Икона Божией Матери Кипрская
Май 24th 2010 -
Икона Божией Матери Кипрская
Дни празднования: 3 мая (20 апреля), 22 июля (9 июля) и в День Святого Духа
В основу почитания Кипрской иконе легло визант. сказание об иконе Божией Матери на Кипре, простреленной арабом (BHG, N 1069).
Оно содержится в рукописи Vat. gr. 1147 (XVI в.), где говорится, что в одной из посвященных Пресв. Богородице церквей, в юж. части Кипра, находилась мозаика с изображением Богоматери с Младенцем на лоне, от к-рой происходили чудеса, из-за чего к ней приходило для поклонения множество верующих. Однажды проезжавший мимо араб пустил стрелу в чудотворный образ, и из раны потекла кровь, следы которой «видны до сегодняшнего дня»; нечестивца-араба вскоре постигла божественная кара (Смирнов. 1897. С. 6-7). Видимо, это произошло в период совместного владения Кипром византийцами и арабами (649-965). Более кратко этот рассказ изложен в некоторых версиях «Послания трех восточных патриархов». Так, в списке IX в. из библиотеки монастыря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. 48) сообщается, что в одном из городков в юж. части Кипра из простреленного арабом мозаичного изображения Богоматери с Младенцем на коленях рекой хлынула кровь и ее следы видны до сих пор. О том, что мозаика почиталась до этого события как чудотворная, и о наказании араба не говорится. Я. И. Смирнов предположил, что упоминание городка относится к предыдущему рассказу о др. чудотворной иконе, а Кипрская икона находилась вне города.
Эта история также включена в «Сокровище» свт. Дамаскина Студита. В ней появляются новые детали: указывается, что мозаичное изображение было помещено на воротах, что Богоматерь с Младенцем восседала на престоле и Ей предстояли 2 ангела, что стрела попала в правое колено, а араб скончался, не доехав до своего дома. Эти подробности, видимо, восходят к утраченному древнему Сказанию о Кипрской иконе. Один из слав. переводов данного текста встречается в рукописных сборниках (напр.: ГИМ. Увар. № 126 (2071), нач. XVIII в. — Соболевский А. И. Переводная лит-ра Московской Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 330). Др. перевод получил широкое распространение благодаря тому, что был включен в сборники архим. Иоанникия (Галятовского) «Ключ разумения» и «Небо новое». В отличие от предыдущего перевода в нем опущена такая важная деталь, что икона была мозаичной. Автор ссылается как на источник на греч. Синаксарь в Неделю Православия. Смирнов отметил, что в сохранившихся рукописях данного памятника описания этого чуда не содержится. Однако совр. исследователи связывают данную помету с тем, что текст Дамаскина Студита, в котором содержатся сведения о К. и., предназначался для чтения в Неделю Православия (Megaw, Hawkins. 1977. P. 164).
В. Г. Григорович-Барский во время пребывания на Кипре в 1735 г. зафиксировал предание, согласно которому церковь с чудотворной мозаикой Божией Матери, простреленной арабом, находилась в «веси Ките иже бяше прежде престол архиерейский». Т. е. он отождествил древний г. Китий (ныне Ларнака) с совр. сел. Кити, а К. и. — с мозаичными изображением Богоматери (2-я пол. — кон. VI в.) в конхе апсиды Ангелоктисты Панагии церкви, хотя Богородица изображена не сидящей на престоле, а стоящей.
