О том, как оглашать людей необразованных
Апрель 15th 2015 -
41). Потом, утвердив в вере учеников своих, и в продолжении сорока дней беседовав с ними, в глазах их вознесся на небо, и, по исполнении пятидесяти дней от своего воскресения, послал им Святаго Духа, дабы они при помощи благодати, излиявшейся чрез Него в сердца их, не только без труда, но и с приятностью могли исполнять закон, данный Иудеям в десяти заповедях, которые называются «десятословием» и главным образом состоят в том, чтобы мы любили Господа всем сердцем, и всею душою, и всею мыслию, и ближнего своего, как самих себя (Втор. 6, 5); ибо в «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», как сказал сам Господь в Евангелии (Матф.22, 40), и доказал это своим примером. Да и сам народ Израильский принял писанный перстом Божиим или, как мы сказали, Духом Святым, закон также по исполнении пятидесяти дней с того времени, как он образно праздновал Пасху, закалая и снедая агнца, и его кровью помазуя двери домов своих, подобно как после страдания и воскресения Господа, который есть истинная Пасха, в пятидесятый же день Дух Святый послан был на Апостолов, но уже не для обозначения жестокосердия народа каменными скрижалями, — когда они собраны были в одно место в самом Иерусалиме, «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» (Деян. 2, 2) «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные» (ст. 3), «и начали говорить на иных языках» (ст. 4), так что все приходящие «каждый слышал их говорящих его наречием»; потому что в этот город из всех стран стекались рассеянные по оным Иудеи и говорившие потому разными наречиями. Потом со всем дерзновением проповедуя Христа, именем Его творили многие чудеса, так что тень мимопроходившего Петра, когда касалась какого-либо мертвеца, воскрешала его (Деян. 5, 15).
42). Иудеи же, видя, что такие чудеса творятся именем Того, которого они, частью по зависти, а частью по неведению предали на распятие, одни подвизались на гонение проповедников Его — Апостолов, а другие, дивясь еще более тому, что такие чудеса совершаются именем Того, кого они распяли и осмеяли, приходя в раскаяние, целыми тысячами обращались к вере в Него. Это были не те кои желали от Господа временных благодеяний и земного царства, и плотским образом судили о Царе Христе, но кои духовно рассуждали о сем, и любили Того, кто за них же потерпел от них такие мучения, и до пролития Своей крови прощал им их грехи, и в примере Своего воскресения показал надежду бессмертия. Таким образом, умертвив земные пожелания ветхого человека и стремясь к новой духовной жизни, они, как заповедал Господь в Евангелии, продавали все, что имели, и цену проданного полагали к ногам Апостолов, дабы они сами давали каждому, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 35), — и, живя согласно в христианской любви, никто из них ничего не называл своим, но все у них было общее; и душа и сердце были одно о Господе (Деян. 4, 32). Потом и от самих Иудеев, сограждан своих по плоти, терпели гонение, и рассеялись повсюду, чтобы чрез сие рассеяние тем далее пронести имя Христово, подражая при сем терпению своего Господа, который, благодушно потерпев за них прежде Сам, научил их благодушно переносить все за имя Его.
43). К числу таковых гонителей принадлежал сначала и Апостол Павел, который сильно неистовствовал против Христиан, но в последствии уверовав и сделавшись Апостолом, послан был проповедовать Евангелие язычникам и потерпел гораздо более за имя Христово, чем сколько сделал против него. Учреждая Церкви во всех народах, где только сеял он семя Евангелия, он тщательно заповедовал, чтобы те, кои от идолов своих обращались к почитанию единого Бога, но не легко соглашались продавать и раздавать свое имение, делали по крайней мере приношения в пользу бедных святых, находившихся в Церквах христианских в Иудеи, так что сии были как бы воины, а те как бы содержавшие их; но впрочем те и другие утверждены были на одном краеугольном камне — Христе, в котором Иудеи и Язычники соединялись как бы две, с разных сторон сходившиеся, стены. Но после неверующие язычники стали воздвигать на Церковь Христову тягчайшие и непрестанные гонения, так что с каждым днем исполнялось слово Господа: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Матф.10, 16)».
