О том, как оглашать людей необразованных

Апрель 15th 2015 -

33. Впрочем, и тогда были праведники, благочестно чтившие Бога и побеждавшие гордость диавола, — граждане того святого града, кои спасались верою в будущее уничижение Царя своего, открытое им Духом Святым. Между таковыми особенно славен Авраам, благочестивый и верный раб Божий, коему открыта была тайна Сына Божия, и за подражание вере коего — верующие всех народов называются его чадами. От сего Авраама произошел народ, который один почитал единого истинного Бога, создавшего небо и землю, когда прочие народы служили идолам и демонам, и в котором уже весьма ясно предъизображалась будущая Церковь. Но в народе сем наибольшею частию были люди плотские, которые за видимые благодеяния почитали Господа, и только немногие помышляли о вечном покое и искали небесного отечества, каковым людям пророчески и открыто было будущее уничижение Царя и Господа нашего Иисуса Христа, дабы чрез сию веру они исцелялись от всякой гордости и надменности. Святые сии, предшествуя по времени рождению Господа, не только словами, но и самою жизнью, супружеством, детьми и делами предвозвещали то время, когда чрез веру в распятого Господа из всех народов земли должна была составиться Церковь Божия; сии святые Патриархи и Пророки оказывали также плотскому народу Израильскому, который назывался после Иудеями, и видимые благодеяния и смягчали жестокость телесных наказаний, угрожавших ему за его жестокосердие, и — во всем этом выражались однако ж духовные тайны, относящиеся ко Христу и Его Церкви, членами коей были и сии праведники, хотя они жили еще до пришествия Христова. Ибо сам единородный Сын Божий, Слово Отчее, равный и совечный Отцу, «им же вся быша», сделался для нас человеком, дабы быть главою целой Церкви, как бы какого-либо тела; и — хотя Патриархи сии явились прежде Его, подобно как и рука показывается иногда прежде рождения всего тела, однако ж они соединены с сим телом ниже главы, которая есть Иисус Христос. Народ сей, по переселении во Египет, служил жесточайшему царю, и будучи обременен тяжкими работами, взыскал Избавителя-Бога. В это время послан был к нему один из сего же народа святой раб Божий Моисей, который, устрашив нечестивый народ Египетский великими чудесами, производимыми им силою Божиею, вывел оттуда народ Божий чрез Чермное море, которое, расступившись, открыло путь проходившим чрез оное Израильтянам, а Египтян, погнавшихся вслед за ними, потопило в волнах своих. Таким образом, как во время потопа земля водами была очищена от неправды грешников, которые погибли в сем наводнении, а праведные спаслись посредством древа: так вышедший из Египта народ Божий открыл себе путь ко спасению в водах, коими истреблены были враги его. И здесь нельзя не видеть таинства древа; ибо Моисей жезлом ударил по морю, чтобы произвести это чудо. Вообще то и другое событие знаменовало Таинство святого Крещения, чрез которое верующие вступают в новую жизнь, а грехи их, как враги, истребляются и погибают. Но гораздо яснее в сем народе предъизображено было страдание Христово, когда Бог повелел Израильтянам закалать и снедать агнца, и кровью его мазать двери домов своих, и совершать такое празднество каждый год, называя оное Пасхою Господнею; ибо сия Пасха яснейшим образом прообразовала Господа нашего Иисуса Христа, который, по слову Пророка, «как овца, веден был Он на заклание» (Ис.53, 7). Знамение сего страдания и креста и ты ныне должен изображать на челе своем, как некогда Израильтяне на дверях, и как все Христиане на себе изображают оное.

35). После сего народ сей в продолжение сорока лет водим был по пустыне и получил закон, написанный перстом Божиим, под именем коего разумеется Дух Святый, как об этом ясно сказано в Евангелии (Лук. 11, 20); ибо Бог не имеет телесной формы, и в Нем нельзя представлять тех членов и перстов, какие мы видим у себя; но поелику Дух Святый разделяет святым божественные дары, которые хотя и различны один от другого, но соединяются между собою в одном союзе любви, подобно как и персты наши хотя и разделены один от другого, но по началу соединены между собою: то по сей или другой какой-либо причине Дух Святый называется перстом Божиим, но однако ж мы, слыша это, не должны представлять в Боге телесной формы. Закон сей написан был перстом Божиим на каменных скрижалях в обозначение жестокосердия народа, по которому он не мог исполнить сего закона; ибо, желая от Бога телесных благ, он располагался к соблюдению оного более по плотскому страху, нежели по духовной любви, а закон может исполнить только одна любовь. По этой-то причине, дабы удержать народ сей под рабским игом, он и обременен был множеством внешних обрядов относительно различия в пище, жертвоприношения животных и многого другого, кои все однако ж были знамениями вещей духовных, относящихся к Господу Иисусу Христу и Его Церкви, и которые еще в то время некоторые святые люди понимали во свое спасение и соблюдали, когда то было нужно, но наибольшая часть плотских людей только соблюдала, но не понимала.

