Святой пророк Авдий (видео)
Декабрь 1st 2014 -
Память 19 ноября/ 2 декабря.
Пророк Авдий (чье имя означает «раб Господень»), 4-й в ряду 12 малых пророков, жил около 800 г. до н.э. (другая версия во второй половине 6-го века до н.э.)
Талмуд называет его обратившимся в иудаизм идумеем (Эдом) и отождествляет с богобоязненным домоправителем порочного израильского царя начала IX в. до н. э. Ахава (Санхедрин, 39б). Христианский богослов Ефрем Сирин же писал, что Авдий был родом из Сихема и являлся современником пророков Осии, Иоиля, Амоса и Исаии (рубеж IX—VIII в. до н. э.).
Блж. Иероним Стридонский утверждал, что Авдий родился в Иорамаре (колено Ефремово) и был при дворе Ахава, затем последовал за прор. Илией и скончался в Самарии; у его гробницы происходило много чудес. Это же предание, относящее Авдию к пророкам IX в., принято свт. Димитрием Ростовским. Основным источником для определения времени служения пророка Авдия остается упомянутое в его книге нашествие идумеев на Иерусалим.
В Библии Книга пророка Авдия занимает четвертое место среди книг малых пророков (между Амосом и Ионой), в Септуагинте — пятое (между Иоилем и Ионой) и является самой маленькой по объему среди книг етхого Завета, состоящей из 21 стиха.
Подразделяется на две части:
стихи 2-14 — пророчества о предстоящей гибели Едома;
стихи 15-21 — провозвестие суда над всеми народами и обетование о спасении Израиля.
Господь через Авдия объявляет Едому, народу (Авд 1-3), который как орел «поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо», о его предстоящей гибели: «...и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд 4).
В последующих стихах (Авд 5-9), прибегая также к сравнениям и иносказаниям, пророк Авдий изображает крайнюю степень опустошения страны идумеев. Уничтожение Едома представляется как Божие возмездие «за притеснение брата твоего... в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий об Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд 10-11).
В 15-м стихе пророк возвещает наступление Дня Господня. Это будет день возмездия за совершенные дела, день суда над народами и спасения для Иуды (Авд 16-18).
Далее следует обетование об установлении нового большего по размерам теократического царства (Авд 19-20).
Заканчивается книга словами: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд 21).
В то время весь Израиль отвратился от Истинного Бога и стал приносить жертвы Ваалу. Но Авдий втайне неизменно служил Богу Авраама, Исаака и Иакова. Когда нечестивая и беспутная Иезавель, жена Ахава, истребляла всех пророков Господних, Авдий давал им приют и кормил. Наследник Ахава царь Охозия послал 3 отряда, чтобы схватить святого пророка Илию (память 20 июля). Один из этих отрядов возглавлял святой Авдий. По молитве святого Илии, два отряда были пожраны небесным огнем. Святого Авдия и его отряд Господь пощадил (4 Цар. 1). С этого времени святой Авдий оставил воинскую службу и последовал за пророком Илией. Впоследствии он и сам получил дар пророчества. Богодухновенное творение святого Авдия – Книга пророчеств, занимает четвертое место в ряду книг Малых пророков. Она содержит предсказания о Церкви Новозаветной. Святой пророк Авдий погребен в Самарии.
Авдий (Овадия, ивр. עֹבַדְיָה, «служащий Богу») — четвёртый в ряду 12 малых библейских пророков.
Когда и где жил Авдий, не говорится, но что он жил во время первого разгрома еврейского царства вавилонянами, то есть в одно время с Иеремией, — это видно из его речи, обращённой к идумеянам с укорами в предательстве по отношению к их братьям израильтянам, которым во время их поражения они преградили путь к Святой пророк Авдий был родом из села Вифарама, близ Сихема1; он служил при дворе царей Израильских и был домоправителем у царя Ахава2.
От юности своей он был весьма богобоязнен, и когда весь Израиль отступил от Бога и стал поклоняться скверному Ваалу3, он тайно служил Единому Истинному Богу отцов своих, спасшему Израиля от Египта и проведшему его чрез Чермное море посуху. Когда беззаконная Иезавель истребляла всех пророков Господних4, Авдий взял сто пророков, скрыл их по пятидесяти в двух пещерах и кормил их хлебом и водою во время голода, бывшего во дни пророка Илии5. Однажды Ахав призвал Авдия и сказал ему:
— Пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота.
