Урожай молитвы
Март 13th 2015 -
Священник Алексий Мороз
Советы священника земледельцам
Есть такая поговорка в народе: «Без Бога ни до порога». Земледелец это чувствует куда лучше, чем горожанин. Он может приложить уйму стараний вскопать, посадить, ухаживать за посадками — но если не будет Божьего благословения и наступит засуха, то все труды окажутся напрасными. Если же дожди будут чрезмерно частыми, то, опять, все труды погибнут. Сельский житель всегда видел свою нужду в помощи свыше и благословении Господнем, и потому вовсе не удивительно, что самая крепкая вера была в крестьянстве.
ПОЧЕМУ НЕ ХВАТАЕТ ПРОДУКТОВ?
Испокон века люди все делали с молитвой и по благословению Церкви. Крестьянин обращался к богу в начале своего трудового дня и после работы. В случае, если долго не было дождя, выходили на поле вместе со священником и служили молебен о даровании дождя. И, как правило, священник, выходя из дому на такой молебен, брал с собой зонтик, потому что знал: после всенародной молитвы дождь обязательно пойдет. И, наоборот, когда шли частые дожди, читался особый молебственный чин, чтобы Господь даровал ведро — хорошую солнечную погоду.
Особые молебствия были установлены Церковью по многим хозяйственным поводам. Батюшку приглашали освятить избу, совершить молебен на копание колодца, благословить рои пчелиные, стадо и во многих других подобных случаях. На каждый свой шаг крестьянин просил у Бога помощи, и Господь благословлял урожай. Голод в России до революции случался крайне редко. Последняя сильная засуха была где-то в 60-х годах XIX века, а вот после революции сразу же начинается череда засушливых голодных годов: 1920, 1921, 1922-й и далее в 30-х и 40-х.
Некоторые утверждают, что у нас дела идут неважно, что мы просто не научились применять технику и удобрения. Вот-де на Западе все делают по науке, потому и получают хорошие урожаи. Но дело в том, что передовые западные технологии имеют и оборотную сторону, о которой говорится очень мало.
Мои знакомые недавно побывали в Голландии и видели знаменитые тепличные хозяйства. Помидорные кусты высаживаются не в землю, а в особые питательные растворы, в которых помидоры вызревают буквально на глазах всего за несколько дней. Химия заменила грунт, а круглосуточное освещение лампами дневного света — солнечные лучи.
Но можно ли назвать такие плоды помидорами? По сути, это не помидоры, ибо плод созревает отнюдь не чисто механически. Куст, который растет на обычной грядке, впитывает в себя все природные силы и, прежде всего, солнечную энергию, которая и несет человеку здоровье.
А что получает человек, поев такие насквозь искусственные помидоры? Многие родители, имеющие маленьких детей, наверняка скажут, что аллергия чаще всего случается у детей именно после импортных овощей и фруктов. Не наука руководит людьми в таких случаях, а жажда наживы. Для торговца главное, чтобы урожай доспел до товарного вида как можно быстрее, вот и выдумываются разные хитрости, чтобы обмануть природу.
Сейчас на Западе ведется много разговоров об экологической чистоте продуктов, но такие полезные продукты, выращиваемые в специальных хозяйствах, продаются по очень высоким ценам. Даже в странах, где уровень жизни достаточно высок, они доступны лишь небольшому слою наиболее обеспеченных людей.
А те овощи и фрукты, которые попадают к нам с вами на стол, являются наиболее дешевыми и потому менее качественными. Мы же удивляемся тому, что импортные яблоки и груши долго сохраняются, не портясь, и не задумываемся о том, что это «чудо» — тоже результат особой химической обработки. Чтобы съесть такой плод более-менее безопасно, необходимо срезать кожуру и верхний слой мякоти на большую глубину, а не то можно принять в себя изрядную дозу импортной химии, что потом приведет к различным заболеваниям.
СВЯТОСТЬ ТРУДА НА ЗЕМЛЕ
Господь всегда был на стороне трудолюбия и святого земледельческого труда. Подобно Ему, и Церковь Христова всегда ценила труд пахаря, молилась о «благоденственном и мирном житии», стремилась привнести в сельский быт ту духовную основу, которая освящает любое человеческое начинание и призывает на него благословение свыше. Вспомним: с древних времен у нас на Руси сельская жизнь именуется крестьянской (т.е. христианской). Вместе со святыми мучениками и отшельниками, святителями и воинами среди святых угодников Божиих есть немало благочестивых мирян — простых пахарей и скотоводов. В разное время они послужили Господу на земле, а ныне в жизни небесной молятся о наших духовных и земледельческих успехах. Да и как можно сомневаться в богоугодности и важности сельскохозяйственного труда, если от его плодов питается все человечество, получающее таким образом силы для труда и творчества во всех остальных областях своей жизни!
