Святой мученик Вениамин диакон
Октябрь 25th 2014 -
Память 13/26 октября
Диакон, арестованный во время гонения на христиан в Персии.
Он содержался в тюрьме два года, пока не был освобожден по просьбе посла византийского императора. Через год, однако, Вениамин был опять арестован, потому что продолжал проповедовать христианство. Допрашивал его сам шах. На предложение отречься, Вениамин спросил царя, уважает ли тот предателей. Разумеется, шах ответил отрицательно. “А чего заслуженно не должен потерпеть человек, оставляющий Творца?” — спросил диакон. Шах пришел в раздражение, потому что он-то не видел в Христе реальной личности, которой стоит хранить верность.
Вениамину загнали под ногти деревянные иглы, затем такую же вонзили в детородный орган, вынимали и вновь вонзали ее и, наконец, “мучитель приказал всадить в задний проход толстую, со всех сторон сучковатую палку”. Столь подробное описание казни летописцем иного читателя побуждало желать, чтобы все эти мучения в загробной жизни постигли палачей и вообще неверных, но это ведь не по-христиански, это обычная патологическая проекция на других своей скрытой агрессии в адрес несогласных. Такое отношение к адским мукам — как к долгожданной мести за праведников — бесчеловечно. Человечнее спросить: как же Вениамин держался? И вот здесь надо понять, что учение об адских мучениях, столь неприятное для современного сознания, в древности помогло многим выстоять в гонениях, переносить мучения здесь, укрепляясь мыслью о том, что земные страдания освобождают от страданий за гробом.
Вера в вечные муки была не всегда агрессивна, она и защищала от агрессии, и настолько, насколько защищала, она оправданна и осмысленна. Феодорит.
Церковная история, кн. 5, гл. 39; Analecta Bollandiana XXVIII (1909), pp. 399-415. Память 31 марта, 13/26 октября.