Святитель Симеон, архиепископ Солунский
Сентябрь 27th 2014 -
Память: 15/28 сентября.
Святой Симеон, архиепископ Солунский (Фессалоникийский), является одной из самых значительных фигур Православной Церкви поствизантийского периода и важной вехой в истории православного служения. Мы располагаем скудными сведениями о жизни святого. Родился он во второй половине XIV века, происходил из Константинополя. Вероятно, имя Симеон было дано ему в монашестве. Мирское имя святого остается неизвестным. До своего избрания на архиепископское служение Симеон проживал в одном из монастырей своего родного города. Он был близок к братьям Ксанфопулосам и монашеской братии, которую они основали в Константинополе. Вероятно, он и сам принадлежал к ней.
Будущий святитель родился в Константинополе. Он горячо любил эту древнюю столицу и превозносил её как средоточие мирового Православия даже в эти последние годы умалившейся Восточной Римской империи.
Симеон получил богословское церковное образование. На основе его произведений можно сделать вывод, что он не был знатоком философии и не имел классического светского образования. Однако он прекрасно разбирался в богословской литературе и особенно в вопросах церковного служения. Эпоха, в которую жил и действовал святой, была сложна не только для Православной Церкви, но и для теряющей свою мощь Византийской империи. Это время, когда напряженность между Православной и Римо-католической Церквями достигает пика.
Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре свтятых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Симеон был твёрдым сторонником паламитсого богословия, исихастом, ревностным последователем монашеских идеалов, зилотом Православия. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе.
В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукополжен во архиепископа Солунского, второй столицы – Фессалоник. Его епископская хиротония совершается в Константинополе, согласно с уставом, действовавшим для архиереев Константинопольского Патриархата. Затем он направляется в свою епархию, чтобы занять епископский трон. Однако его воцарение состоится лишь по прошествии определенного времени, в связи с многочисленными конъюнктурными сложностями. Симеон явно чувствовал некую слабость в отношении той миссии, которую на него возложила Церковь. Святой ведет себя с исключительным смирением. Характерна его подпись на документах периода его архиерейства.
Архиепископство святого Симеона отмечает и конец византийской власти в городе. С одной стороны, во времена его пастырства Фессалоники завоевываются венецианцами (1423 г.), с другой стороны, спустя полгода после его отшествия ко Господу (сентябрь 1429 г.) в истории города открывается долгий период османского ига (29 марта 1430 г. – 26 октября 1912 г.).
Новое служение оказалось тящким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города.
Как фессалоникийского архиепископа святого отличает тесная связь с Константинопольской Церковью. Его деятельность на македонской земле оказывается решающей. Он действовал в трех направлениях. Прежде всего, это его устное и письменное учение. Помимо устной проповеди православного вероучения, святой оставил большое количество пастырских посланий, многие из которых обращены землям, находящимся за пределами его епархии, в частности Криту. Также он заботился о бедных и страждущих братьях. В период упадка и нестабильности его гуманистическая деятельность имела исключительную важность. Третья существенная сторона его работы – забота о возрождении литургической жизни и порядка в его епископском округе. Интерес святого к служению становится очевидным в его творениях. В большей степени он сосредоточен на литургии.
Пребывание святого Симеона на епископском престоле Фессалоник может быть разделено на два периода. Первый период (1416/7 – 1423 гг.) включает в себя мирные годы существования внутри Византийского государства, начинаясь воцарением Симеона и заканчиваясь взятием города венецианцами. Второй период (1423 – 1429 гг.) – годы его пастырства при венецианском господстве и кончина святого. Что касается иностранного господства в городе, то святой явно предпочитает венецианское владычество османскому рабству. Он считает османское завоевание несовместимым с христианской православной верой, поскольку сами османы исповедуют иное вероучение. Конечно, подобные соображения вовсе не означают, что святой ратовал за венецианское господство, открыто выражая свои предпочтения. Переход Фессалоник в руки чужеземцев порой считают результатом его непреклонных воззрений. Однако эта критика в адрес святого является преувеличенной и безосновательной. Святой был непоколебимым ревнителем православной веры и ценностей Византийской империи.
В середине сентября 1429 г. святой неожиданно отошел ко Господу. Недоумение вызывает задержка в причислении его к лику святых Великой Христовой Церкви, что было осуществлено лишь 14 апреля 1981 года. Память его чтится 15 сентября.
Его деятельность и произведения получили такое широкое признание, что люди начали ссылаться на него как на святого отца уже достаточно рано, даже при отсутствии его официальной канонизации. Формирование святого Симеона в константинопольской богословской среде, его деятельность в Салониках, главенство исихастского учения святого Григория Паламы сыграли решающую роль его творчестве. Святой Симеон является верным сторонником святоотеческой традиции и учения, однако не впадает в слепое его цитирование. Он воспроизводит в своих произведениях предшествующую традицию сквозь призму литургической практики Православной Церкви. Кроме того, святой выражает идеи типологической свободы, вопреки жесткому ограничению в рамках исследовательской традиции, унаследованной от отцов Святой Горы.
Рассматривая литературное творчество святого с точки зрения содержания, мы замечаем, что оно является изложением догматов и литургической практики Церкви. В его творениях мы не обнаружим влияний разносторонней мирской мудрости. Однако хорошее владение языком в сочетании с высоким уровнем знания богословской терминологии делают его произведения уникальными. Его литературные труды открывают в нем разностороннюю и творческую личность, обладающую глубоким смирением и остро переживающую пастырские проблемы времени.
Православное догматическое учение и церковная литургическая традиция – это два столпа, на которых держится его литературное наследие. Два этих аспекта широко представлены в его литургическом творчестве, которое, в свою очередь, составляет большую часть его исследований.
Первоочередной целью произведений святого по литургике является правильное совершение Божественных служб священнослужителями и правильное участие в них верующих. Важнейшие его произведения носят характер комментариев к Божественным службам. В результате он оставил наиболее полные комментарии такого рода. В своем творчестве он предстает толкователем служб, составителем типикона, слагателем молитв, гимнографом. Вклад святого Симеона в область литургики делает его важнейшим представителем византийских литургических исследований. Всей своей жизнью он показал себя достойным ходатаем и защитником всех нас перед Богом.
Бескопмромиссная верность святителя как своему императору так и Святому Православию стяжали ему немало врагов, но он сумел удержать город в верности этим идеалам до своей кончины в сентябре 1429 года.
Уже через шесть месяцев после этого оставшаяся без своего стойкого предстоятеля Солунь пала и митрополичий собор был превращён в мечеть.
Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть.
Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святителе и его дух жили во множестве его выдающихся трудов. Его официальное прославление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата.
Pages: 1 2