Чин Воздвижения Креста
Сентябрь 26th 2013 -
Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих господских праздников, является вынос на средину храма Креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании Великого славословия при пении «Святый Боже...»
В некоторых храмах по выносе Креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин воздвижения Креста». Выйдя с Крестом на средину храма предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв Крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет Крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает Крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего он, то есть предстоятель, обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает Крест, подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу, и после прошения диакона: «Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует про¬шение диакона: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание снова к востоку, по произношении диаконом: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют: «Слава и ныне», кондак праздника: «Вознесыйся на крест волею...» Предстоятель кладет святой Крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды: «Кресту Твоему...» Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому Кресту и его целование.
Чин воздвижения Креста, прежде чем получить настоящий свой вид, имел многовековую историю формирования. Известная в науке, как самая ранняя, запись этого чина сохранилась в так называемом Иерусалимском канонаре, относящемся по времени своего происхождения к 634—644 годам (1). «В день воздвижения Креста, говорится в данном памятнике, в три часа звонят к службе, входят в диаконник; служащий литургию иерей облачается, украшают три креста, или же один только, и полагают на Престоле; пред Престолом произносят ектению и молитву и говорят: «Отче наш», стихиру глас 2: «Покланяемся Христе, копию проводившему...»; стих: «Дал еси знамение боящимся Тебе». Ипакои Креста; диакон говорит ектению: «Помилуй нас, Боже...»; священник подъемлет Крест и при пении 50 раз «Кирие, елейсон», обращает его (к народу); говорит молитву. «О свышнем...» и поют стихиру глас 6: «Просвети нас на крест Твое восшествие...», стих: «Возвестиша небеса славу Твою». Ипакои, глас 6: «Приидите, вернии, познаим...» Говорят ектению: «Помилуй нас, Боже...» Стихира третья, глас 2: «Кресту Твоему покланяемся»; стих: «Сотвори с нами знамение»; ектения: «Помилуй нас, Боже...» Выполняют весь вышеописанный чин. После этого омывают Крест, намащают его благовониями и говорят ипакои Креста; народ прикладывается ко Кресту, и Крест полагают на Престоле» (2).
Первую особенность изложенного чина, сравнительно с современным, составляет употребление в нем не одного, а трех крестов, из коих украшается и воздвизается и намащается благовониями только один. Вторая особенность чина — не пятикратное воздвизание Креста, а, судя по трем ектениям, трехкратное. И третья особенность — это омовение воздвигнутого Креста, намащение его благовониями и целование. Все эти особенности, неизвестные современному чину, представляют собою не что иное, как воспроизведение в форме богослужебных обрядов тех исторических обстоятельств, какие имели место, по сообщениям греческих историков, в событии обретения Креста Господня.
Как говорит Сократ Схоластик (V в.), мать императора Константина Великого, равноапостольная Елена, прибыв в Иерусалим, после тщательных раскопок в нем, обрела Крест Господень, лежавший в земле вместе с крестами двух разбойников. Свидетельство свыше указало Крест Господень. Найденные кресты были возложены поочередно на смертельно больную женщину, которая от прикосновения к ней третьего из крестов исцелилась (3). Созомен (V в.) добавляет еще одну деталь этого события. Он говорит, что епископ Иерусалимский Макарий начал возлагать на больную кресты один за другим, «сотворив наперед молитву и дав знать зрителям, что Божественный Крест должен быть тот, который, будучи возложен на женщину, исцелит ее от болезни» (4).
В чине воздвижения, как он излагается в Иерусалимском канонаре, нетрудно опознать эти исторические обстоятельства. В самом деле, в обоих случаях, то есть и в событии обретения Креста Господня и в древнейшем чине воздвижения, мы имеем дело с тремя крестами. Так же не случайно в данном чине и троекратное воздвизание креста или крестов. Оно воспроизводит нам два исторических обстоятельства: воздвижение патриархом Макарием Креста Господня, с одной стороны, и воздвижение трех крестов на больную женщину, с другой. Ектения и пятидесятикратное «Господи, помилуй» на каждом из трех воздвизаний обязаны своим происхождением тому моменту, когда, по преданию, патриарх Макарий воздвизал Животворящий Крест, а народ взывал: «Господи, помилуй»; песнопения же, сопровождающие каждое из воздвизаний, говорят об обстоятельстве поочередного возложения крестов на больную женщину. В самом деле: в чине, когда иерей делает первое воздвизание Креста, лик поет стихиру, относящуюся не ко Кресту Господню, как к таковому, а к иному орудию его казни — «Поклоняемся, Христе, копию прободившему...» Равным образом при втором воздвизаний певцы поют стихиру, которая не относится непосредственно к Кресту Господню, как к таковому, но говорит вообще о значении для нас голгофских страданий Христа: «Просвети нас на Крест Твое восшествие...», и только при третьем воздвизаний мы слышим стихиру, в своем содержании непосредственно обращенную к животворящему древу — «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».