44). Но та лоза, которая, согласно предречению самого Господа, должна была распространить свои плодоносные ветви по всей земле, расширялась тем далее, чем более орошалась кровью мучеников, которые, в бесчисленном множестве умирая повсюду за истину Веры, производили то, что гнавшие их царства должны были уступить им, и мучители их, сокрушив свою гордую выю, сами обращались к вере Христовой. Но надобно же было, чтобы сия самая лоза, как о том предрек Господь (Иоан. 15, 1 и далее), была очищена, и из ней вырублены были бесплодные ветви, под которыми разумеются все те люди, кои во имя Христово, но не для Его, а для своей славы, рассеивали повсюду ереси и расколы, и при противодействии коих Церковь укреплялась более и более в чистоте своего учения и терпении.
45). Все это, как предречено было, так и исполнилось; и каким образом первенствующие Христиане, не видя еще исполнения сего, чудесами убеждались верить сему: так мы видя теперь, что это все исполнилось так, как предречено в тех книгах, кои написаны задолго до исполнения сих будущих событий, должны несомненно верить и тому, чему еще остается исполниться. Так между прочим в тех же самых книгах говорится об имеющих наступить в мире скорбях, и о том последнем судном дне, когда граждане обоих городов (Иерусалима и Вавилона) воскреснут в телах своих, и пред судищем Христовым должны будут отдать отчет в делах своих (2 Кор. 5, 10; Рим. 14, 12). Ибо тот, кто благоизволил прежде прийти во смирении человеческом, придет некогда во славе своей власти, и отделит праведных от нечестивых, не только от тех, кои совсем не хотели веровать в Него, но и от тех, кои хотя и веровали, но тщетно и бесплодно, и первых введет с Собою в вечное царство, а последних предаст вечной казни вместе с диаволом. Но каким образом никакая временная радость не может ни сколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые: так и никакое мучение временных казней не может сравниться с вечными мучениями грешников».
46). Итак, любезный брат! укрепляй себя о имени и при помощи Того, в Кого ты веруешь, против злоязычия тех, кои смеются над нашею верою, и устами коих говорит сам диавол, стараясь осмеять паче всего нашу веру в воскресение. Доказательство своего воскресения ты имеешь в самом себе, когда ты видишь, что ты, не существовав прежде, теперь существуешь. Где была эта масса твоего тела с его формою и членами за несколько лет до твоего рождения или даже до зачатия твоего во утробе матери? Не из сокровенных ли недр природы, при невидимом действии в образовании оной Господа Бога, произошла она на свет и по прошествии определенных периодов достигла до такой величины и приняла такой вид? Неужели же для Бога, который в одно мгновение ока выводит громады облаков и покрывает оными небо, труднее воспроизвести твое тело, каковым оно было, когда Он мог создать оное, когда его еще не было?
47) Итак верь твердо и несомненно, что все, что для глаз человеческих кажется как бы погибающим, все это цело для всемогущества Божия, по которому Он без всякого труда и замедления может воздвигнуть все, если только потребует сего Его правда; воскресения же тел потребует Его правосудие, дабы в тех же телах люди отдали отчет в делах своих, в каких они творили оные, и в тех же телах или удостоились небесного нетления за дела благочестия, или за дела нечестивые подверглись такому состоянию, в котором тела их не разрушатся смертью, но будут материею вечных болезней. Итак, возлюбленный брат! имея непоколебимую веру, старайся приобрести добрые нравы. Бойся того места мучения, где ни мучители не престают мучить, ни мучимые не умирают, потому что смерть их бесконечна, и они не могут умереть в мучениях; и воспламеняйся любовью и желанием вечной жизни святых, где ни дело не будет в тягость, ни успокоение не вожделенно; где не будет никакой печали в душе, никакой болезни в теле, и никакого недостатка, который бы ты пожелал предотвратить от себя или своего ближнего, и где все утешение будет составлять немолчно славимый Бог и братия святого града, в Нем и о Нем блаженно живущие. Ибо мы, — как по Его собственному обещанию можем того ожидать и надеяться, — будем тогда подобны Ангелам (Матф. 22, 30), и наравне с ними наслаждаться лицезрением Святой Троицы, которую мы ныне познаем только верою; потому что, веруя тому, чего не видим, мы за таковую веру удостоимся увидеть то, чему веруем, и таким образом равенство Отца и Сына и Святаго Духа и единство самой Троицы, по которому сии три суть един Бог, не будем уже выражать словами веры и звучащими знаками, но будем созерцать с чистейшею и пламеннейшею любовью в безмолвном благоговении.
