».
Рассвирепел Батый от такого ответа благоверного князя и тотчас велел убить его, а тело бросить зверям и птицам на растерзание. Один из проводников князя Апоница тайно скрыл тело своего господина и поспеши в Красный, чтобы поведать княгине о смерти ее мужа. Благоверная княгиня стояла в то время «в превысоком тереме и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича» и «как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась на землю и заразилась(убилась) до смерти». Тело убиенного князя привезли в родной удел и похоронили рядом с храмом Николая Чудотворца, в одной могиле с женой и сыном, и поставили над ними три каменных креста.
От этого события икона Николы Корсунского стала именоваться Заразской, потому что блаженная княгиня Евпраксия с сыном князем Иоанном сама себя «заразила». Со временем и место,где произошла трагедия, стало называться Зараз, Заразск, а потом и Зарайск – такова одна из версий возникновения названия нашего города.
Слава о чудесах от иконы быстро перешагнула границы Рязанского княжества и обошла всю Православную Русь. На протяжении многих веков день принесения иконы в Зарайск почитался как общегородской праздник. Накануне, 28 июля (ст.ст.) служился молебен Николаю Чудотворцу,затем лития по усопшим князьям у памятника-надгробия с тремя крестами; на всенощном бдении читались «Повести о Николе Заразском». В самый день праздника, 29 июля, в Никольском храме всем зарайским духовенством совершалась Божественная Литургия,после которой жители города и его гости крестным ходом вместе с чудотворной иконой направлялись к Белому Колодцу. Так называется источник, возникший,по преданию, на месте встречи иконы князем Феодором. Здесь служился водосвятный молебен и освящалась вода родника,затем крестный ход возвращался в кремль.
Вот какое описание составил писатель Василий Селиванов в 1892 году о зарайской святыне: «В Зарайском Николаевском соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуни пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах. Правая рука простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне на облаках изображен Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь,держащая в руках распростертый омофор. Образ сей с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя имеет в длину двадцать пять с половиною вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская, высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности ,сообщенной чертам лика святительского. Риза на образе из чистого золота с самоцветными каменьями и жемчугом, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году… На ризу и украшение образа Святителя Николая употреблено одного золота более семи фунтов, серебра около шести фунтов, камней самоцветных сто тридцать три, бурмицких зерен три и более тысячи шестисот крупных и средних жемчужин… Образ Святителя помещен в старинном киоте… Киот снаружи с трех сторон обит листовым чеканным и вызолоченным серебром и украшен каменьями,жемчугом и иконописными изображениями Божией Матери наверху и святых угодников по бокам, а внутри обит малиновым бархатом».
В советское время храмы кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а позднее, в 1966 году, был вывезен для реставрации в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
С возобновлением церковной жизни кремлевских соборов начались и хлопоты верующих о возвращении святыни. Однако долгое время на ходатайства и письменные обращения зарайцев руководство Музея отвечало отказом, мотивируя его отсутствием в храмах Зарайского кремля необходимых условий для сохранности древнего образа. Полтора десятка лет усилиями прихожан проводились работы по ремонту и реставрации Иоанно-Предтеченского собора. В 1997 году был написан список (точная копия) с иконы Николы Зарайского, который был помещен в резную сень и установлен слева от центрального алтаря. Ныне верующими почитается еще один список с чудотворной иконы – образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой зарайские священники совершали паломничества по святым местам России, Украины, Беларуси; новый образ был также освящен на великих святынях Греции, Святой Горы Афон, на мощах Николая Чудотворца в Бари. В последнее время именно с иконой Николы Корсунского-Зарайского совершаются ежегодные крестные шествия по городу Зарайску (22 мая) и на святой источник Белый Колодец (11 августа).
Святитель Никола Зарайский с Деисусом и избранными святыми.
Около 1500 г.