В рукописном сб. «Солнце Пресветлое» с гравюрами Г. П. Тепчегорского (известен в 2 списках: МГУ НБ. № 293 (в составе Сборника сказаний о чудотворных иконах, с «Повестью о посаднике Щиле» и житиями российских святых), 10-20-е гг. XVIII в., — принадлежал сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову; ГИМ. Муз. № 42, 1-я четв. XVII в., — принадлежал Ф. Мурыгину) есть 3 кратких рассказа об иконах, именуемых Кипрскими (главы 23, 40, 94), и заметка, посвященная «Китейской» иконе Божией Матери (гл. 10). Автор относит одни и те же сведения к разным иконам. В гл. 94 в качестве источника информации указывается сб. «Небо новое» и пересказывается описанное там «чудо с арапом» с тем изменением, что изображение Божией Матери характеризуется как произведение монументальной живописи, расположенное не на воротах, а на одной из стен: «...на стене церковной был образ Богородицын написан». В сборнике «Солнце Пресветлое» сюжет об иконе, раненной арабом, дополнен новыми сведениями — о том, что она явилась на Кипре 2 июня 392 г. (МГУ НБ. № 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. № 42. Л. 123). По другим источникам об этом событии ничего не известно. Более того, возглавлявший в то время Кипрскую Православную Церковь свт. Епифаний Кипрский известен выступлениями против иконопочитания. В обоих сборниках сохранилась вклеенная гравюра Тепчегорского с изображением Пресв. Богородицы с Младенцем на престоле и 2 предстоящих архангелов — композиция, описанная в сказании. Богоматерь сидит на низком престоле, без спинки, Младенец стоит на Ее коленях и держится рукой за край мафория; глава Божией Матери увенчана короной, архангелы с зерцалом и мерилом в руках предстоят престолу (МГУ НБ. № 293. Л. 112 об.; ГИМ. Муз. № 42. Л. 123 об.).
В гл. 23 сообщается о К. и., которая явилась 12 мая 393 г., во время архиерейства свт. Епифания Кипрского (хронологическая близость позволяет предположить, что речь идет о вышеупомянутой одноименной иконе), и о том, что от нее происходили мн. чудеса; далее автор приводит сведения о др. кипрских святынях и о 24 (вместо 14) епископах (МГУ НБ. № 293. Л. 45 об. — 46; ГИМ. Муз. № 42. Л. 37 об.). Н. А. Кобяк отметила, что празднование этой иконе приурочено ко дню памяти свт. Епифания Кипрского. На сопровождающей сказание гравюре в сборнике Моховикова (МГУ НБ. № 293. Л. 45 об.; в сборнике из ГИМ сохр. следы вклейки, — вероятно, гравюра перенесена к л. 59; еще один отпечаток гравюры представлен на неразрезанном листе с 12 иконами Божией Матери — ОГ ГМИИ. Собр. Д. А. Ровинского. 30933) помещен другой Богородичный образ, происходящий с Кипра, — Киккская икона Божией Матери. Название Киккской иконы Кипрской встречается еще в Сийском подлиннике (2-я пол. XVII — нач. XVIII в.), среди его прорисей — изображение Богоматери с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью «Изображение чюдотворного образа престыя бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский. 1898. Вып. 4. С. 202; Белоброва. 2005. Ил. 146).
В гл. 10 рассказывается об иконе Божией Матери «Китейская», явление которой также приурочено к 392 г., но не ко 2 июня, а к 17 окт., что совпадает с празднованием перенесения мощей прав. Лазаря с Кипра в К-поль по приказу имп. Льва VI Мудрого в 901/2 (МГУ НБ. № 293. Л. 33-33 об.; ГИМ. Муз. № 42. Л. 25; гравюры не представлены). Местонахождение этого образа в отличие от предыдущего указано не в ц. Пресв. Богородицы, а «в соборней церкви Китейского града», т. е. в ц. прав. Лазаря в Китии; автор добавляет, что от иконы происходили многочисленные чудеса, а ее список, присланный в Москву «патриархом иерусалимским древним великим князем нашим на благословение», находится «в соборнои церкви Успения Пресвятыя Богородицы близ царицына места, у столпа к патриаршу двору» и «ныне же от ветхости поновлен бысть письмом» (цит. по: МГУ НБ. № 293. Л. 33-33 об.).
