Иконы «Страшный Суд»

Февраль 5th 2010 -

Икона "Страшный суд". Середина 15 в

В центральной части иконы, в самом верху, образ Господа Саваофа, слева – Он же благословляет Христа спуститься на землю, левее – Архангелы, поражающие демонов (XVI в.). Вариант иконы иногда включает еще «Троицу», или может быть дополнено изображением престолов с книгами.
Левый нижний угол (если смотреть изнутри иконы) – ад, грех и смерть; верхний правый – рай. Одесную Господа – праведники; ошуюю – грешники и т.д.

В середине верхнего яруса композиции — круглая мандорла с изображением Господа Саваофа на престоле. Справа — сцена отослания на суд: Христос, в миндалевидной мандорле принимает благословение Отца. Выше — ангелы, сворачивающие свиток неба. Правее — ангелы в круге низвергают бесов, тела которых сливаются в орнаментальный поток, параллельный правому краю композиции. Бесы падают в огонь, пылающий внизу справа. Во втором сверху регистре, изогнутом дугообразно, посередине — восседающий на престоле Христос Судия. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, у ног Христа — коленопреклоненные Адам и Ева. По сторонам — сидящие на длинных скамьях двенадцать апостолов с раскрытыми книгами, за ними — столько же ангелов. Еще ниже = Престол, уготованный для суда. Слева от него — ангел, призывно простерший руку к святым, которым предначертано наследовать Царствие Небесное. Справа от Престола уготованного — ангел, обращенный к шествующим к нему народам, впереди которых пророк Моисей, указующий десницей на Судию и оборачивающийся к идущим за ним иудеям. Ниже престола — Десница Господня, наполненная спасенными душами и держащая весы с чашами для взвешивания душ. Под весами — сцены борьбы ангелов с бесами. Огромный змей, извивающееся тело которого тянется вниз вправо, к изображению ада, кусает Адама в пяту. На змея нанизаны кольца с аллегорическими обозначениями мытарств человеческой души на ее пути к Царствию Небесному. Слева от змея, в круге, представлены пророк Даниил и ангел, толкующий его видение (Дан. 7) — ангел указует вправо, где помещен круг с символами четырех погибших царств и другой круг — с изображением суши, окруженной водой; земля и море с населяющими их зверями и птицами отдают на суд когда-то поглощенных ими людей. По сторонам земли — четыре трубящих ангела, которые возвещают о наступлении Страшного суда. Правее — бесы гонят в ад грешников. В адском огне = сидящий на двуглавом звере сатана с Иудой на коленях. В земле под пламенем — пещеры, в которых грешники подвергаются разнообразным мучениям. Внизу слева — праведники во главе с апостолом Петром, шествующие в рай. Посередине, между праведниками и грешниками — столп с привязанным к нему «милостивым блудником», не настолько обременённым грехами, чтобы попасть в ад, но и не заслужившим райского блаженства. Над вратами рая — вписанное в круг изображение сидящей на престоле Богородицы и поклоняющихся ей ангелов. За вратами — Лоно Авраамово: праотцы Авраам, Исаак и Иаков, сидящие на скамье среди райских деревьев. Над Лоном Авраамовым — взлетающие крылатые преподобные, которые устремляются к Небесному Иерусалиму, изображенному в небесах слева. Праведники, удостоившиеся райского блаженства, совершают там свой пир.

Данная иконографическая схема Страшного суда получила широкое распространение со второй половины XVI в. Стиль публикуемой иконы восходит к искусству Москвы конца XVI — начала XVII вв., но как рисунок фигур, так и приглушенные краски иконы свидетельствуют о том, что она была написана не ранее первой половины XVII в., вероятно, в Поволжье.