Проследим события обретения Креста Господня далее. Хотя историки об этом и не говорят, но должно с несомненностью полагать, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, по отыскании его оказался покрытым прахом. Надо думать, что он был тщательно очищен от этого праха, омыт, быть может, намащен благовониями, и потом предложен для целования присутствовавшим. Это все мы видим в древнейшем чине воздвижения.
Замечательно то, что упомянутые действия — омовение и намащение Креста благовониями и его целование — происходят в конце чина. Безусловно, в таком порядке протекали и обстоятельства обретения Креста Господня. Трудно допустить, чтобы патриарх Макарий, откопав три креста, сначала их очистил от праха, намастил, а потом стал возлагать на больную. Надо полагать, что это воздаяние благоговения животворящему древу последовало после того, когда была установлена его принадлежность Христу.
Итак, в самом раннем чине воздвижения Креста мы видим воспроизведение исторического события обретения Креста Господня и первого его воздвижения. Самое это историческое событие, таким образом, положило начало чину воздвижения.
Как долго существовал чин воздвижения Креста в том виде, как он описывается в канонаре VII века, то есть с употреблением трех крестов и трех воздвизаний, — неизвестно. По-видимому, употребление в чине воздвижения трех крестов в отдельных церквах имело место и в более позднее время, когда чин воздвижения получил вид, близкий к современному. В требнике XIII века, когда-то принадлежавшем Новгородскому Софийскому собору, говорится, что по окончании чина воздвижения Креста «поидет святитель в олтарь несый крест на плещи и с ним попове несуще кресты» (5). В Москве вынос из алтаря воздвизального Креста сопровождался изнесением запрестольных креста и образа Богородицы, о чем в чиновнике Успенского собора говорится: «И вземлют диаконы рипиды, а предельные попы образ Пречистые запрестольной меньшой да крест письмяной, а патриарх тогда кадит окрест престола по уставу. И по словословии как начнут пети Святый Боже и патриарх взем на главу и выносит крест честный на главе и пойдут северными дверми...» (6), Такая практика существовала здесь еще до средины XVII века, когда на поле данного чиновника появилась надпись «А носят один крест, образ Богородицын, и крест письмяной отставлен» (7).
Как видоизменялся чин воздвижения, почему исчезли в нем два креста?
Это обстоятельство, по всей вероятности, не было случайным и имело свои исторические основания. Известно, что в 614 году, когда персы опустошили Палестину и Иерусалим, и патриарх Захария был взят в плен, вместе с ним был унесен завоевателями в Персию и Крест Господень. По мирному договору, заключенному между персами и греками в 628 году, патриарх Захария был освобожден из плена, возвращен был и Крест Господень (8).
Путь Животворящего Креста, длившийся несколько недель, был непрерывным торжеством во славу Креста Господня. Всюду, где следовала процессия с Животворящим древом, совершались молебствия и поклонение Кресту Господню. По прибытии в Иерусалим, Святой Крест был торжественно водружен на прежнем месте, где он стоял до своего пленения. Празднование же этого события было установлено на 14 сентября,— второй день после дня обретения Креста Господня святой Еленой (9).
Празднование двух разных событий из истории Креста Господня в два дня, следующие непосредственно один за другим, послужило к отождествлению этих событий в сознании людей, так что 14 сентября стало праздником и обретения Креста и его возвращения. Обстоятельства же, какими сопровождалось последнее из событий, то есть возвращение Святого Креста из персидского пленения, будучи в памяти людей более свежими, чем имевшие место 300 лет тому назад, отразились на чине воздвижения Креста в сторону его изменения.
