Лествица
Апрель 9th 2015 -
Лествица райская, Скрижали духовные — основное сочинение Иоанна Лествичника
I. Рукописи и издания. На древнегреч. языке существует не менее 73 рукописей «Лествицы», максимальное их число относится к XI и XIV вв. Среди рукописей есть богато иллюстрированные, напр. пергаменный кодекс 915.50 афонского мон-ря Ставроникита, где перед каждым Словом изображается монах, каждый последующий стоит на более высокой ступени лестницы.
Впервые текст «Лествицы» был напечатан иезуитом М. Радером, который издал сначала Слово «К пастырю», а затем всю «Лествицу» вместе с различными греч. схолиями, к-рые приводятся после каждой ступени. Это несовершенное издание, основывающееся на малом числе рукописей и на новогреч. переводе еп. Максима (Маргуния) Киферского.
Написана в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). Сочинение относится к разряду аскетической литературы.
Видение Преподобного Иоанна Лествичника
Россия, XVIII век.
Димитрий Ростовский так характеризует сочинение Иоанна:
«Лествица» святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание священного писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, — в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то «Лествица» святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии. ( Димитрий Ростовский. Жития святых (30 марта) «Ступени»)
Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 слов, представляющей собой «ступени» добродетелей по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Символика использованного числа «30» объясняется в предисловии к Лествице следующим образом:
Преподобный отец премудро рассудил, устроивши для нас восхождение, равночисленное возрасту Господнему по плоти; ибо в возрасте тридцати лет Господнего совершеннолетия гадательно изобразил лествицу, состоящую из тридцати степеней духовного совершенства, по которой достигши полноты возраста Господня, мы явимся поистине праведными и непреклоняемыми к падению.
«Ступени» можно сгруппировать следующим образом:
Группа Ступени
Борьба с мирской суетой: (ступени 1-4) Отречение мирского жития; Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире); Странничество (уклонение от мира); Послушание
Скорби на пути к истинному блаженству: (ступени 5-7) Покаяние; Память о смерти; Плач о своей греховности.
Борьба с пороками: (ступени 8-17) Кротость и безгневие; Удаление памятозлобия; Несквернословие; Молчание; Правдивость; Отсутствие уныния и лености;
Борьба с чревоугодием; Целомудрие; Борьба со сребролюбием; Нестяжание.
Преодоление преград в аскетической жизни: (ступени 18-26) Искоренение нечувствия; Малый сон, усердие к братской молитве; Телесное бдение; Отсутствие боязливости и укрепление в вере; Искоренение тщеславия; Отсутствие гордыни; Кротость, простота и незлобие; Смиренномудрие; Низложение страстей и укрепление добродетелей.
Душевный мир: (ступени 27-29) Безмолвие души и тела; Молитва; Бесстрастие;
Вершина пути — союз трёх главных добродетелей: (ступень 30) Вера, надежда и любовь
Изображение Лествицы Иоанна часто встречается на иконах, в книгах, на нравоучительных лубках и т. д. Изображается лестница от земли к небу, по которой взбираются люди в монашеском одеянии. Некоторых монахов бесы сталкивают с лестницы и сбрасывают в ад (условно обозначенный разломом в скале). Преодолевших подъём принимают Христос и ангелы.
Иллюминированные рукописи Лествицы, наглядно представляющие идеалы монашеской аскетики, появляются во второй половине XI века. Некоторые содержат развернутый цикл иллюстраций различных ступений покаяния и аскезы, но изначально в греческих рукописях было лишь выполненное чернилами изображение лестницы с 30-ю ступенями, увенчанной крестом.
Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре . 1652—1653
Кострома, Россия
На западной паперти Троицкого собора помещена огромная фреска «Видение Иоанна Лествичника».
Представленная вашему вниманию фреска Троицкого собора была создана, видимо, в 1652—1653 годах. Она много раз поновлялась, в Советское время была отреставрирована и расчищена. В результате красочный слой сохранился с большими утратами, однако о первоначальной композиции можно судить вполне определенно.
Содержание композиции «Видение Иоанна Лествичника» носит символический характер. Ее смысловой центр — лестница, увиденная преподобным Иоанном в откровении. По лестнице, ведущей в Царствие небесное, взбираются монахи. Но их продвижение вверх дается отнюдь не физическими усилиями, а нравственным, духовным самосовершенствованием. Внизу черноризцев успешно искушают бесы, на более высоких ступенях ангелы копьями сталкивают с лестницы оступившихся. На самой вершине Иисус Христос помогает взойти в рай праведному монаху, снискавшему святость.
Вся нижняя часть фрески занята сценами искушения мнихов. Бесы их поят брагой и приводят им на блуд «непотребных жен». В правом углу выписаны монахи-заговорщики, а над ними вьются вороны, в которых, надо понимать, вселились бесы, — оригинальная изобразительная находка иконников.
Пелевин Ю.А.
Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1981; Лукомские Г. и В. Кострома. — СПб., 1913; Баженов И. Костромской Ипатьевский монастырь. — Кострома. 1909; Разумовская И.М. Кострома. — Л.: Художник РСФСР, 1989.