И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою. Когда Авдий шел дорогою, на встречу ему показался Илия. Он узнал его, и пал на лицо свое, и сказал:
— Ты ли это, господин мой Илия?
Тот сказал ему:
— Я; пойди, скажи господину твоему: Илия здесь.
Он сказал:
— Чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтобы умертвить меня? Жив Господь Бог твой! Нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя. А ты теперь говоришь: пойди, скажи господину твоему: Илия здесь. Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня, а раб твой богобоязнен от юности своей. Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала про¬роков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою? А ты теперь говоришь: пойди, скажи госпо¬дину твоему: Илия здесь. Он убьет меня.
И сказал Илия:
— Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему.
И пошел Авдий на встречу Ахаву, и донес ему об Илие. И когда Ахав увидел Илию, пророк Божий обличил его в заблуждении и затем сотворил великое чудо: свел огонь с неба на жертвы и воду, как пишется о том в 3 книге Царств (3Цар.18:4-8). Видя это, Авдий ра¬довался всемогущей силе Бога своего, и распалялся любовью к нему и горел ревностью о Нем, и усерднее служил Ему, исполняя заповедь Его. Затем, когда умер Ахав и царство Израиль¬ское после него принял сын его Охозия 6, Авдий нёс воинскую службу. По свидетельству св. Дорофея и блаженного Иеронима, он был один из трех пятидесятников, посланных Охозиею к пророку Илии, из коих двух сжёг огонь, упавший с неба по слову пророка, а третий, который и был Авдий, был помилован: он приступил с смирением к св. пророку Илие и умолял его и говорил ему: «Человек Божий! Да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих — сих пятидесяти — пред очами тво¬ими» .
Потому-то и пощадил его Илия и, встав, пошел с ним к царю. О того времени Авдий оставил царскую службу, и пошел за св. пророком Илиею и получил духа пророчества, как сохранивший и питавший пророков Господних и сам последовавший за пророком (4Цар.1:13-15). По смерти он был погребен вместе со своими предками7.
Примечание:
1. Сихем — ныне Наблус — один из древних городов Палестины — лежал в Самарии на горе Ефремовой, в 18 часах пути от Иерусалима, в высокой и богатой, плодородной долине между горами Гаризин и Гевал. В настоящее время город потерял свое прежнее первостепенное значение: богат во множестве сохранившимися древнейшими своими памятниками.
2. Ахав, сын Амврия, нечестивейший царь Израильский, царствовал с 924- 903 г. до Р. Хр.
3. Ваал, с еврейского: "господин ", «владыка», почитался Финикиянами верховным богом, которому покланялись и изменившие своей вере Израильтяне. В образе его язычники обоготворяли солнце и мужскую производительную силу, действующую чрез жену свою Астарту, в образе которой обоготворялась луна. Поклонение им отличалось крайнею гнусною развращенностью и чувственными, безнравственными обрядами.
4. Иезавель — дочь царя — жреца Сидонского, жена Ахава, отличалась крайним нечестием и безпутными нравами. Слепо подчиняясь ее влиянию, Ахав превзошел нечестием всех своих предшественников и предался самому постыдному идолопоклонству. Он построил в Самарии храм Ваалу, позволил Иезавели воздвигнуть на своей земле алтари божествам Сирским и Сидонским и содержать при себе множество ложных пророков языческих. Наконец Иезавель воздвигла гонение на пророков Бога Истинного, и они все погибли бы, если бы Авдий, домоправитель царский не скрыл их от ее неистовства (3 кн. Цар. гл. 18, ст. 4).
5. Илия Фесвитянин — славнейший из пророков ветхозаветных, начальник общества сынов пророческих в царстве Израильском, грозный обличитель пророков Вааловых и нечестия Ахава и Иезавели. Память его совершается 20-го июля.
6. Охозия — царь Израильский, преемник Ахава, умер на втором году своего царствования, еще при жизни своего отца, оставив престол брату своему Иораму.
7. Авдий был похоронен в Самарии; жил и действовал в конце X и в начале IX века до Р. Хр.; оставил по себе пророческую книгу, которая занимает четвертое место в ряду книг т. н. малых пророков и состоит из одной главы. Его проро¬чества почти все направлены против Адомитян, или Идумеев. В конце книги есть мессианское пророчество о спасении от Сиона и об открытии царства Господня, которое ясно указывает на Церковь Новозаветную.
Pages: 1 2