Два креста в чине исчезают, остается один, воздвигаемый уже не на три стороны, а на четыре. По Синайскому канонарию X века в конце утрени после Великого славословия священники восходили на амвон и пели тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Животворящий крест, Твоея благости...», «Днесь пророческое...» и «Точию водрузися древо креста Твоего...», причем каждый из этих тропарей повторял и народ, стоящий в храме. Во время пения последнего тропаря на амвон поднимался епископ в преднесении пред ним Креста. Епископ делал поклоны перед Крестом и воздвизал его на восток, юг, запад и север. Диакон не произносил никаких прошений, но вместе с народом пел на каждом воздвизании сто раз: «Господи, помилуй». Интересна одна деталь чина, касающаяся исполнения «Господи, помилуй». Канонарь указывает в каждой сотнице первые три раза «Господи, помилуй» петь протяжно, затем переходить на умилительный напев, а заканчивать сотницу «на крик». По исполнении четырех воздвизаний пели: «Вознесыйся на Крест волею...» Этот тропарь исполняли многократно, пока совершалось целование Креста (10).
Указание Синайского канонаря петь «Господи, помилуй» сначала медленно, потом умилительным напевом, а затем кричать на первый взгляд может показаться странным. Но вспомним то мощное «Воистину воскресе», которое, словно волна, прокатывается под сводами храма, когда иерей в пасхальную ночь приветствует нас словами: «Христос воскресе». Можно полагать, что и в столь своеобразном исполнении в чине воздвижения Креста «Господи, помилуй» лежала своя традиция, возникшая из тех религиозных оваций, какими сопровождалось шествие Животворящего древа из персидского пленения в Иерусалим.
Итак, события возвращения Креста Господня дали свое отражение в чине воздвижения. Последний принимает новый вид, отличный от того, какой излагался в Иерусалимском канонаре VII века. Употребление одного креста, воздвизание его на все стороны, значительное увеличение количества раз «Господи, помилуй», сравнительно с более ранним чином,— вот его основные черты.
В этом новом порядке чина разумеется были свои частности, имевшие значение местных особенностей. Так, если Синайский канонарь указывает совершать воздвизания на восток, юг, запад и север, то есть «посолонь», то в других памятниках указывается крестообразный порядок воздвизаний, то есть на восток, юг, север и запад (11). Другие памятники указывают не четыре, а пять воздвизаний, и опять же в разном порядке: иные на восток, юг, запад, север и восток (12), иные на восток, север, запад, юг и снова на восток, то есть «против солнца» (13). В некоторых уставах каждому из воздвизаний предшествует особое прошение, произносимое диаконом, а после каждого воздвизания пение особого тропаря (14).
Чин воздвижения Креста, как он излагается в Синайском канонаре X века, может быть назван общепринятым. Наряду с этим в XI и последующих столетиях, вплоть до XV, наблюдаются попытки к некоторому изменению его применительно к местным условиям и реальным возможностям его отправления. В одних случаях эти изменения следуют в сторону усложнения чина. Интересен в этом отношении чин воздвижения по Дрезденскому списку устава святой Софии Константинопольской. В храме святой Софии Крест до пения Великого славословия находился в катихуменах — помещении, расположенном в западной части храма. Во время пения славословия патриарх шел в катихумены, кадил там Святой Крест и целовал его. Скевофилакс — должностное лицо, близкое современному ключарю, поднимал Крест и в преднесении свечей вносил его в храм. Патриарх шел перед Крестом и кадил. При входе процессии в алтарь, ее встречал здесь архидиакон с Евангелием. Находившиеся в алтаре священнослужители совершали поклонение Кресту и ключарь, в преднесении свечей и в предшествии патриарха, выносил Крест на амвон, в то время как хор пел: «Спаси, Господи, люди Твоя...» Крест полагался на амвоне на серебряном столике. Патриарх совершал перед ним три поклона и, взяв честный Крест, обращался на восточную сторону и воздвизал его. В это время диаконы, стоящие на ступеньках амвона, возглашали с народом: «Господи, помилуй» и пели его сто раз. Патриарх благословлял трижды Престол к востоку и обращался к южной стороне и, воздвизая Крест, так же трижды благословлял им. Потом так же он воздвизал Крест, обратясь к западу, а потом на северную сторону и снова обратясь к востоку. После этого пятого воздвизания и исполнения пятой сотницы «Господи, помилуй» певцы пели тропарь, глас 6: «Днесь пророческое исполняется...» Патриарх садился на кресло и отдыхал. Ключарь же относил Крест в алтарь и, по целовании его всеми находящимися там, снова приносил его на амвон. Патриарх еще совершал пять воздвизаний, с той разницей, что на каждом из них пели: «Господи, помилуй» не по сто, а по восемьдесят. После этих пяти воздвизаний Крест полагался для целования молящимся, в то время как хор пел тропарь, глас 6: «Токмо водрузися древо...», а патриарх отдыхал. После целования народом Креста патриарх в третий раз совершал пять воздвизаний, из которых на каждом пели: «Господи, помилуй» по шестьдесят раз. Затем ключарь нес Крест впереди патриарха в алтарь и полагал его на Престоле, в то время как хор пел: «Вознесыйся волею...» В алтаре патриарх немного отдыхал и затем начинал литургию, без антифонов и ектений, прямо с пения «Кресту Твоему...» Ключари омывали Святой Крест теплой водой и отирали полотенцами. Вода и полотенца, как святыня, отсылались затем во дворец императора, а Крест полагался в алтаре же на особом столе (15).
