Святой пророк Ахия
Ноябрь 24th 2010 -
Пророк Ахия
Константинополь. 985 г.
Минология Василия II.
Ватиканская библиотека.
Память: 12/ 25 ноября
Святой пророк, Ахия Силомлянин (ивр. אחיה — «брат Господа»). Жил в городе Шило, где до 2870 года /890 г. до н.э./ находился Мишкан. Отсюда и его прозвище Ашилони (т.е. «из Шило»).
Выдающийся знаток Торы (Санхедрин 102а). Был одним из ближайших учеников пророка Самуэля и в 2882 году /878 г. до н.э./ получил от него посвящение в пророки
Ахия был левитом и принадлежал к числу семи учителей, которые, сменяя друг друга должны прожить до конца света (предания приписывают Ахии смерть в возрасте более 500 лет). Другие предания сообщают, что Ахия принял мученическую смерть от иудейского царя Авии.
В хасидизме существует традиция, в соответствии с которой Баал-Шем-Тов получил тайную мудрость и право учить от Ахии (не ясно, от ещё не умершего или от вернувшегося на землю).
В Православной церкви внесение имени Ахии в месяцесловы датируют X веком (например, Минологий Василия II, где его память помещена под 9 января). В современном православном календаре память пророка Ахии совершается 12 ноября (по юлианскому календарю).
В толкованиях христианских богословов пророчество Ахии Иеровоаму рассматривалось как пример взаимодействия Божественной благодати и человеческой воли (Августин Блаженный), а раздирание им одежд, как прообраз людей, разделяющих Церковь (Киприан Карфагенский).
От Ахия Силомлянина сохранилось два пророчества, а именно: что Иеробеам, сын Небота, сделается царем над десятью израильскими коленами, которые отпадут от династии Давидовой; последней останутся верными только два колена (I Цар., 11, 29 и сл.). Второе пророчество, произнесенное Ахия перед женой Иеробеама, явившейся с просьбой вымолить у Бога исцеление для ее больного сына, касалось судьбы династии этого царя, которая, согласно пророчеству Αхия, должна была прекратиться за то, что Иеробеам не стоял на страже культа Иеговы. Тогда же Ахия предсказал падение и северного, Израильского, царства, как бы предвидя все неурядицы, как внешнеполитические, так и внутренние, которые окончательно сокрушат этого государство. По-видимому, Ахия вел запись событий последних лет царствования Соломона, летопись его до нас не дошла (II Хрон., 9, 29).
Рассказ о пророке Ахии содержится в Третьей книге Царств. Сообщается о его встрече на поле с сановником царя Соломона Иеровоамом. Пророк предсказал Иеровоаму царственную власть над 10-ю коленами израильскими, которую предоставит ему Бог, исторгнув ее из рук Соломона:
«И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал ее на двенадцать частей, и сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых. (3Цар.11:30-32)»
Условием передачи царства Иеровоаму было требование «соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид» (3Цар.30:38)
После воцарения Иеровоам стал идолопоклонником, и Ахия, состарившийся и ослепший, предсказал жене смерть больного сына царя и полное истребление его рода (3Цар.14:1-16). Это пророчество исполнилось когда в ходе заговора Ваасы Нават, сын Иеровоама, был свергнут (3Цар.15:29-30).
Блженный Августин толкует эти места как пример взаимодействия Божественной благодати и человеческой воли (Aug. De Gratia et libero arbitrio. XXI 42 // PL. 44. Col. 907). Св. Киприан Карфагенский усматривает в символическом раздирании одежды Ахия прообраз людей, разделяющих Церковь (Cypr. Carth. De eccl. unit. VII).
Пророк Ахия умер в глубокой старости за 960 лет до Рождества Христова.