Икона Пресвятой Богородицы Экономисса или «Домостроительница»

Июль 17th 2010 -

Икона Пресвятой Богородицы Экономисса или «Домостроительница»

Дни празднования: 18 июля (5 июля)

Находится в лавре св. Афанасия на Афонской горе. Написана по следующему случаю.

В X веке в монастыре был голод, так что все иноки ушли из святой обители, и св. Афанасий сам решился удалиться.

Икона Пресвятой Богородицы Экономисса или «Домостроительница»

Но на дороге вдруг увидел женщину под покрывалом и удивился, говоря себе: откуда здесь взяться; женщине, когда вход для женщин сюда невозможен? Однако женщина сама спросила его:

«Куда ты идешь, старец?».

В свою очередь св. Афанасий cпpoсил у нее:

«Ты кто, и как сюда зашла?», а также прибавил: «К чему тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что здешний инок».

«Если ты инок, — продолжала незнакомка, — ты должен быть простодушным, доверчивым и скромным, Я знаю твое горе и помогу тебе. Но расскажи мне прежде, куда ты идешь»

Тогда св. Афанасий рассказал все, и женщина возразила:

«И этого-то ты не вынес? Ради куска хлеба ты бросаешь обитель? В духе ли это иночества?»

«Кто же ты?-спросил Афанасий.

«Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я Матерь Господа Твоего», — отвечала женщина.

«Боюсь поверить, — ответил старец, — и бесы принимают светлые образы. Чем докажешь мне?!»

«Видишь этот камень, — отвечала Богородица, — ударь в него жезлом и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай, что с сего времени Я навсегда остаюсь Домостроительницею (Экономиссою) твоей лавры».

Афанасий ударил камень, и из него с шумом потекла вода.

Акафист иконе Пресвятой Богородицы Экономисса

Молитва иконе Пресвятой Богородицы Экономисса

Св. Афанасий вернулся в обитель, и нашел, что все кладовые доверху наполнены всем необходимым. Вода же до сих пор истекает из того места, где находился камень, а в лавре, по воле Царицы Небесной, нет эконома. Скоро в монастыре была написана и сама икона «Экономисса». картинная галерея.

Иконография

Икона Божией Матери «Экономиссы» представляет собой традиционное изображение тронной Богоматери, принимающей ктиторские приношения. На иконе Богородица изображена сидящей на престоле с Младенцем на левой руке. Ее главу венчает корона поддерживаемая в воздухе двумя парящими ангелами. Правая рука Богородицы простерта с жестом благословения к прп. Афанасию Афонскому, подносящему Пресвятой Деве соборный храм основанной им Лавры. Приношение прп. Афанасия не только символически изображает плод его деяний во славу Пресвятой Богородицы, но означает и просьбу об особом попечении, покровительстве и заботе о созданной им обители со стороны Божией Матери.

С левой стороны престола Деве Марии предстоит преподобный Михаил Синадский, держащий в руках развернутый свиток со словами приношения и посвящения Лавры Пресвятой Богородице.

Прп. Михаил Синадский, епископ-исповедник, являлся членом VII Вселенского собора и был бесстрашным почитателем святых икон. За активное противодействие еретикам святитель был сослан императором Львом Армянином в заточение в г. Евдокиаду, где он и скончался около 821 г. Часть мощей епископа Михаила хранилась в Иверском монастыре на Афоне, а его святая глава — в Лавре св. Афанасия, что и послужило причиной изображения этого святого на чтимой в монастыре иконе Божией Матери «Экономиссы».

В христианской иконографии тема приношения даров Божественным покровителям возникла в период ранневизантийского искусства. В церкви св. Виталия в Равенне (545 г.) конху центральной апсиды украшает мозаическое изображение восседающего на мандорле Спаса Эммануила. Христос правой рукой протягивает мученический венец св. Виталию, подводимому ангелом, в то время как с левой стороны другой ангел представляет Спасителю св. Экклесия — патрона и строителя храма.

Наиболее близким иконографическим прототипом иконы Богородицы «Экономиссы» является мозаика в люнете южного входа храма Св. Софии в Константинополе, созданная при Константине VII Багрянородном около 950 г. Тронной Богоматери предстоят Константин Великий и Юстиниан, держащие в руках символические модели созданных ими града и храма, о спасении которых они молят Царицу Небесную и Владычицу Константинополя.

По описаниям, оставленным церковным археологом Н.П. Кондаковым («Памятники христианского искусства на Афоне», СПб, 1902), известно, что в XIX в. в соборном храме Лавры св. Афанасия находилось две иконы, изображающие Пресвятую Богородицу в образе Игумении Горы Афонской.

Вот эти свидетельства:

«Лаврская икона Богородицы на игуменском месте писана греческим письмом в XVI в., но сильно подновлена. Богоматерь держит Младенца на левой руке, и Он, охватывая ее руку своими, оборачивается к одному из двух ангелов, видных в небе; с ноги Младенца упала сандаля, тут же висящая. Младенец в белом хитоне, с красным поясом и в золотом гиматии» (Указ соч., с. 176).

«Настенная икона Богоматери «Экономиссы», длина 1 саж., шир. менее на 10 см., повешена ныне на стене нартекса лаврского кафоликоса, слева, позади двойной аркады, открывающейся в главный неф. Богоматерь сидит на монументальном кресле и держит у себя на коленях Младенца. По сторонам стоят: Предтеча, Афанасий, Михаил Синадский, Симеон, Стефан, Николай, св. жены и цари ктиторы Иоанн и Никифор. На голове Младенца венчик финифтяный XVII в. Самая икона написана не ранее XVII века. В последнее время она поновлена, и внизу написано длинное славословие» (Там же, с. 176).

На месте явления Богоматери святому Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в Её честь небольшая церковь во имя Живоносного источника. В этой церкви находится икона, изображающая свершившееся чудо. Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поломников и богомольцев. Источник и сейчас обильно струится, утоляя жажду паломников и подавая верующим исцеление

Тропарь, глас 4

Предстательство страшное и непостыдное, / не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, / Милостивая верных Домостроительнице, / утверди православных жительство, / спаси страну нашу и всех православно живущих в ней защити, / зане родила еси Бога, // Едина Благословенная.

Кондак, глас 6

Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; / ускори на молитву и потщися на умоление, // предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Метки:

Комментарии закрыты.