Протоиерей Павел Великанов: станет ли демотиватор ступенькой ко Христу
Август 23rd 2015 -
Могут ли социальные сети формировать общину, есть ли среди пастырей разочарование в их возможностях для проповеди и общения со своими духовными чадами, допустима ли в Церкви сетевая тенденция к упрощению понятий и развлекательности. Рассказывает главный редактор портала Bogoslov.ru протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ
— Есть тенденция разочарования пастырей в соцсетях, закрытие аккаунтов. В чем причина?
Думаю, основная причина — крайне низкий процент реального контакта между священником и человеком. Слишком много условностей, ролевых игр, ненастоящего. У нас и в реальной жизни правды хронически не хватает; а в сети неправду отличить от правды почти невозможно. И при этом соцсети — очень емкие по временным и эмоциональным затратам. Хронофагия в не менее ярко выраженной форме, нежели
сидение пред телевизором.
Поэтому, думаю, внимательные к своей внутренней жизни священники могут сделать вывод: мне сетевое общение скорее вредит, нежели идет на пользу. И я вполне понимаю и даже одобряю такую позицию.
Священник должен Богу молиться и с людьми общаться — реально, а не виртуально. Разве не от скудости нашей всесторонней мы стали увлекаться виртуальными мирами соцсетей?.. Но, конечно, бывают ситуации, когда присутствие в социальной сети — долг, а не порыв сердца.
Социальная сеть подходит для пастырских целей постольку, поскольку способна сформировать паству. А это не более 2-3 процентов от участвующих в диалоге. Ведь паства— это общая молитва, общее Причастие, общая жизнь. И все это — путем столкновений и кризисов, болезненных процессов притирания друг ко другу.
Это формирует паству как общину — вокруг Христа. А тут сидят фрики, исступленно стучат по клавиатуре и думают: ой какая у нас дружная паства? С трудом я в такое верю. Путь в социальные сети — это не путь упрощения общения между людьми, а, напротив, усложнения и еще большего отчуждения в итоге.
Я за то, чтобы все в жизни находилось на своих местах: и когда общение «ВКонтакте» происходит между отцом и дочерью, которые сидят в разных комнатах одного дома, — это странновато. А вот размещать в соответствующей группе информацию о жизни прихода, обсуждать конкретные вопросы, которые нормально вписываются в такой формат, — вполне допустимо.
— Тенденция к упрощению всего в сети: короткие тексты, комиксовость, клиповость, язык демотиваторов, инфотейнмент: нет ли тут противоречия с глубиной церковного послания миру?
— С одной стороны, для тех, кто по-другому уже не понимает, для интеллектуальных и душевных инвалидов это полезно. И демотиватор хороший может стать ступенькой ко Христу, если окажется вовремя на нужном месте.
Но вот когда я захожу на какой-то сайт и вижу там рекомендованный для православных тест по христологии — меня коробит. Превращать всю тонкую, изысканную ткань христианского богословия в математический кондовый алгоритм — то же самое, что разложить икону Святой Троицы прп. Андрея Рублева в цветовой палитре RGB и утвердить как единственно правильное цветовое решение православной иконографии.
По сей день Церковь благодаря своей здоровой консервативности остается последним островком подлинности, традиционности в отношении многих вопросов — семьи, образования, воспитания, отношения к телу и многого другого.
Наша сердцевина, а это прежде всего богослужение и все, что к нему относится, должна оставаться совершенно вне воздействия всех этих внешних бушующих волнений мирского океана.
Но мы должны уметь улавливать ищущие Христа души — и не удерживать их на поверхности, а вовлекать вглубь, открывать им те смысловые вещи, о существовании которых живущие на поверхности и не догадываются. Поэтому мы должны присутствовать и в социальных сетях — но основной акцент должен делаться на богослужении как сердце жизни Церкви.
Источник: Нескучный сад