Россмя. Великий Устюг. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Порядок клейм:
1 2 3 4 5
6 7
8 9
10 11
12 13
14 15 16 17 18 19 20
1-5. Деисус. 6. Илья; 7. Афанасей; 8. Димитрей; 9. Митрополит Иона; 10. Стефан;
11. Власей; 12. (?); 13. Георгий; 14. Козма; 15. Дамиан; 16. Параскева; 17. Екатерина;
18. Варвара; 19. Флор; 20. Лавр;
Икона раскрыта в Вологодской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской А. А. Рыбаковым в 1975 году, после чего она стала известной в литературе. Но при этом произведение, подобно иным, относящимся к той же эпохе, не привлекло более пристального внимания исследователей, хотя здесь на полях оказалось одно из самых ранних изображений Прокопия Устюжского. Судя по надписи на поземе в среднике, икона подверглась поновлению в марте 1822 года «на Устюге Великом». Включение в ряд изображенных святых Прокопия Устюжского весьма примечательно, но в то же время оно способно не только служить указанием на выполнение иконы в Великом Устюге, но и свидетельствовать о распространении почитания в пределах региона. Однако историческая связь произведения с Великим Устюгом не подлежит сомнению.
Материальные признаки данной иконы вполне соответствуют ее вероятному выполнению около 1500 года: сосновая доска с ковчегом первоначально имела одну шпонку с тыльной стороны посредине, и лишь позже врезаны еще две встречные, вверху и внизу. Красочный слой оказался потерт, с обширной утратой части киноварного фона средника и участков левкаса вдоль нижнего края, имеющих вставки, одна из которых приходится на часть полуфигуры святой Екатерины. Средник выделен черной каймой с крупными белыми «жемчугами». По сторонам средника на светлом фоне написаны Деисус из пяти фигур со Спасом Нерукотворным и пятнадцать полуфигур избранных святых, в их числе Прокопий Устюжский.
Несколько расширяя приведенную выразительную суммарную характеристику иконы, следует остановить внимание на некоторых ее деталях, и прежде всего на изображении средника. В русской иконографической традиции оно известно как образ Николы Заразского (или Зарайского), почитание которого на Руси, по данным литературного источника, прослеживается с 1225 года. В произведениях иконописи это изображение в рост святого Николы с разведенными в стороны руками (благословляющей — правой и держащей закрытое Евангелие — левой) представлено с первой половины XIV века, в частности в новгородских. Рязанские иконы с этим сюжетом относятся к более позднему времени и отличаются более развитой иконографией. Вопрос места начала почитания Николы Заразского теперь решается в пользу связи с интересом к корсунским святыням в последнюю четверть XV века, проявившимся в Новгороде. Однако иконография использована при этом более древняя, к тому времени получившая распространение в русских землях и соответственно имевшая различные варианты, указывавшие на локальные традиции. С учетом сказанного важно подчеркнуть сходство общего характера представленной на описываемой иконе фигуры святого Николы с изображениями ферапонтовских фресок Дионисия, выполненных в 1502 году.
Вверху полуфигуры предстоящих в молении Спасу Нерукотворному: Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил; по сторонам попарно: пророк Илья и Афанасий Александрийский, Дмитрий Солунский и Иоанн Милостивый, архидиакон Стефан и Власий, Прокопий Устюжский и Георгий; внизу: Козма и Дамиан, Параскева, Екатерина, Варвара, Флор и Лавр. Не исключено, что изображения по сторонам средника группируются скорее по вертикали, хотя в таком случае более логичным было бы размещение образа Георгия слева, рядом с Димитрием. Но надо отдать должное иконописцу за то, что он указанное распределение поясных изображений святых умело подчинил композиционному и цветовому ритму, свидетельствующему о тонком эстетическом вкусе. Объяснение внутренней логики в порядке расположения фигур в идеале должно быть соотнесено с иконографической схемой деисус-ной композиции, предполагающей последовательность архангелов, апостолов, святителей, пророков, мучеников, преподобных, святых жен.
В центре верхнего поля новгородских икон XIII века представлена Этимасия (Уготованный престол). Локализуемые Новгородом иконы XIV—XV веков обычно подобного обрамления не имеют. Появляется оно снова, уже в ином варианте, только на рубеже XV—XVI веков, в провинциальной новгородской иконописи, возможно, под воздействием палеологовских образцов.