Самоотречение и взятие креста
Апрель 15th 2016 -
Верующий призван отречься от бессмысленного ежедневного существования, чтобы обрести жизнь истинную. И это касается не только вечной, будущей жизни, но и настоящей земной. Верующий должен освободиться от изнуряющих и разрушительных забот о приобретении благ, преодолеть самого себя и логику этого мира, направленную на угнетение ради богатства, силы и славы. Человек призван обрести подлинную жизнь. В этом контексте Христос употребляет слово “душа”, предлагая человеку погубить свою “душу”, то есть биологическую жизнь, тяготеющую к низкому и поверхностному. Тот, кто желает обрести истинную жизнь, должен быть готов пожертвовать множеством сторон ежедневной земной жизни.
Несение креста и потеря “души”.
Если предположить, что, используя слово “душа”, Христос имеет в виду то, что мы и сегодня вкладываем в это понятие, такая мысль вновь приведет нас к размышлениям о высшей жертве. Тогда этот призыв обращен главным образом к ученикам и их духовным учителям. Так поступил и Господь ради людей: погубил Свою “душу”, взяв на Себя грехи мира. Ради нас Он спустился в ад.
О том же самом говорил и апостол Павел в своей известной фразе, сказав, что готов пойти в ад, только бы верующие удостоились рая. Это и есть высшая жертва и самопожертвование духовного Учителя ради своего народа. В этом и заключается главное значение несения креста. Этот призыв не обещает нам легкой жизни. Он обращается к “внутреннему человеку”, обязывая нас отречься от себя самих, а также к нашей душе, понимаемой как жизнь, так и духовная сущность. Такой призыв в более глубоком смысле значит – потеряй свою душу.
И здесь мы приходим к важнейшему вопросу о том, что собой представляет истинное несение своего креста и какие нужно для этого предпринимать усилия. Несение креста – это в высшей степени испытание. Испытание глубокое, сущностное, предполагающее отречение от себя и утрату своей души. Человек лично подвергается испытаниям и искушениям относительно всего самого глубокого и святого, что есть в его жизни, душе и собственно бытии в историческом и эсхатологическом смысле.
Кто-то, прочитав наши сегодняшние наблюдения по евангельскому отрывку о несении креста, вероятно, скажет, что человек, в особенности верующий, так зайдет в трагический экзистенциальный тупик и будет поставлен перед непреодолимым выбором.
Может показаться, что Церковь ведет людей к поистине крайним ситуациям, чтобы пробудить сознание и волю верующих, но и оставить их в одиночестве. Такое полное одиночество оказывается за пределами общинного предназначения Церкви.
Ответ на этот вопрос дают апостольские чтения Крестопоклонного воскресенья. Здесь мы читаем, что “не имеем такого первосвященника, который не мог бы сострадать немощам нашим” (Евр. 4:15). И если мы, будучи немощными и ничтожными, не можем поднять свой крест, отрекаясь от себя и утрачивая душу, мы не лишаемся при этом любви и сострадания Христа. Ведь Христос не только подвергся испытаниям и искушениям, как никто другой, не только взял Свой Крест, но и был распят на нем ради нашего спасения. Это вселяет надежду. Ибо, в конечном итоге, наш Бог не предъявляет нам бессмысленных требований, но сострадает и “искушенному во всем”. Наш Господь полностью понимает нашу человеческую природу.
Автор: профессор богословия Афинского университета Георгиос Патронос.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Метки: Георгиос Патронос
Pages: 1 2