36-37). При столь многих и различных знамениях будущих вещей, кои все трудно исчислить и которые ныне выполняются в Церкви, народ сей введен был в землю обетования, где, сообразно его желанию, предназначено ему было временно и плотски царствовать. Но сие земное царство имело однако ж образ царства духовного. Там построен был Иерусалим, славнейший град Божий, служащий знамением того свободного града, который называется небесным Иерусалимом, каковое слово есть Еврейское и означает видение мира. Граждане его суть все святые люди, как бывшие прежде, так и настоящие и будущие, и все святые духи, кои в горних селениях небесных с благоговейною преданностью повинуются Богу, будучи чужды нечестивой гордости диавола и его аггелов. Царь сего града есть сам Господь Иисус Христос, Слово Отчее, управляющее высшими Ангелами, и соделавшееся человеком, дабы управлять и людьми и возвести их с Собою в вечное царство мира. В земном царстве народа Израильского образом сего Царя более всех был царь Давид, от семени коего произошел по плоти истинный Царь наш, Господь Иисус Христос, «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9, 5). Много в сей земле обетования произведено было дел в предъизображение будущего пришествия Христова и Его Церкви, — что ты можешь мало-помалу узнать из книг Священного Писания; но чрез несколько поколений Бог дал другое знамение, более относящееся к существу дела. Город тот Иерусалимский взят был в плен, и наибольшая часть его жителей отведена в Вавилон. Но как Иерусалим знаменует град и общество святых: так Вавилон знаменует город и общество нечестивых, потому что по словопроизводству он означает: смешение. О смешении сих двух обществ, которое началось с самых первых времен человеческого рода и по стечению различных обстоятельств времени будет продолжаться до кончины века, пока на последнем суде не последует между ними решительного разделения, — мы уже сказали несколько выше. Пленение сего града Иерусалима и отведение народа его на порабощение в Вавилон предвозвещено было Господом чрез Иеремию, Пророка того времени (Иер. гл. 25 и 29). Между царями Вавилонскими, у коих в порабощении находились Иудеи, были такие, которые, по сему случаю будучи возбуждены некоторыми чудесами, познавали и почитали единого истинного Бога, создавшего всю тварь, и повелевали почитать Его своим подданным, а порабощенным ими Иудеев заставляли молиться за поработивших их, дабы в мире их они могли также в мире рождать детей, строить дома и насаждать сады и виноградники. Но им обещано освобождение по истечении 70 лет от плена. Все это имело то таинственное предзнаменование, что Церковь Христова, состоящая из святых Его, — граждан небесного Иерусалима, будет покорствовать царям века сего. Ибо так говорит и апостольское учение: «Всякая душа да будет покорна высшим властям», и: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк» (Рим.13,1.7), и вообще все, что должны воздавать мы по законам человеческого учреждения, если только это не противно закону Божию; да и сам Господь своим собственным примером научил нас соблюдать сие учение, когда не усомнился заплатить за себя поголовную дань (Матф.17, 27). Рабы Христиане и добрые верующие должны верно и нелицемерно служить временным господам своим, которых они будут судить, если они до конца пребудут в нечестии, или с коими равно будут царствовать, если они обратятся к истинному Богу. Но всем вообще заповедуется повиноваться человеческим и земным властям, пока по истечении предопределенного времени, обозначаемого семидесятью годами, Церковь не освободится от смешения с миром, подобно как Иерусалим освободился от плена Вавилонского. По случаю сего пленения Церкви и сами земные цари, оставив идолов, за коих они преследовали Христиан, познали и чтут единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа, и об них то Апостол Павел заповедал Христианам молиться, даже когда гонима была Церковь. Ибо так говорит он: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-2). Итак сии цари дают мир Церкви и тишину, хотя и временную, для духовного созидания домов и насаждения садов и виноградников; по сей-то причине и мы тебя назидаем и насаждаем настоящею проповедью, и это же самое делается во всем мире, как говорит тот же Апостол: «вы Божия нива, Божие строение» (1Кор. 3, 9), пока из Христиан не составится одно общее мирное царство.