Итак, константинопольский чин воздвижения, как он изложен в Дрезденском списке устава Великой Церкви, имел не пять, а пятнадцать воздвизаний, сопровождавшихся пением «Господи, помилуй» в количестве 1200 раз. После первой и второй пятерицы воздвизаний Крест полагался для целования.
Сложный со стороны своего церемониала и насыщенный пением чин воздвижения, как он излагается в Дрезденском списке, мог быть исполняем в таком храме, как собор святой Софии, где был многочисленный штат священнослужителей и искусных певцов, или в храме святой Софии Солунской, славившемся своим прекрасным пением. В одном из греческих типиконов XIV века по поводу количества раз пения «Господи, помилуй» в чине воздвижения сказано: «Должно знать, что «Господи, помилуй» в городе (Солунь) в церквах и монастырях поется на пятом воздвизаний 50 раз, а во святой Софии Солунской 1271 раз» (16). Почему во святой Софии Солунской пели: «Господи, помилуй» именно 1271 раз — объяснить невозможно, но из данного замечания типикона ясно лишь то, что в этом храме были налицо особо благоприятные условия для выполнения уставного указания, то есть имелись искусные певцы, способные точно исполнять столь продолжительное пение.
В других храмах, где, наоборот, не было даже тех возможностей для воздвижения Креста, какие предполагаются в чине Синайского канонаря X века, то есть с пением четырех сотниц «Господи, помилуй», Крест воздвигался упрощенным чином. В одном сербском уставе XIV века говорится: «Изыдеть попь нося честное древо и станет посред церкве поклониться к востоку знаменая люди крестомь. Такожде на десно и на лево, на западь поюще Спаси Господи люди своя и положать кресть на целование. Певцы же поют Кресту твоему» (17). Вот весь чин. В нем только четыре осенения Крестом: на восток, юг, север и запад, и нет ни диаконских прошений, ни пения «Господи, помилуй». Осеняющий Крестом иерей сам в это же время поет: «Спаси, Господи...» Певцы же поют: «Кресту Твоему...» после того, как Крест будет положен для целования.
В одном из грузинских уставов XI века излагаются два чина воздвижения. Первый чин в общих чертах сходен с чином Синайского канонаря X века. В нем нет диаконских прошений, но есть пять воздвизаний и, соответственно им, пять сотниц «Господи, помилуй». Другой чин имеет в начале несколько тропарей и три паремии, после чего следуют пять воздвизаний с пением пяти сотниц «Господи, помилуй», также без диаконских прошений. Предложив, таким образом, два чина, очевидно, из соображений реальных возможностей их отправления на местах, устав обращается со знаменательными словами: «Святые Божии! На Святой горе и в прочих славных монастырях воздвижение Креста совершается по вышеописанным чинам; вы же воздвигайте его как хотите» (18).
Многообразие чинов воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения Креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения. Это видно из содержания службы праздника Воздвижения Креста Господня. Ее песнопения содержат многократные упоминания о предстоящем воздвижении Креста, как бы подготовляя этим верующих к великому торжеству. Уже первая стихира на «Господи воззвах», на малой вечерне, начинается словами: «Крест возносится...» Наступает великая вечерня, и первая стихира праздника нам говорит: «Крест воздвизаем, на нем вознесенного страсть пречистую Пети повелевает твари всей...» То же самое мы слышим в словах второй стихиры. Называя крест похвалой верных, утверждением страдальцев, удобрением апостолов, поборником праведных и спасителем всех преподобных, Церковь говорит: «...тем тя воздвизаема, зрящи тварь веселится». На вечерней литии Церковь опять напоминает нам, что «днесь Крест воздвигается». И чем ближе становится желанное явление верующим Креста, тем сильнее звучит призыв Церкви к молитвенному и радостному созерцанию воздвигаемой святыни: «Крест воздвигается...», «Крест пресвятый на высоту возносим является днесь...», «Днесь происходит Крест Господень...» Чин воздвижения Креста является своего рода кульминацией праздничного богослужения, подобно тому, как великое водоосвящение составляет центральный пункт богослужения праздника Богоявления Господня, или как молитвы о наитии Святаго Духа, читаемые на вечерне в праздник Пятидесятницы, составляют особенность богослужения этого праздника. Один из виднейших древнерусских литургических деятелей, святитель Киприан, митрополит Московский, в поучении к новгородскому духовенству писал: «А на воздвижение честнаго Креста во всякой церкви, по всей земле, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу честного и животворящего Креста» (19). Очевидно, из этого обстоятельства происходит самое название праздника Воздвижения Креста Господня всемирным.
