«Христианская проповедь в Европе». Светлый вечер с Тимофеем Китнисом (08.02.2016)
Апрель 1st 2016 -
А. Митрофанова
— Покровительница Парижа, да.
Т. Китнис
— Связана с обращением Хлодвига, короля франков, который действительно принимает Христа в 496 году, крестится. И вот именно с этого момента франки и бургунды, дети Хлодвига и Клотильды, вот это огромное пространство современной Франции и Германии до Рейна становится тем плацдармом, куда и приезжают миссионеры для того, чтобы просвещать все другие варварские народы. Поэтому то, что принесет современное переселение народов, покажет, наверное, будущее. Я думаю, что каждая культура, в том числе и религиозная, должна доказать свою жизнеспособность просто самим фактом своего существования. Если, как вот, если вспомнить евангельскую притчу… То есть соль имеет свою силу или нет.
А. Митрофанова
— Да. А если не имеет, то…
Т. Китнис
— Если не имеет, то, ну, хорошо — не придут одни беженцы, придут другие. Придет еще кто-нибудь. В конце концов, сама эта культура и без… если она не имеет никакого фундамента в настоящий момент, или она слабеет, она сама по себе исчезнет. Поэтому тут вопрос не в беженцах, а вопрос в том, насколько христиане готовы защищать и оставаться христианами.
А. Митрофанова
— Давайте сейчас тогда вернемся к христианам, которые сумели в свое время это доказать, да.
Т. Китнис
— А давайте вот перейдем… Которые сумели… Да, вызов своего времени. И, как я уже говорил, уже в конце V века современная Франция (ну, тогда этой страны не было), франки принимают Христа и становятся тем плацдармом… Париж тогда становится тем городом, куда приезжают миссионеры не откуда-нибудь, а, в основном, из Англии и Ирландии.
А. Митрофанова
— А почему?
Т. Китнис
— А дело в том, что ирландская и кельтская церковь — кстати, Ирландия просвещена была святым Патриком еще в IV веке — стяжала очень такие к тому времени основательнейшие традиции христианской и, прежде всего, монашеской жизни. Египетского монашества… Вот в то время, в VI-VII веках был расцвет вообще в Ирландии и в Англии (в Нортумбрии особенно) монастырей, которые производили, ковали миссионерские кадры. И вот один из них, святой Виллиброрд, рождается в 658-м году, в VII веке, когда все-таки значительная часть Европы находится под влиянием варварских народов. И он… Это, кстати, замечательный человек. Надо немножко сказать, пару слов, откуда он.
А. Митрофанова
— Обязательно.
Т. Китнис
— Он из Нортумбрии — это территория современной Англии. Рождается в семье действительно благочестивых родителей, которые хотели, чтобы сын — такое тогда бывало очень часто — избрал себе вот жизнь монашествующую. И отдали его в монастырь. С семи лет отдали мальчика на обучение в монастырь.
А. Митрофанова
— Ничего себе!
Т. Китнис
— Кстати, (нрзб.)…
А. Митрофанова
— То есть, это было, фактически, решение родителей за него?
Т. Китнис
— Ну, родители решают, отдавать мальчика в музыкальную школу, конечно, или не отдавать, да? (Смеется.)
А. Митрофанова
— Ну, и за девочек тоже решают — (нрзб.) не отдавать, да-да!
Т. Китнис
— А дальше человек сам выбирает, когда вырастает. Кстати, когда людей отдавали в монастыри в то время, это вовсе не означало, что они…
А. Митрофанова
— …станут монахами, да.
Т. Китнис
— …(нрзб.). Они просто получали определенную школу, в том числе духовную. Это никому еще не мешало. Но в данном случае, что касается святого Виллиброрда, он действительно избирает путь, путь совершенно такой вот особый, путь служения монашеского. Более того, в то время… Видите, для каждого времени, в том числе и времени христианства, когда… В первые века, к примеру, в христианстве какой был самый почитаемый подвиг? Разумеется, подвиг мученичества. И там был отдельно подвиг отцов-апологетов. А в то время, опять же, отвечая на вызов времени, появляется очень интересный подвиг, который называется «пелегрино».
А. Митрофанова
— То есть паломничество?