Было бы неверным сказать, что интерес к земле происходит из одних только духовных побуждений и романтики. Конечно же, человек работает на своем огороде затем, чтобы вырастить урожай и воспользоваться плодами. В наше трудное время такая прибавка к семейному столу бывает очень кстати и позволяет людям хоть как-то сводить концы с концами. Но все же не в одних только практических выгодах дело. Спросите у любого огородника, что заставляет его отдавать своему хозяйству все свободные вчера и выходные? Он наверняка скажет, что получает от земледельческой работы внутреннее удовлетворение и даже радость, хотя бы эта работа и была трудна порой. А как объяснить это чувство? Да просто человек вернулся в круг вещей, назначенный ему Создателем. В душе, измотанной противоречиями и суетой повседневной жизни, возник островок мира и спокойной целостности. Человек при этом получает новые силы и, если хотите, творческое вдохновение. Да-да, именно творческое вдохновение! Сельский труд, ведение хозяйства — это по-настоящему творческие задачи. Поинтересуйтесь у хорошего хозяина, как использует он свои скромные шесть соток, и он расскажет вам, как год от года совершенствовал расположение грядок и посадок, узнавал что-то новое о растениях и правилах ухода за ними! У него наверняка отыщется масса интереснейших планов на будущее! Чем же это не творчество?! Да в таком творчестве больше правды и реальных успехов, чем у самого видного политика, актера или художника. Всякий труд познается по плодам, а плоды земледельца, в отличие от прочих упомянутых «творцов», просты и очевидны. Поэтому вовсе не будет удивительным, если Господь явит большую милость к тому человеку, который, по слову апостола Павла, прожил время своей жизни по-божески, делая свое дело и вкушая хлеб не даром. И милость посетит его не только в земной жизни, но, важнее всего, и в мире загробном.
Когда человек становится верующим, он как будто отыскивает внутри себя зерно правды и, отыскав, хочет поступать по ней, построить по этой правде всю свою жизнь. Не удивительно поэтому, если его начинает тянуть к природе, привлекать земледельческий труд. Начав работать с землей, даже неверующий человек как будто размягчается душой; он видит удивительную целостность и премудрость окружающего его мира и через это постепенно приходит к выводу о существовании Творца.
КОМУ ГОСПОДЬ ДАЕТ УРОЖАЙ
Особое попечение Божие о благочестивых людях бывает часто заметно и в обычных и житейских делах и заботах. Я уже более 10 лет служу на селе и знаю множество случаев, когда рядом находятся два огорода и на одном картошка растет хорошо, а на другом — нет. Первый принадлежит благочестивой старушке, а второй -пьянице и безбожнику. И вот этот пьяница приходит как-то ночью на соседский огород воровать. Копает и удивляется, до чего у старухи картошка хорошая и крупная. Подобные случаи известны и из истории. До революции в России наиболее передовыми были монастырские хозяйства. На Соловках, в двухстах километрах от Полярного круга, в теплицах монахи выращивали дыни и арбузы, а на Валааме в открытом грунте росли и плодоносили груши и вишни. Много трудов прикладывали монахи к этому благолепию, но одним человеческим усердием такие поразительные агрономические достижения не объяснишь — такие чудеса ничем другим, как особой помощью Божией, не даются.
А после того, как большевики разорили монастырь, не раз пытались новые мирские поселенцы восстановить былое процветание, да не тут-то было. Не дал Господь благословения на их труды, и садов на Валааме не стало.
Сейчас, когда после 70-летнего перерыва начали возрождаться на Руси православные обители, Господь снова являет в них дивные знамения Своей помощи. Паломники, приезжающие из Оптиной Пустыни, рассказывают о настоящих агрономических чудесах, происходящих на монастырских угодьях. Пшеничные поля, принадлежащие монастырю, сеются и обрабатываются точь-в-точь так же, как соседние совхозные, но даже неискушенному взгляду явно заметно, насколько пшеница на них выше и крепче, чем совхозная. Спрашивали монахов: в чем секрет? Наверно, как-то по-особенному ухаживаете? Да нет, — отвечали те, — и без того дел в монастыре невпроворот, где уж тут ухаживать по-особенному. Разве что начали работу с молебна, окропили поле святой водой, да не забываем просить помощи Божией в своих ежедневных молитвах — вот и дает Господь урожай. Такие вот земледельческие секреты. Так сказать, передовая монастырская молитвенная технология. А чудеса эти — урок всем. Станем и мы относиться к себе и к природе по-христиански — будет благословение и на наши поля и огороды.