Рассматривая историю чина воздвижения, нельзя обойти молчанием указание современного типикона по этому поводу: «Аще ли же не в соборных храмах, и воздвижение креста не бывает, точию поклонение кресту, яко же указано в неделю 3-ю святых постов», ибо это указание находится в противоречии со сказанным выше.
Здесь, прежде всего, надо заметить, что этого указания ни в одном рукописном уставе, как греческом, так и славянском, ни в печатных изданиях типикона 1610, 1633, 1641 годов, не имеется. Нет его и в современном греческом типиконе. В последнем, напротив, после изложения чина воздвижения имеется примечание: «Должно знать, что такой чин воздвижения креста бывает в великой церкви, если случится праздновать в ней архиереям. Когда же нет патриарха или архиерея, то иерей совершает воздвижение, как в прочих приходских церквах» (20).
Известно, что в условиях турецкого владычества, при частой смене патриархов, Константинопольская Церковь нередко вдовствовала. В Константинополе иногда не оказывалось архиерея, так что временное управление Церковью поручалось епитропам, то есть наместникам из состава местного клира. Устав, учитывая возможность такого бедственного положения, не отменяет чин воздвижения, а велит совершать его в патриаршем соборе тем порядком, каким он совершается во всех приходских храмах, подчеркивая тем самым повсеместное его отправление.
Приведенное выше указание нашего типикона о совершении чина воздвижения только в соборных храмах появилось впервые в издании 1682 года. Откуда могли заимствовать справщики типикона это указание, а если они сами изобрели его, то что было причиной к внесению его в типикон? Свет на этот вопрос проливает рукописный устав бывшей Синодальной библиотеки № 391/335, относящийся к началу XVII века и со стороны содержания своего, вместе с общецерковными установлениями, отражающий местные богослужебные порядки разных монастырей: Троице-Сергиевой Лавры, Иосифо-Волоколамского, Кирилло-Белозерского и других. В этом уставе по поводу чина воздвижения креста замечено: «О крестном воздвизании указ. В соборных храмах указ бывает, воздвижение кресту ежегодно, а в прочих храмах не в соборе где ино аще точию прилучится праздник сей в субботу или в неделю, тогда бывает воздвизание креста, а не по вся годы» (21). Этот указ еще не содержит запрещения вовсе не совершать чин воздвижения креста в несоборных храмах, он только ограничивает его отправление субботой и воскресеньем — «аще точию прилучится праздник сей в субботу или в неделю». Условный характер этого ограничения естественно вызывает вопрос: «Почему в субботу или в воскресенье в несоборном храме можно совершать чин воздвижения, а в прочие дни недели нельзя?»
Обращаясь к греческим уставам, мы там находим в службе Воздвижения Креста Господня упоминание о субботе и воскресении, но в ином духе. Уставы говорят, что перед воздвизанием иерей крестовидно кадит аналой с Крестом и, совершив три земных поклона, хотя бы это было в субботу или в воскресенье, затем берет честный Крест и, став перед святыми вратами лицом к востоку, совершает первое воздвизание (22).
Данное указание греческих типиконов касается собственно совершения поклонов. Известно, что каноны церковные запрещают делать в субботу и в воскресенье земные поклоны, даже в период великого поста. Как же поступать в праздник Воздвижения Креста Господня, если он совпадает с субботой или с воскресеньем? Если не делать поклонов, то это будет противоречить идее праздника и песнопению «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», если же, наоборот, делать поклоны, то не будет ли это нарушением церковных канонов?