Т. Китнис
— Паломничество, да. Но оно имело в то время совершенно иное значение. Пелегрино — это как странствие ради Христа. Когда человек оставляет свою землю, уходит в неизведанные, дремучие леса, в очень неизвестную ситуацию абсолютно, очень опасную подчас ситуацию для того, чтобы проповедовать, а часто и умереть от совершенно незнакомых людей, которые далеко не будут ему благодарны, что он к ним пришел, что-то вот рассказал, о чем-то проповедует.
А. Митрофанова
— Это так называемые странствующие епископы, да? То есть человек довольно высокого уровня и просвещенности, и в сане, и при этом он не имеет постоянной крыши над головой, не имеет своей кафедры, ходит из города в город.
Т. Китнис
— Так были миссионеры, и епископы таковые были, да. Вот как раз святой Виллиброрд — он не только подвизался на территории Англии, но и потом переезжает к Эгберту в Ирландию. Это был очень известный в то время учитель, миссионер. Он, опять же, готовил миссионерские кадры. Очень интересно, что Виллиброрд был среди двенадцати — видите, даже как по числу апостолов…
А. Митрофанова
— Да, по числу!
Т. Китнис
— …среди двенадцати таких вот миссионеров, которые высадились в устье Рейна для того, чтобы проповедовать среди фризов. Фризы — это народ, который достаточно давно занимал территорию современной Голландии, Бельгии, значительной части Северной Германии. Они были очень искусные мореходы, но жили внутри континента. Даже море в то время называлось «фриски»(?) – вот лучшие корабли делали даже в Фризии(?).
А. Митрофанова
— Это которое море?
Т. Китнис
— Северное море.
А. Митрофанова
— Северное море называлось «Фриски». Ага.
Т. Китнис
— И вот Виллиброрд высаживается в 690 году в устье Рейна и идет не куда-нибудь, а сначала наносит визит Пепину Геристальскому. Это один из франкских мажордомов. Тогда у Франции, среди франков была очень интересная цивилизация. Была эпоха «ленивых королей», когда вместо короля правил его мажордом, управитель дома. И такая интересная ситуация сложилась, что была параллельно королевская династия Меровингов…
А. Митрофанова
— Выгорание!
Т. Китнис
— Выгорание, да! (Смеется.) А рядом, параллельно, существовала династия как раз мажордомов. И вот к мажордому, который все и решал, и направился Виллиброрд, который обеспечил ему возможность встретиться с папой Сергием. Кстати, папа Сергий был антиохиец, сириец по национальности, и он именно благословил Виллиброрда на деятельность, и да, он становится странствующим епископом. То есть тогда епископскую кафедру… Как бы говорили примерно так: «Ну, вот иди к фризам — вот тебе и кафедра там». (Смеется.)
А. Митрофанова
— А, вот так вот? А дальше — как придется, да?
Т. Китнис
— А дальше — как придется.
А. Митрофанова
— Сумеешь построить — будет тебе кафедра и храм. Не сумеешь…
Т. Китнис
— Так что, конечно, миссионерский труд — это вещь совершенно особая. Святой Виллиброрд был в очень сложной ситуации. Дело в том, что он как бы пришел со стороны франков. Франки — христиане, фризы — язычники, а их правитель Ратбод находится в перманентном конфликте с франками. То есть мало того, что он приходят к людям другой культуры, других традиций языческих — он просто приходит на вражескую территорию. Его просто воспринимают как в буквальном смысле слова врага, который пришел с чужой территории. Тем не менее, он селится и ведет миссионерскую деятельность, совершает миссионерские поездки — сначала в приграничных районах. Кстати, с самим Ратбодом тоже пытается вступить в контакт, но тот резко отвергает Христа, хотя, это можно видеть из деятельности святого Вильброрда, его он как раз уважает.
А. Митрофанова
— Слышит. Слышит, во всяком случае.
Т. Китнис
— Его уважает и, скрипя зубами… Ну, некоторые считают — потому, что на тот момент Ратбод находился в таком… Он получил по рукам, и у него было перемирие с франками, и он вынужден разрешить деятельность в каком-то смысле Виллиброрда. И тот начинает действовать.
А. Митрофанова
— Историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис сегодня в программе “Светлый вечер” на радио “Вера”. С Вами также Алла Митрофанова. Мы вернемся в студию буквально через минуту.