Пророк Амос
Июнь 28th 2010 -
Память 13/28 июня
Амос – (ивр. עָמוֹס, «бремя») — библейский пророк, принадлежащий к числу двенадцати так называемых «малых». В учении Амоса Синайский Завет получил наиболее полное после Моисея выражение.
Амос — один из величайших пророков ветхозаветной Церкви. Его можно считать основоположником нового этапа в истории профетизма. В учении Амоса Синайский Завет получил наиболее полное после Моисея выражение. Он первым из пророков записал свои речи, и все последующие пророки испытали на себе его влияние. Книга Амоса занимает исключительное место в Библии.
Деятельность Амоса, начавшаяся предположительно в 750 г. до н. э., совпадает с правлением израильского царя Иеровоама II. Он современник пророка Осии.
Амос был простым пастухом в городе Фекоя, вблизи Вифлеема в Иудее. Внезапно он услышал повеление Божье идти в северное Израильское царство и возвестить приближение Суда Господня. Когда он проповедовал в Вефиле у царского храма, местный священник Амасия прогнал его. После этого Амос перестал проповедовать публично и начал записывать свои видения и пророчества.
Апокрифическая книга «Жизнь пророков» сообщает, что он был смертельно ранен сыном Амасии, умер и похоронен у себя на родине
Проповеди:
Поученіе. Св. прор. Амосъ. Прот. Григорій Дьяченко
Он первым из пророков записал свои речи, и все последующие пророки испытали на себе его влияние. Книга Амоса занимает исключительное место в Библии. Откровение, данное ему, ознаменовало переломный момент в духовной истории Израиля. В нем со всей ясностью было изобличено *двоеверие, национальное превозношение и суеверно-магическое понимание обрядов. Роль боговдохновенных речей Амоса для всего дальнейшего пророч. движения переоценить невозможно. Их дух и стиль отразились почти на всех пророках, живших после него.
Сведений о жизни пророка сохранилось немного. Он не принадлежал ни к Сынам Пророческим, ни к царским прорицателям. До своего призвания он жил в Иудее в местечке Фекоя (евр. Текоа) близ Вифлеема. Этот городок находился на границе пустыни. «Далее, — говорит бл. Иероним, живший в тех краях, — нет ни одного селения и даже грубых, похожих на печи лачуг, которые африканцы называют «мапалиа». Это столь обширная пустыня, что она простирается до Красного моря... На этой сухой и песчаной земле совсем не родится никаких плодов. Поэтому вся она наполнена пастухами, так что бесплодие земли вознаграждается обилием скота. Из числа этих пастухов был и пророк Амос» (Толк. на Амоса. Пролог).
Сам Амос говорит о себе: «Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы» (Ам 7:14). Неизвестно, пас ли Амос чужие стада, зарабатывая на жизнь, или был их владельцем. Современные экзегеты считают, что слово «нокед» (пастух; Ам 1:1) следует переводить как торговец скотом. Но богатым человеком Амос не был. Подрезанием сикомор (род фиг), которое ускоряло их созревание, занимались обычно батраки. Таким образом, будущий пророк проводил свои дни в уединении пустыни и за работой в пригородных садах. Амос был начитан в священных книгах, обладал широким кругозором; ему хорошо знакомо положение дел в Израиле и соседних странах.
Призвание пришло к нему внезапно. Подобно Иоанну Крестителю, которого Господь избрал для проповеди покаяния, Амос получил повеление идти к людям и возвещать Суд Божий. «Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» (Ам 7:15). Пастух знал, что никто не может противиться велению Божию:
Лев начал рыкать;
кто не содрогнется?
Господь Бог сказал;
кто не будет пророчествовать? (3:8)
Амос пришел в Северное царство ок. 760 до н.э., накануне великой катастрофы на всем Ближнем Востоке. Набравшая силу Ассирийская военная держава выжидала лишь момент, чтобы начать грабительские походы. Между тем в Самарии царила полная беспечность. Правление Иеровоама II (786-746), отмеченное успехами и победами, внушало людям мысль о милости Божьей. Все ждали «Дня Господня», когда народ Божий при помощи свыше одолеет своих врагов.
Пышный культ в святилищах Самарии, Вефиля и Дана считался высшим проявлением благочестия. В то же время нравственный уровень народа стремительно падал. Рост богатства, имуществ, расслоение, бесправное положение крестьян — все это было обратной стороной политич. удач. Завет Моисея о нераздельности любви к Богу и ближнему был почти забыт. Амос не мог не видеть этого. Из его книги явствует, что он был одаренным поэтом и человеком весьма образованным, несмотря на принадлежность к крестьянскому сословию. И все же он едва ли осмелился бы бросить вызов власть имущим и всему народу, если бы не покоряющий голос Божий, который прозвучал в его душе.
Явившись в Вефильский храм, Амос во всеуслышание предрек его гибель и конец царской династии. Старший священник Амасия донес об этом царю, и Амосу приказано было покинуть Вефиль:
Провидец! пойди и удались в землю Иудину;
там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царский (7:12)
На это Амос возразил:
Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы.
Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» (7:14-15)
Из Вефиля Амос отправился в столицу Северного царства — Самарию.
Он явился в Северное царство с проповедью покаяния и пророчествовал в Вефильском святилище, где встретил ожесточенное сопротивление со стороны духовенства. Главный священник Амасия, не смея взять его под стражу, доносил царю: «Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей» (Ам 7:10-11). Получив указание из Самарии, Амасия велел иудейскому пророку покинуть Вефиль: «Провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский». Амос возразил, что он пророчествует в Ефреме не по своей воле, а по повелению Божию. Он предсказал страшный конец всему дому Амасии и повторил пророчество о крушении Израиля.
Это единственное биографическое свидетельство в Кн. Амоса, кроме вступительных слов, где время служения пророка отнесено к правлению Иеровоама II и указано, что Амос выступил «за два года перед землетрясением» (Ам 1:1). Вероятно, это землетрясение было воспринято как знак гнева Божия, и тогда неведомые последователи Амоса собрали воедино все его писания.
Метки: Пророк
Pages: 1 2
Елена сказал:
Июнь 29th, 2010 at 21:55
+++++