Этот вопрос, естественно, интересовал греческих уставщиков и получил свое разрешение в приведенном выше указании совершать поклоны Кресту вне зависимости от дня, в который случится праздник Воздвижения. Но самое изложение этого указания с частым повторением союза «и» — «и кадит иерей крестообразно, затем, сотворив три земных поклона, и если есть суббота или неделя, и взяв честное древо» — несведущим в области древне-церковной богослужебной дисциплины переводчиком было понято как указание совершать чин воздвижения только в том случае, если праздник совпадает с субботой или воскресеньем.
Понимая так данное указание греческого типикона, и столкнувшись с фактом совершения чина воздвижения во всех церквах во все дни седмицы, он пришел к заключению, что чин воздвижения следует совершать в безусловном порядке только в соборах, а в прочих церквах лишь при совпадении праздника с субботой или воскресеньем. Появился указ: «В соборных храмех указ бывает воздвизание кресту ежегодно, а в прочих храмех, не в соборе где ино аще точию прилучится праздник сей в субботу или в неделю. Тогда бывает воздвизание кресту, а не по вся годы». Вполне возможно, что это указание внесло расхождение в богослужебную практику, и если в одних храмах продолжали совершать чин воздвижения ежегодно, то в других стали отправлять его лишь при совпадении праздника с субботой или воскресеньем.
Справщики типикона 1682 года в данном направлении пошли дальше. В их задачу не входило редактирование богослужебных чинопоследований под углом установления исторической истины. Поводом к исправлению типикона, как видно из предисловия к нему, служили «многия разности и несогласия... и оттого смущение и во храмах Господних бываемая молва. Зане всюду постиже самочиние и своеволие... и кто в коем монастыре или церкви навыче какового чина, тако и в присутствуемых местах творити тщится». Короче говоря, в задачу справщиков типикона 1682 года входило положить конец разнообразию богослужебных порядков и ввести единство чина. Это они и делают, исключая или изменяя то, что кажется им противоречащим единству богослужения, в частности в отношении чина воздвижения креста, устанавливая его совершение только в соборах и безусловно отменяя его в несоборных церквах.
Н. Успенский, профессор Лен. дух. академии
Примечания
1. К. Кекелидзе, прот., Иерусалимский канонарь VII в., Тифлис, 1912, стр. 24.
2. К. Кекелидзе, прот., Иерусалимский канонарь VII в., стр. 130—131.
3. Книга I глава 17. По Созомену (кн. 11, гл. 1), кроме исцеления больной был воскрешен умерший.
4. Книга II, глава 1.
5. Ркп Ленинградская государственная публичная библиотека, шифр. Соф. № 1056, л. 91.
6. Голубцов, Чиновники Московского Успенского собора, стр. 154.
7. Там ж е.
8. Ф. И. Успенский, акад., История Византийской империи, стр. 679, 680, 704.
9. Римско-Католическая Церковь празднует обретение Креста Господня св. Еленой 3 мая, и Ассемани утверждает эту дату, как подлинную (Kalendaria ecclesiae universae, J. 232). Этой точки зрения держался автор Полного месяцеслова Востока, преосв. Сергий, который объяснял перенесение Восточной Церковью праздника Воздвижения с 3 мая на 14 сентября тем, что празднование в мае «приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовалось со светлой радостью этих дней» (т. II. 375). Но Сильвия Аквитанка (конец IV века), «Путешествие ко святым местам», которой не было известно названным ученым, пишет: «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, то есть на том месте, где Господь воскрес после страданий, и сама посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью» (Прав. пал. сб., 20 вып., стр. 171). Из приведенных слов Сильвии Аквитанки видно, что св. Елена приноровила освящение храма Воскресения ко дню обретения Креста Господня. Следовательно, это было 13 сентября, когда вспоминается обновление храма.
10. А. А. Дмитриевский, Тупиха, т. I, стр. 196—197.
11. А. А. Дмитриевский, Тупиха, т. III, стр. 200.
12. А. А. Дмитриевский, Древнейшие патриаршие типиконы, стр. 282—289.
13. К. Кекелидзе, прот., Литературные грузинские памятники, стр. 233.
14. Тупиха, т. I, стр. 902—903.
15. А. А. Дмитриевский, Древние патриаршие типиконы, стр. 282—289.
16. Тупиха, т. 111, стр. 200.
17. Там же, стр. 484.
18. К. Кекелидзе, прот., Литургические грузинские памятники, стр.233.
19. Русская историческая библиотека, т. VI, ст. 237.
20. Типикон Великой Христовой Церкви, Афины, 1913, стр. 75.
21. Горский, Описание рукописей Московской синодальной библиотеки, Отдел III, часть 1, стр. 334. 22. Тупиха, т. III, стр. 352.