38. По прошествии 70-ти лет, о коих таинственно пророчествовал Иеремия, дабы предъизобразить кончину времен, в Иерусалиме сделано было начало к восстановлению храма Божия. Но так как все это делалось только образно: то Иудеи и не имели совершенного мира и свободы. Посему их победили в последствии Римляне и сделали своими данниками. С того самого времени, как Евреи вступили в землю обетованную и стали иметь своих царей, до самого пленения Вавилонского пророчества об Иисусе Христе, как будущем Избавителе, становились время от времени определеннее, как видно из книги Псалмов Давидовых и писаний других великих и святых Пророков; и это для того, дабы слепотствующий народ не признал безвременно за такого Избавителя кого-либо из земных царей своих. Но и во время самого пленения были Пророки, которые возвещали о пришествии Господа Иисуса Христа — Избавителя всех; — и после того, как по прошествии семидесяти лет плена храм был восстановлен, Иудеи терпели такие угнетения и несчастия от языческих царей, что должны были узнать, что еще не пришел тот Избавитель, который, по их мнению, должен освободить их не от духовного, но от плотского рабства».

39-40). Таким образом прошло пять периодов времени, из коих первый простирался от начала человеческого рода, т. е. Адама, который был первым человеком, — до Ноя, построившего ковчег пред наступлением потопа. За сим следовал второй — от Ноя до Авраама, который хотя и называется отцом всех народов, подражающих вере его, но по плоти был родоначальник происшедшего от него, так называемого в последствии, народа Иудейского, который, до распространения христианской веры между язычниками, один из всех народов земли почитал единого истинного Бога, и из которого должен был произойти по плоти Спаситель Христос. Эпохи сих двух периодов времени обозначены в книгах Ветхого Завета, а остальных трех — в Евангелии, и именно в родословии Иисуса Христа (Матф.1,17). Ибо третий период простирается от Авраама до Давида царя, четвертый от Давида до того плена, когда народ Божий переселился в Вавилон, пятый — от сего переселения до пришествия Господа нашего Иисуса Христа, а со времени Его пришествия идет шестой период. В сей последний период духовная благодать, известная до того времени не многим Патриархам и Пророкам, открылась всем народам, дабы каждый туне чтил Господа, желая от Него не видимых наград за свое служение и временного счастья, но одной вечной жизни, которою он будет наслаждаться в самом Боге, и — дабы в сей шестой период ум человеческий возобновился по образу Божию, точно так как в шестой день по образу Божию был создан человек; ибо закон тогда только исполняется, когда не из желания временных благ, но из любви к заповедавшему кто-либо соблюдает его заповеди. Но кто не возлюбит правосудного и премилосердого Бога, который первее так возлюбил нечестивейших и гордых людей, что ради их послал в мир своего единородного Сына, чрез которого Он сотворил все, дабы Он не чрез изменение своего естества, но чрез восприятие человечества, не только обитал с ними, но и за них и от них умер, и таким образом явил Новый Завет вечного наследия, в котором обновленный человек, при благодати Божией, проводил бы новую жизнь, т. е. жизнь духовную, подобно как в Ветхом Завете плотской народ, за исключением не многих Патриархов и Пророков и некоторых сокрытых от истории Святых, представляя собою ветхого человека и живя по плоти, желал от Господа Бога плотских наград и получал оные в предъизображение благ духовных? Посему все земные блага презрел Богочеловек Иисус, дабы научить нас презирать оные, и переносил все земные злоключения, переносить кои Он заповедал нам, дабы ни в тех мы не искали счастья, ни в сих не боялись несчастия. Родившись от неискусомужной Матери, которая хотя навсегда пребыла непорочною, будучи девою в зачатии и в смерти, но обручена была древоделу, — Он научил нас погашать надменность плотского благородства. Родившись притом в городе Вифлееме, который между всеми городами Иудейскими был так мал, что и доселе называется селением, Он не хотел, чтобы кто-либо гордился знаменитостью какого-либо земного города. Бедным сделался Тот, кому принадлежит все и чрез кого все сотворено, — дабы всякий верующий в Него не дерзал превозноситься земным богатством. Не восхотел быть почтен от людей царем Тот, о всегдашнем царстве коего свидетельствует вся тварь, — дабы показать путь смирения тем несчастным, коих отделила от Него их гордость. Алкал, кто насыщает всех; жаждал, кто подает всем питие, и кто есть духовный хлеб алчущих и источник жаждущих (Иоан. 6, 35); утомлялся от земного пути, кто в себе показал нам путь на небо (Иоан. 14, 6); был как бы нем и глух пред злословившими Его, кто отверзал уста немому и уши глухому; был связан, кто разрешал узы греховные; биен, кто снимал с нас болезни; предан на пропятие, кто окончил наши мучения; умер, кто восставлял мертвых; но и воскрес, чтобы уже никогда не умирать, и научить верующих не думать о смерти так, как будто бы после оной уже не было жизни.

Метки:

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.