48) Сохраняя все сие в сердце своем, моли Господа, в которого ты веруешь, да защитит Он тебя от искушений диавола, и остерегайся, дабы каким-либо образом откуда-либо этот враг не закрался в твое сердце; потому что он всюду ищет средств, как бы кого сделать участником уготованного ему осуждения. Ибо не чрез одних только ненавистников христианского имени, которые скорбят о том, что это имя овладело всем миром, не преставая сами служить идолам и демонам, — диавол искушает верующих, но и чрез тех еретиков и отступников, которые, как мы незадолго пред сим сказали, подобно диким ветвям, отсечены от единства православно-кафолической Церкви; а иногда даже и чрез самих Иудеев. Но особенно надобно остерегаться, чтобы нам не искуситься чрез тех людей, кои находятся внутри самой православной Церкви, как плевелы до времени веяния, которых Бог терпит в оной, как потому, чтобы чрез их развращение укрепить в вере и благоразумии своих избранных, так и потому, что и из числа их же самих многие обращаются ко Господу и благоугождают пред Нам; ибо не все чрез долготерпение Божие «собирают себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия», но многих то же долготерпение Всемогущего приводит в чувство спасительнейшего раскаяния (Рим. 2, 4-5). Доколе таковые люди бывают в Церкви, чрез них укрепляется не только терпение, но и сострадание тех, кои идут правым путем. Поэтому ты многих увидишь пьяниц, сребролюбцев, обманщиков, игроков, прелюбодеев, блудников, колдунов, прорицателей и преданных каким-либо другим нечестивым наукам, заметишь, что те самые толпы наполняют церкви во дни христианских праздников, кои в празднества языческие наполняют театры, и увидев это (но что я говорю увидев, — когда ты среди тех самых, кои называются Христианами, найдешь много таких, кои делают не только подобные, но еще худшие дела?), — может быть сам соблазнишься сделать то же; о! беги от сих греховных покушений! имя Христово не защитит тебя, когда грозно будет судить тебя Тот, кто прежде был так милосерд к тебе. Ибо Он сам предвозвестил это в Евангелии, сказав: «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7, 21); «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лук. 13, 26-27); ибо всем таковым людям уготовано вечное осуждение. Итак, когда ты увидишь, что многие не только делают это, но даже защищают и советуют: то держись закона Божия, и не подражай нарушителям оного; потому что ты не по их образу мыслей, но по правде Того, кто дал тебе закон сей, судим будешь.
49) Ищи поэтому сообщества с добрыми людьми, которые вместе с тобою любят Царя твоего, и которых ты много найдешь, ежели сам начнешь быть таковым. Если тебе приятным представлялось быть вместе с теми нечестивцами на зрелищах и разделять с ними удовольствие при взгляде на какого-либо охотника или комедианта: то во сколько крат приятнее должно быть для тебя сообщество с теми людьми, которые вместе с тобою любят Господа, при котором никогда не посрамится любящий Его, потому что Он и сам непобедим и любящих Его делает непобедимыми? Впрочем и на самих добрых людей, кои предшествуют или сопутствуют тебе ко Господу, ты не должен полагать своей надежды, равно как и на самого себя, сколько бы ты ни преуспевал в совершенстве; но надейся на одного Того, кто оправдывает их и тебя; ибо один Бог неизменяем, а человек ненадежен. Правда мы гораздо пламеннее должны любить тех, коих Господь оправдывает, когда по заповеди Его мы должны любить и неоправданных, но иное дело любить человека, иное дело полагаться на него; первое Бог заповедал, второе запретил (Иер. 17, 5). Если ты, при всех приключающихся тебе искушениях и огорчениях будешь непоколебим в своей вере, и не уклонишься от пути правды: то получишь великую мзду, тогда как те, кои поддаются в сем случае диаволу, и малой лишатся. Но будь всегда смирен пред Богом, дабы Он «быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор. 10, 13)».
Метки: Аврелий Августин