В гл. 40 говорится о К. и., к-рая явилась 10 апр. 480 г. (возможно, 5988 г. ошибочно заменил 5900 г., что соответствует 392 г.) и «велия знамения и чудеса показа» в ц. прав. Лазаря в Китии, и тогда можно предположительно отождествить ее с предыдущими иконами. Далее сообщается, что она была увезена имп. Львом VI Мудрым в К-поль вместе с мощами прав. Лазаря (МГУ НБ. № 293. Л. 65 об. — 66 — гравюра не представлена; ГИМ. Муз. № 42. Л. 59 — вклеена та же гравюра с изображением Киккской иконы Божией Матери, что и в рукописи МГУ НБ. № 293. Л. 45 об.). Если о перенесении мощей прав. Лазаря упоминают византийские хронисты, а о местонахождении мощей в специально построенном в К-поле монастыре прав. Лазаря — паломники, то об иконе из ц. прав. Лазаря в Китии сведений нет. В представлении автора все перечисленные выше сведения относились к разным иконам: «Образ Пресвятыя Богородицы третий по числу Кипрския...» (МГУ НБ. № 293. Л. 65 об.).
"Богоматерь на престоле, с клеймами Акафиста". Икона. 1682 г. Мастер Семен Спиридонов Холмогорец (ЯХМ)
В сборниках, посвященных чудотворным иконам Божией Матери, изданных в кон. XIX — нач. XX в., те же сведения распределены под др. датами. С. И. Снессорева поместила краткие сведения о Кипрской Стромынской иконе Божией Матери под 20 апр. и сопроводила их изображением Богоматери с Младенцем на престоле, повторяющим с некоторыми изменениями иконографию К. и. на гравюре Тепчегорского (Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1994. С. 140). Рассказ об иконе, простреленной арабом, и о ее списке в Успенском соборе приведен не под 17 окт., а под 9 июля, и ему соответствует не тронное изображение Богоматери, а поясное с Младенцем на левой руке (Там же. С. 234). Снессорева также отмечает празднование К. и. в день Св. Духа (Там же. С. 403). Е. Поселянин иначе распределил информацию об иконах, называемых Кипрскими. Он указывает дату празднования К. и. 16 февр. (без уточнения, что имеется в виду чудо от Кипрской Стромынской иконы) (Поселянин Е. Богоматерь. С. 165); под 20 апр. помещены рассказы о Стромынской иконе и об иконе, простреленной арабом (Там же. С. 251-256), — празднование последней автор также отметил под 2 июня и 9 июля (Там же. С. 331, 454). Единственное изображение К. и. — Богоматерь на престоле, помещено под 20 апр. (Там же. С. 252).
В наст. время в календаре РПЦ празднование К. и. отмечено 20 апр. и в день Св. Духа, а Кипрской Стромынской иконе — 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста. В Греческих Церквах почитание раненной арабом Кипрской иконы оказалось забытым.
Так, в конхе апсиды известнейшего храма Святой Софии Константинопольской (построен в первой половине VI века при Юстиниане, алтарные мозаики – середина IX века) изображена восседающая на троне Богоматерь, которая держит перед Собою на коленях Младенца. Слева от Богоматери, на своде вимы, изображен архангел Гавриил. Этот иконографический тип, по имени своего чудотворного иконописного прообраза, называется «Кипрским». Божия Матерь на софийской мозаике представлена одетой согласно иерусалимской традиции — так, как обычно одевались сирийские женщины, то есть в мафории, покрывающем волосы и спадающем до колен, в то время как в трактовке Ее лика и фигуры сильны античные отголоски, несомненно свойственные и самому первообразу как произведению близкому по времени к эллинистической эпохе.
Пальмовые ветви, которые держат в руках Ангелы на иконе Кипрской Богородицы, свидетельствуют о литургическом понимании всего изображения. Таким незамысловатым способом, как маханием сорванными с пальм ветвями, в древности в странах с жарким климатом отгоняли насекомых от возлежащих на престоле Святых Даров. Таким образом, в древней богородичной иконе, находившейся на Кипре, изображения Божией Матери с Младенцем осмысливались в евхаристическом смысле — как образ освященной и предлежащей Жертвы и ее священного вместилища – Богородицы. Согласно св. Иоанну Дамаскину, в одном и том же действии Воплощения Господь воспринимает человеческую природу и обоживает ее. То есть вместе с Богородицей, символизирующей Собою Церковь земную, преображаются и все люди, принимающие в себя Тело и Кровь Христовы. Таков, по-видимому, глубинный смысл древнего чудотворного образа.