В.М. Сорокатый

Икона Страшного Суда

Середина XVI века. Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский р-н Архангельской обл.) Наряду с Откровением Иоанна Богослова, в основу иконографии «Страшного Суда» были положены евангельские притчи и некоторые ветхозаветные пророчества, а также — житийные и апокрифические сочинения. Этимасия находится в центре композиции, на Престоле положена риза Христа, а поверх — открытое Евангелие, которое уподоблено здесь апокалипсической Книге Жизни (Откр.V,1-3). За Престолом — голгофский Крест, напоминающий о Жертве, которая дает право Спасителю раскрыть Книгу и судить мир (Откр.V,9-10). По обе стороны от Него стоят два ангела с развернутыми свитками, на которых — евангельские слова, обращенные к праведным и грешным: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф.25:34,41). Над Этимасией — Христос-Судия во славе. Правой рукой Он благословляет, а в левой — держит раскрытое Евангелие со словами: «Не на лица судите» (Ин.7:24). По обе стороны от Христа — стоящие в молении Богоматерь и Иоанн Предтеча, припадающие Адам и Ева, а также двенадцать апостолов с раскрытыми книгами, восседающие на престолах (Мф.19:28). Справа и слева от Христа изображены праведные и грешные, восставшие на Суд. В соответствии с иконографической традицией, справа — святые, представленные по чинам: пророки, святители, мученики, преподобные, мученицы и преподобные жены. Группы грешников олицетворяют различные народы, причем впереди всех представлены евреи, которым Моисей указывает на Христа. В верхнем левом углу — изображение Небесного Иерусалима с охраняющими вход в него ангелами, где в центре в шатре за трапезой (Евхаристией) изображены святители, несущие свет Христов миру. В углу справа — сцена Сопрестолия, под которой два ангела низвергают на землю огненную реку: Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью (Откр.8:8). Между ними ангелы, свивающие небо: И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих(Откр.6:14). Под Этимасией, в небесном полукруге, представлена рука с праведными душами в виде младенцев в белых одеждах (Прем.3:1). Рука держит весы, на которых взвешиваются человеческие души. Чашу весов добрых дел охраняет ангел, поражающий трезубцем бесов, силящихся перетянуть чашу злых дел. Другой ангел низвергает грешников в огненное озеро. В нижней части иконы располагаются традиционные изображения рая и ада. В райском саду представлены Богоматерь на престоле между ангелами, праотцы Авраам, Исаак и Иаков с праведными душами (Лоно Авраамово — Лк.26:22) и благоразумный разбойник (Лк.23:39-43). К райским вратам с охраняющим их херувимом подходят праведники во главе с апостолами Петром и Павлом. Справа — ад с сатаной, который сидит на звере и держит на руках душу Иуды. Между раем и адом изображен «милостивый блудник», привязанный к столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, т.к. постоянно творил милостыню. Интересно изображение змея, поднимающегося из ада, который проходит под Этимасией и пытается проглотить кающегося Адама у Престола Господня. На змее располагаются двадцать кругов с аллегорическими изображениями, изображающие мытарства — испытания, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное. У правого поля иконы, в круге, изображены Даниил и ангел, толкующий видение. Перед ними, в большом круге — аллегорические изображения Земли и Моря, которые отдают мертвых, восставших на Суд (Откр.20:13). Еще левее, в небольшом красном круге — изображения четырех апокалипсических животных. В самом нижнем регистре изображены десять клейм со сценами адских мучений. Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, — и ревнуя потом верно исполнить такой обет. (Свт. Феофан Затворник).

«Сцена Страшного суда, помимо традиционных элементов, включает в себя много дополнительных эпизодов. В верхнем регистре представлена в центре полуфигура Господа Саваофа в окружении серафимов и символов евангелистов. По наружному кругу размещены двенадцать кружков с головами в коронах, олицетворяющих небесные светила, которые соответствуют двенадцати месяцам года (чередование в кружках светло-розовой и темно-зеленой красок означает смену дня и ночи). В этот же круг вписаны фигуры праотца Еноха, взятого живым на небо и получившего от Бога откровение о предстоящих перед концом мира событиях, а также сосуд с кровью — вероятно, апокрифическая Соломонова чаша, понимаемая как прообраз Евхаристии. Справа, под свиваемым ангелами свитком неба, три круга — один с восседающим на троне Христом, другой с «ангелами света», третий черный. Здесь ангелы прогоняют трезубцем тьму. Под ними три ангела, подлетающих к Голгофе. В верхнем левом углу изображен Горний Иерусалим с праведниками. Второй регистр — вполне традиционен (деисус, Адам и Ева, апостолы и ангелы). Столь же традиционен и третий регистр (престол уготованный, ангелы, праведники и грешники), но здесь имеются две не совсем обычные детали: из-за грешников виднеется черная полоса, означающая наступление на земле тьмы, ниспосланной с небес в виде черного круга (первый регистр), а под престолом размещена длань с сосудом на подставке (это, вероятно, тот сосуд, в который Иосиф Аримафейский собирал, по апокрифическому Евангелию Никодима, кровь Христову). Из пасти ада к ногам Адама поднимается змий; на нем кольца с маленькими фигурами чертенят. Кольца символизируют мытарства, через которые должны пройти грешники. Справа, под грешниками, темный круг, окруженный ангелами, возвещающими о наступлении судного дня. В этом круге — традиционные Земля и Море, отдающие мертвецов. Ниже — разверзнутая пасть ада с сатаной, держащим душу Иуды. Ангел толкает трезубцем в ад трех грешников (характерен для вольнодумного Новгорода их подбор — архиепископ, царь и монах). Ниже — семь клейм со сценами адских мучений, соответственно семи смертным грехам. Рай слева представлен традиционными сюжетами (Богоматерь с ангелами и благоразумным разбойником, райские врата, праведники). Крылатые схимники подлетают к вратам рая. Над группой праведников — небольшой круг с четырьмя зверями, символизирующими «погибельные царства»: Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское (видение пророка Даниила). Наконец, внизу, между сценами ада и рая, помещена прикованная к столбу обнаженная фигура человека. Это «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного».

Лазарев В.Н. «Русская иконопись от истоков до начала XVI века»

Метки:

Комментариев к записи: 6 “Иконы «Страшный Суд»”


  1. Svetlana Russkaja сказал:

    Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму нежели свет (Ин. 3, 19). И если этот свет является источником страха для человека в будущем, то стоит задуматься уже сейчас: свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лк. 11, 35). Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23)

    Спасибо за обширный материал!


  2. Елена сказал:

    +++++Спаси Господи! Постарались во славу Божию.


  3. Анатолий сказал:

    Александрович,прости! за невнимание к родному братскому сайту!!! Иконы Страшного Суда заслуживают особого внимания.Спаси Бог!

    +р.Б.Анатолий


  4. Георгий сказал:

    Ух брате! просто здорово, уж не зарываешь в землю талант! Спаси тебя Христос!


  5. directrxusa сказал:

    Слава Богу, что я тупой


  6. directrxusa сказал:

    Ну и тупой же я.

круглосуточная стоматологические клиники