Да, необходимо испрашивать у Бога благословение на то, что делаешь, но дело само собой за тебя не исправится! Это в сказках все «по щучьему веленью, по моему хотенью» получается, а в реальной жизни необходимо прикладывать ко всем делам и физические, и молитвенные усилия, ибо молитва — тоже есть труд, и труд нелегкий. Человек просит у Бога благословение на свою работу, Господь дает ему силы на ее исполнение, а делает свое дело человек сам. Это и есть со-трудничество, со-работа двух сил: божественной и человеческой. Только в таком случае дело принесет успех и будет увенчано благодатным плодом.
О РАБОТЕ В ПРАЗДНИКИ
Сельскохозяйственными работами и работой по дому стараются не заниматься в воскресные дни и основные праздники, установленные Православной Церковью. К ним относятся Пасха (Светлое Христово Воскресение), так называемые двунадесятые праздники, связанные с основными евангельскими событиями, и некоторые великие праздники в честь наиболее чтимых святых. Перечислим двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Животворящего Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница (Троица), Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.
Великие праздники: Рождество Иоанна Крестителя, День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, День памяти пророка Божия Илии, зимний и весенний Дни памяти Николая Чудотворца.
В эти дни, действительно, стараются не работать. Впрочем, нельзя понимать это запрещение как позволение праздно проводить время, эти дни посвящают Богу: посещают храм и участвуют в праздничных богослужениях, проведывают больных, навещают заключенных, помогают обездоленным, уделяют время духовному чтению и молитве. Занимаются неотложными делами по хозяйству — к примеру, кормят скот, доят корову, моют посуду, топят печь и т.п. Не следует приступать только к той работе, которую возможно сделать заранее или отложить на следующий день. Какие это дела? Например, не стоит затевать стирку, рубить дрова, делать уборку в доме, работать в саду или на поле.
Тяжко согрешают те, кто устраивает в эти дни шумные застолья с попойкой. Такие люди посвящают праздничные дни не Богу, а сатане — ведь пьяный человек целиком находится во власти лукавого и творит его волю. Разве можно назвать благочестивым обычай не работать в праздники ради шумных хмельных сборищ?
Поистине, такие попойки — грех даже больший, нежели работа в праздники.
Но что же делать, спросят многие, если оказалось необходимым уехать из города на выходные по сельскохозяйственным делам? На этот случай можно дать такой совет: в воскресенье до времени совершения Божественной Литургии (хотя бы до 12 часов дня) нужно стараться не работать, а уделить это время чтению духовной литературы и молитве. После же наступления полудня, попросив у Бога прощения, можно приступить к самым неотложным делам. И постарайтесь не стать рабами своего участка. Помните, что участок для вас, а не вы для своего участка.
У горожан есть и другой выход. Во многих городских храмах по воскресеньям служат две Литургии: раннюю и позднюю. Ранняя Литургия заканчивается к половине десятого, и потому весь воскресный день остается свободным для работы на даче. Используя эту возможность, вы сможете бывать на Литургии чаще.
АСТРОЛОГИЯ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Небесные светила, безусловно, оказывают воздействие на произрастение сельскохозяйственных культур. Наиболее близкое к Земле и потому наиболее сильно влияющее на Землю светило — Луна. Всем известно, что под ее действием в мировом океане происходят отливы и приливы глобальных масштабов.
В древние времена люди жили, одновременно учитывая и солнечный, и лунный календари. Православная Пасхалия (т.е. дата праздника Светлого Христова Воскресения и всех связанных с Пасхой церковных праздников) по сей день исчисляется, исходя из лунного календаря, поэтому не стоит отвергать все, что касается законов движения и влияния небесных светил.
Церковь не приемлет астрологию, занимающуюся гаданием и утверждающую, будто вся жизнь человека объясняется исключительно положением светил на небосводе. Астрономические же наблюдения, в которых нет ничего мистического, вполне могут помогать людям во многих областях, в том числе и сельском хозяйстве. Но все же нужно помнить, что следование лунному календарю не решит всех проблем. Урожай — от Бога, а лунный календарь — только один из множества факторов, которые могут либо улучшить, либо ухудшить результат.
Из книги «Урожай и молитвы»
Метки: Молитва