Живое Слово веры
Сентябрь 12th 2015 -
Мария Горская
Опыт приходского катехизатора
Однажды мне довелось присутствовать на огласительной беседе, проводимой штатным катехизатором храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском Александром Даровских. Когда в начале встречи он спросил собравшихся, читали ли они Евангелие, в помещении, где находилось около пятнадцати человек в возрасте 25-50 лет, повисла неловкая тишина. Тогда стало понятно, как непросто нести Слово Божие современным людям. Я попросила Александра рассказать о своем опыте катехизического служения.
Уроки для взрослых
Мой стаж как прихожанина насчитывает более двадцати лет, десять из них являюсь алтарником. Огласительные беседы мне поручили проводить год назад. Беседы ежедневны, и на них постоянно приходят новые люди. Я провожу только одну обязательную беседу с теми, кто желает креститься, и с будущими крестными родителями, следующую беседу уже проводит священник.
Александр Даровских
Возраст слушателей самый разный, но чаще всего это молодежь, потому что обычно родители берут в восприемники ребенку своих друзей-сверстников. Однажды пришел восьмидесятилетний мужчина, потерявший жену. Она была крещена, и вдовец тоже решил креститься. Посещая беседы, этот человек начал читать Евангелие, и ему это показалось так интересно, что он начал бывать на заседаниях приходского евангельского клуба. Приходят порой пожилые женщины, которых подруги уговорили принять крещение. С ними, конечно, нужно вести беседы несколько иным образом, чем с молодежью или людьми среднего возраста.
Приходят люди невоцерковленные, которые чаще всего в храм заходили всего пару раз – свечки поставить. Иногда совсем неверующие, к сожалению.
Готовясь к встречам, в самом начале я слушал наших приходских священников, потом стал читать книги известных современных миссионеров, например, митрополита Антония Сурожского, или тех, кто уже прославлен Церковью в лике святых, чтобы набраться опыта и понять, что главное в беседе с человеком на оглашении. Выработал свой алгоритм диалога, выделив опорные тематические точки, способные вызвать у человека живой интерес.
Этим летом у нас были месячные курсы для миссионеров-катехизаторов, организованные МДА в Новоспасском монастыре. Там не только преподавались богословские предметы, но и происходил живой обмен опытом. Пригласили, например, человека, который занимается катехизацией уже тридцать с лишним лет. Он дал маленький мастер-класс, раскрыв много полезных секретов.
Alter и ego
Прежде всего, я пытаюсь выявлять среди пришедших на беседу людей тех, у кого уже есть какой-то духовный опыт, часто не связанный с христианством. Важно понять, готов ли человек отказаться от своих заблуждений. Случались конфликты с людьми, которые гордо отказывались от согласия с учением Церкви, считая, что они сами знают лучше и больше. Одна женщина на мой вопрос по поводу того, почему она не читает Евангелие, ответила: «Мне не нужно это, я напрямую с Богом общаюсь – медитирую». Мы с батюшкой пытались объяснить, что это ложный путь, она не соглашалась. В конце концов, обругала нас и ушла. Крестной она, конечно, быть не могла.
Если человек уже верует в Бога, он будет стремиться к общению с Ним. Тогда все вопросы легко разрешаются и проясняются. Сложно, когда человека выбирают крестным, но он, будучи крещеным, в Бога не верит или верит по-своему и упорно пытается за это держаться. Тут могут быть конфликты.
Однажды к нам пришла семья, где глава – корнями мусульманин, но сам давно не следует предписаниям ислама. Жена его – христианка, и он решил крестить своих детей. Такие случаи нередки. Здесь я видел свою задачу в том, чтобы рассказать о богатстве нашей веры, об отличии Православия от ислама. Не агитировать в лоб, а показать преимущества следования за Христом, чтобы человек мало-помалу сам захотел к Церкви присоединиться.
Иногда приходят армяне, которые тоже не могут выступать крестными. Не все из них понимают, в чем отличие православной веры от ереси монофизитов. Я пытаюсь объяснить, самыми простыми словами рассказать о разнице в почитании Сына Божия у нас и у них. В подобных случаях многое зависит от того, решится ли человек отойти от своих семейных традиций.
Главная тема
Обычно проводимая мной беседа посвящена понятию христианской веры, спасения, церковным Таинствам. Первый вопрос, который я задаю людям, особенно тем, кто Евангелие не читал, – о смысле их жизни. После ответа, обычно основанного на вполне житейских представлениях о семье, детях, благополучии, объясняю, что подлинная цель нашего жизненного пути – единение с Богом. Говорю о необходимости чтения Евангелия и о евангельских заповедях, о понимании воли Божией, о молитве «Отче наш». Каждая из этих тем очень обширна и позволяет упомянуть о многом. Я еще объясняю людям смысл добровольной жертвы на храм, чтобы они понимали, что у нас в Церкви Таинства не за деньги, но Господь ждет от них участия в жизни приходской общины. Самое главное, чтобы люди почувствовали связь сказанного со своей повседневной жизнью.
Если по ходу общения возникают вопросы, можно немного углубиться в детали. Однако я стараюсь придерживаться своего плана, где на каждую тему отведен определенный временной промежуток. Должен быть отклик слушателей, что можно понять по их реакции, по глазам, по вопросам, которые звучат.
Самый непростой вопрос мне был задан по поводу Евангелия, где Господь призывает не заботиться о завтрашнем дне. Тема очень сложная для современных людей, озабоченных и даже измученных тревогой за будущее. Они обычно ищут ответ на уровне рационального, а здесь возможен ответ только на уровне веры.
Обычно я дежурю по воскресным дням в качестве приходского консультанта. Порой слушатели приходят ко мне в это время, обращаясь за разрешением своих личных вопросов. Великим постом, например, приходили женщины, у которых возникали конфликты с мужьями по поводу празднования 8 марта. Радует, когда вижу в храме на службах людей, начинающих потихоньку воцерковляться после наших бесед. Пусть это малый процент от всех, кто посещал беседы, но я и такому рад, потому что знаю: у каждого человека – свой путь к встрече с Богом.
Источник: Православная Москва
Метки: катехизация